ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ в РАЗВОДЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ в РАЗВОДЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это не плохо и не хорошо. И вряд ли можно оценивать его с такой позиции — хорошо-плохо, правильно-неправильно. Разводу предшествует нарушение «гомеостаза» семейной системы, в которой становится невыносимо существовать всем ее членам. Развод — это один из способов разрешить сложившуюся ситуацию, в некоторых случаях — единственный.

Кризисы как часть брака

В жизни каждой пары возникают кризисы. Толчком к ним обычно служит какая-то новая ситуация, которую невозможно разрешить привычными способами. Каждая пара переживает эти кризисы на разных этапах совместной жизни.

Одна из основоположниц семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделила следующие этапы семейной жизни, особенно подверженные кризисам:

  • рождение первого ребенка;
  • ребенок осваивает речь;
  • рождение второго ребенка, борьба детей за внимание родителей;
  • ребенок пошел в сад/школу;
  • подростковый период у ребенка плюс кризис среднего возраста у родителей;
  • синдром пустого гнезда, когда дети начали самостоятельную жизнь и у них появилась собственная семья;
  • климакс у жены;
  • уменьшение либидо у мужа;
  • освоение новых ролей бабушки и дедушки.

Я бы добавила в этот список начало совместной жизни, когда супруги съезжаются и начинают договариваться о ведении быта, распределении финансов и прочих вопросах.

Известные семейные психологи Эдмонд Эйдемиллер и Викторас Юстицкис выделили кризисы, связанные с неблагоприятными событиями в жизни семьи:

  • болезнь одного из супругов или ребенка;
  • финансовый кризис;
  • супружеская измена;
  • конфликты с окружающими людьми;
  • жилищно-бытовые проблемы;
  • изменение социального статуса одного из супругов;
  • чрезмерная нагрузка;
  • домашнее насилие;
  • усыновление, опекунство.

Как договориться не разводиться

Карл Витакер, классик семейной психотерапии, писал, что конфликты в семье –– это борьба за то, «чьи правила правильнее». Каждый из супругов помнит обычаи и традиции своей семьи, которые считает незыблемыми, а может быть, никогда и не задумывался, что бывает по-другому.

Если супруги готовы выслушать друг друга, поделиться своими предпочтениями, опасениями, потребностями, привычками, рассказать о традициях своих семей, а может, даже признаться, что дома ему/ей не давали решать финансовые вопросы и теперь он/она в растерянности, — это даст им больше знаний друг о друге и поможет найти решение, подходящее обоим.

Часто на грани развода оказываются родители первенца. Красивые чужие фото в интернете формируют у пары неоправданные ожидания от родительства. А по факту супруги оказываются перед массой проблем, со многими из которых не могут справиться — а должны. Неуверенность, стыд, вина друг перед другом и окружением за собственное несовершенство начинают разрушать отношения.

Если пара готова встретиться со своим несовершенством, признать наличие проблем и отсутствие опыта, то появляется возможность преодолеть кризис — возможно, обратившись за помощью и поддержкой к более опытным родителям, психологу и другим специалистам, тем самым снимая напряжение внутри семьи.

В моей практике была пара, все конфликты и сложности которой были обусловлены особенностями их характеров. Каждый из супругов в детстве пережил жестокое насилие, буллинг, унижение и смерть родителя. Каждый из них проходил личную психотерапию. Это помогало им больше понимать о себе, о мотивах их поступков, в частности относительно друг друга. Иногда и мне, и им казалось, что уж лучше им развестись. Однако в процессе терапии они пришли к выводу, что если сейчас выйдут из этих отношений, то нет гарантии, что они не попадут ровно в такие же.

Грех ли жениться на разведённой?

Есть такое понятие в Церкви: икономия, принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, чтобы не было хуже. Вот по этому принципу — можно. Сейчас Церковь при разводе не исследует обстоятельства, а лишь констатирует, что брак распался и восстановить его не представляется возможным, а правящий архиерей даёт благословение на второй церковный брак (венчание), в крайнем случае, даже и на третий, но не более. На этом, церковная икономия в Православной Церкви заканчивается (а католики, например, вообще её не допускают, не благословляют повторные браки и не причащают второбрачных никогда).

Так как надо предельно ясно понимать, что евангельский и церковный идеал — однобрачие. Один мужчина и одна женщина в вечности. И ничего более, кроме любви. К нему призывает Христос и Его Церковь: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3–9).

Моисей, применяет икономию, чтобы, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, по причине жестокосердия древних евреев и нравственной распущенности, они, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. А Христос Спаситель возвещает людям идеал, то что ждёт Бог от каждого человека, то каким должно быть устроение Божьего мира, то что принесёт людям радость и мир с Богом и друг другом.

Контекст определяет смысл

Впервые это утверждение находим в главе 5 Евангелия от Матфея, когда Иисус говорил о грехе прелюбодеяния:

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. (Матфея 5:27-32)

Весь этот отрывок показывает что является блудом и насколько серьезны его последствия, одно из них – это развод, или разделение. Блуд является причиной того, что кто-то оставляет свою жену, а если мужчина оставляет жену не по причине прелюбодеяния, то дает ей повод прелюбодействовать. Если же кто-то разведется по той причине, что она прелюбодействовала, то тот, кто женится на этой женщине совершает прелюбодеяние, потому что она прелюбодействовала будучи в браке.

Читайте также:  Сроки уплаты налогов и взносов в 2023 году

Толкование Евангелия на каждый день года.Вторник 32-й седмицы по Пятидесятнице

Мк., 43 зач., 10, 2–12

Тогда подошли фарисеи и спросили Иисуса, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Причины супружеской неверности

Большинство исследователей сошлись во мнении, что основные причины адюльтера:

  • Новая влюбленность. Подобная ситуация встречается в долгосрочных браках, когда партнеры устали друг от друга либо никогда не любили вторую половину.
  • Месть. Измена супруга способна подтолкнуть партнера на ответные действия, особенно если ранее существовали подозрения на этот счет.
  • Недостаток внимания и любви. Женщина, не получающая ласку от супруга, ищет ее в других мужчинах, при этом наличие новой влюбленности необязательно — важно удовлетворить потребность в сопереживании.
  • Остывшие чувства. Закономерное окончание супружества двух людей, которые поняли, что их отныне ничего не связывает.
  • Случайность. Супружеская измена может произойти по стечению обстоятельств, незапланированно. В основном — в состоянии алкогольного опьянения либо в нестандартной обстановке.

Как покаяться в измене мужу или жене и какая епитимия накладывается на согрешившего?

Вопрос: «Как покаяться в измене мужу или жене»? Ответ: так же, как каются в других грехах, — в православном храме на исповеди перед священником. И в этом случае духовник, согласно церковным канонам, может и должен наложить ту или иную епитимию на согрешившего.

Учитывая всеобщую развращённость и усиленное действие духа блуда в мире, к примеру, я не налагаю на таковых положенные 15 лет отлучения от причастия, однако на некоторое, гораздо меньшее время все же их отлучаю.

Тут открытым остается вопрос о прощении согрешившего другим супругом. Это уже они должны решать между собой. Покаяние на исповеди вовсе не предполагает открытие этого греха одного супруга перед другим. Иногда лучше оставить его в неизвестности. Впрочем, повторяю, это уже дело семейное.

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему наш Господь Иисус Христос называет женитьбу на разведенной – грехом прелюбодеяния?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– По определению. Что такое прелюбодеяние? Прелюбодеяние – это нарушение человеком того, что благословлено Богом. А в данном случае получается так: женат на одной, потом – на другой… Когда человек живет брачной жизнью с одной женщиной, а потом – с другой (даже если этому есть какие-то оправдания, например, жена – умерла) – это уже противно замыслу Божьему! Да, церковь даже венчает второй брак, но всё равно это есть прелюбодеяние, потому что в этом есть измена своей первой жене. Это надо понимать.

Недаром священникам запрещено вступать во второй брак, чтобы, если даже его жена умрет или, не дай Бог, покинет его по какой-то причине – он в этом смысле мог остаться непорочным перед Богом.

Протоиерей Александр Березовский: – Священник – как образец…

Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, священник должен быть образцом, только, к сожалению, современный человек утратил всякие образцы. Например, на современном Западе кидают помидоры в Папу Римского, потому что он, видите ли, не благословляет гомосексуалистов и аборты! Люди думают, что церковь – это некая организация по обслуживанию населения, а потому она должна благословлять всё, чего бы им не захотелось! А это совсем не так.

Церковь – это проводник учения Христова, которое зовет человека к ангельской жизни или, как минимум – к человеческой, а не к демонической и самоубийственной. Может быть, церкви начать благословлять пьянство, наркоманию, воровство, грабеж, убийства? Это, вроде бы, даже смешно звучит, но люди-то – совершенно искренне возмущаются!

Протоиерей Александр Березовский: – Например, люди возмущены и тем, почему не благословляется гражданский брак? Сейчас все так живут! А как еще иначе?

Протоиерей Димитрий Смирнов: – А церковь еще не благословляет грабеж банков! А почему? Банки всегда грабили, и сейчас грабят! Вот пока мы говорим, ограбили еще какой-то банк! Почему бы церкви не благословить? Приходит человек в церковь и говорит: «Я хочу ограбить банк. Батюшка, отслужите молебен, чтобы всё прошло благополучно».

Чем отличается от блуда

Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного — мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние — это когда изменяешь мужу или жене.

Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.

Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.

Блуд и прелюбодеяние — в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам . Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.

Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.

Читайте также:  Что нужно знать о замене электросчетчика. Цены, сроки, нюансы

Епитимия за прелюбодеяние и как покаяться на Исповеди

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Конечно, вам будет стыдно за совершенные плотские грехи, но назовите их коротко, не рассказывая подробности: «Согрешил (а) блудом (или) прелюбодеянием».
Возможно, священник назначит за этот тяжелый грех епитимью. Это принятый еще с древних, апостольских времен особый способ послушания. Он излечивает душу, это определенное лекарство для чувства вины и для изменения образа жизни. Сам Христос и апостолы оставили заветы Церкви, чтобы каждый христианин, переступивший грань заповедей Божиих, исповедался.

Однако Церковь не имеет единого списка епитимий за определенные грехи. Зачастую священники не назначают епитимьи вовсе, ограничиваясь разъяснениями, беседой, предложениями читать наставления об этом святых отцов Церкви.

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

  • Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
  • Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии

Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.

  • Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
  • Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
  • Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело — истечениями.
  • Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
  • Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
  • Набег мысли — стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.

Супружество зиждется на верности. Что делать в случае измены?

Преподаватель Священного Писания Нового Завета Московской духовной академии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов разъясняет один из самых, к сожалению, актуальных вопросов сохранения семьи. Что делать, если одна из сторон в браке изменила? Как единогласно учат поступать в данном случае Евангелие, опыт Церкви и наставления святых отцов?

Один из важных аспектов евангельского учения о браке раскрывается в 19-й главе Евангелия от Матфея. Фарисеи подходят к Спасителю и искушают вопросом: позволительно ли разводиться с женой? На что Господь отвечает: Моисей дал вам разводное письмо (то есть предусмотрел возможность развода) по жестокосердию вашему.

Однако Сам Господь все же говорит о единственной причине, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. В последующее время Церковь была неуклонно верна этому евангельскому воззрению. В лице отцов и учителей Церкви она всегда стремилась провести в сознание и жизнь своих членов ту идею, что брак есть союз неразрывный и неприкосновенный во всех случаях, кроме вины прелюбодеяния.

«Священное Писание, – учит Климент Александрийский, – узаконивает брак на условии нерасторжимости его, это открывается из ясного постановления Господом следующего закона: Не разводись с женой твоей, кроме вины преступной связи».

Ему вторит Ориген: «Спаситель отнюдь не допускает расторгать брак по какому-либо иному прегрешению, как только одному прелюбодеянию, обретенному в жене».

В чем же кроется разрывающая брак сила этого прегрешения? Блудник выходит из союза брачного, умирает для него. Но если прелюбодеяния нет, то «отпускающий попирает самую брачную основу, разлучает то, что Бог сочетал законом природы и освятил в христианстве нарочитым Таинством».

Такое объяснение одним из толкователей расторжения брака основывается «на возведении естественной связи мужчины и женщины в истинно таинственную – Христову. Здесь брак не просто совместное сожитие, но прежде и больше всего – христианский долг воспроизводить в нем те отношения, какие существуют между Господом и Его Церковью. Это именно и выражается в классическом месте Еф. 5:32, где речь далеко не о простом сравнении… и показывает, что брак требует взаимной самопреданности в целях духовно-нравственного усовершенствования до возраста исполнения Христова (Еф. 4:13) и себя, и своего потомства в качестве членов Церкви. Поэтому он и должен быть нерасторжимым столько же, сколько вечно общение Искупителя с верующими. Но с другой стороны, он не менее решительно и уничтожается, раз этот принцип нарушен кем-то из супругов, – и глава оказывается без тела, или наоборот» (Ориген).

Подтверждение той мысли, что по причине прелюбодеяния уничтожается брак, содержится и в творениях отцов-доникейцев. Так, Ерм в известной книге «Пастырь» говорит, что, доколе муж не знает греха прелюбодеяния своей жены, «не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе».

Читайте также:  ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками

Подобное учение находим и в Апостольских постановлениях: «Кто удерживает растленную, – говорится там, – тот нарушает закон естества, поелику держащий прелюбодейцу безумен и нечестив (Притч. XVIII, 23): посему отсецы ю, говорит (Писание), от плоти твоея (Сир. XXV, 29); ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысл свой к другому».

Учитель Карфагенской Церкви Тертуллиан вопрошает еретика Маркиона: «Что у тебя делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но как ты знаешь, и твой апостол (Павел в искаженных еретиком писаниях его) не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (ср.: 1 Кор. 6:15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем Христа… Кроме вины прелюбодеяния Бог не разрушает того, что Сам сочетал».

Эти свидетельства доказывают, что прелюбодеяние подрывает и убивает самый корень брака, и если супруги продолжают жить, то уже живут не в браке, а в греховном сожительстве. Но, с другой стороны, в творениях тех же отцов-доникейцев мы находим указания на то, что даже прелюбодеяние еще не ведет к бесповоротному разрыву супружеского союза: к нему ведет лишь «закоснелое упорство любодействующего, закоренелость его в пороке и нежелание возвратить себе расположение поруганного» (см. Глубоковский Н.). «Что же, – рассуждает Ерм, – если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли быть принята мужем ее?» – «Даже если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене».

О том же говорит Климент Александрийский: «Соблудившая живет греху, но умерла для заповедей, а раскаявшаяся и как бы возродившаяся по образу жизни – она получает пакибытие жизни; раз же прежняя блудница умерла, снова приходит родившаяся к жизни покаянием». Таким образом, для пострадавшего, для невиновной стороны все-таки вытекает обязанность всячески стремиться к примирению и устроению нормального порядка, «лишь после того бракоразводные намерения его будут чистыми; без этого же, цепляясь за единичный пример, он обнаружит лукавство своего сердца, забвение того, что сочетанное Богом нужно поддерживать до последней возможности и с самопожертвованием» (см. Глубоковский Н.).

Только после того, как исчерпаны все средства вразумления, невинный освобождается от своих супружеских обязанностей. В этом смысле поучителен случай, который приводится святым мучеником Иустином: «Одна женщина, бывшая прежде и сама распутною, жила с распутным мужем. Когда же она, познав учение Христа, уцеломудрилась, она стала склонять к целомудрию также и своего супруга… Но он, пребывая в своих непотребствах, постоянно входил в незаконные сношения. Считая нечестивым разделять ложе с мужем, который предавался плотским удовольствиям вопреки закона природы и сверх всякой меры, она решилась окончательно порвать с ним всякую (супружескую) связь. Но при этом она уважила советы своих и принудила себя оставаться еще в надежде, что муж когда-нибудь переменится. А как сделалось известным, что муж, ушедши в Александрию, начал совершать гораздо худшее, – она, дав так называемую разводную, отделилась от него, дабы, оставаясь в союзе и разделяя с ним стол и ложе, не оказаться сообщницею в бесчинстве и нечестии».

Итак, только после того, как не остается надежды на возможность примирения между членами брачной четы, прекратившими сожительство по вине одного из супругов, невинная сторона вправе окончательно расторгнуть брак, так как союза по сути уже не существует. И здесь уже может быть поставлен вопрос о возможности повторного брака для невинной стороны.

Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?

Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:

а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Как не допустить разрушения семьи?

Учиться ценить имеющееся

Возникают вопросы: как противостоять соблазнам? Бытовые проблемы, нехватка денег, болезни — как бороться с рутиной? Если у семьи не получается освежить отношения, как это советуют, — что делать, куда бежать? У меня нет готового рецепта.

Священник каждый день видит людей, подавленных этими проблемами. Хроническая усталость, безденежье, общее состояние депрессии и подавленности — практически у каждого. Как быть? Надо стараться начать с себя. Если не разберёшься со своими проблемами, никто не поможет. Этому учат святые отцы. Ты — свой самый первый враг.

Ответь честно: ты эгоист? — да, безусловно. Ты хочешь жить красиво? — ну конечно, все хотят, журналы и фильмы об этом, у всех всё так здорово, а я что, самый рыжий? Подсаженность на материальное благополучие, индустрия стяжательства и потребительства изнасиловали человеку мозги. Надо бороться с этим. Посмотри объективно на свой уровень жизни и признай, что не всё так плохо и ужасно. Людям нужно научиться ценить то, что есть.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *