Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема № 11. Подсудность в уголовном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российские нормативные акты не содержат определения подсудности, однако труды ученых-юристов позволили сформировать его в уголовно-правовой науке. Так, под подсудностью уголовных дел стоит понимать комплекс признаков, позволяющих установить, какой суд и в каком составе уполномочен рассмотреть конкретное уголовное дело по первой инстанции.
Основные принципы и правила подсудности уголовных дел по УПК РФ
Можно сформулировать несколько базовых принципов, на которых основан институт подсудности:
- Между судами не допускаются споры по подсудности. Суд, получивший дело от другого суда с постановлением о передаче в порядке ст. 34, 35 УПК РФ, не может отказать в разбирательстве и должен принять дело к производству.
- Решение, принятое судом вопреки правилам подсудности уголовных дел, не является законным. В постановлении от 27.11.2012 № 26 Пленум Верховного суда РФ называет принятие таких решений нарушением фундаментальных основ уголовного судопроизводства, что указывает на основополагающую роль рассматриваемого института в уголовном процессе.
- Суды не выходят за пределы своей юрисдикции. Суд не должен принимать к рассмотрению дела, относящиеся к компетенции иных органов государственной власти. Ст. 29 УПК содержит список полномочий суда, за пределы которых суд выходить не должен.
Комментарии к ст. 31 УПК РФ
1. Подписав 16 декабря 1966 г. Пакт «О гражданских и политических правах», Россия обязалась обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными властями. В развитие данного положения в ст. 47 Конституции РФ отмечено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Подсудность — это совокупность признаков, характеризующих преступление (общественно опасное деяние), а в некоторых случаях и лицо, совершившее преступление, исходя из которых рассмотрение и разрешение уголовного дела по первой инстанции относятся к компетенции строго определенного суда.
3. Максимальное наказание за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ч. 1 ст. 354 УК) не превышает трех лет. Однако согласно п. 1 ч. 3 коммент. ст. дела о таких преступлениях подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
4. Мировому судье подсудны дела частного обвинения. Причем вне зависимости от того, проводилось ли по данному факту ранее предварительное следствие (дознание) или нет.
5. Дела о вышеперечисленных преступлениях мировыми судьями рассматриваются и тогда, когда в их совершении принимали участие несовершеннолетние — лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста.
6. Мировым судьей не могут быть рассмотрены дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
7. Уголовные дела мировой судья рассматривает единолично.
8. Районному суду подсудны все дела, кроме дел, которые подсудны мировым судьям, верховным судам республики, краевым или областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов, а также военным судам.
9. Рассмотрением уголовных дел о неосторожных преступлениях и об умышленных преступлениях, за совершение которых согласно санкции соответствующей статьи Особенной части УК не может быть назначено наказание, по своей тяжести превышающее пять лет лишения свободы, вправе и обязан заниматься судья единолично. Факт единоличного разрешения уголовного дела законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления подсудимого. Дело будет рассмотрено единолично даже в случае отраженного в материалах уголовного дела возражения обвиняемого против этого.
10. Все остальные дела, подсудные районному суду, при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, могут быть рассмотрены тремя профессиональными судьями. Это дела об умышленных преступлениях, за совершение которых максимальное наказание является более строгим, чем пять лет лишения свободы.
11. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом России по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и при этом вправе рассматривать дела по первой инстанции (ст. 126 Конституции РФ).
12. В ч. 4 коммент. ст. говорится о делах, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ. Отнесение этих дел к подсудности высшего органа правосудия нашего государства является дополнительной гарантией обеспечения прав и законных интересов отдельных категорий должностных лиц государства.
13. Так, согласно ч. 11 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.
14. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
15. Кем бы ни являлся обвиняемый и какую бы должность ни занимал, без его ходатайства о рассмотрении дела по первой инстанции Верховным Судом РФ таковое по общему правилу нельзя признать законным.
16. Когда же по делу, подсудному Верховному Суду РФ, к ответственности привлечено несколько обвиняемых, один (одни) из которых ходатайствует, а другой (другие) возражает против рассмотрения их дела по первой инстанции Верховным Судом РФ, какой суд будет рассматривать такое дело, решает сам Верховный Суд РФ.
17. Уголовное дело о запрещенном уголовным законом деянии невменяемого (лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение), подпадающем под признаки определенной статьи УК, должен рассматривать тот суд, которому подсудно дело о совершении аналогичного преступления .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 1996 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 3.
18. Военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (п. 2 ч. 1, ч. ч. 4 — 5 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
19. В ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» отмечено, что дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, в первой инстанции рассматривает окружной (флотский) военный суд. Уголовные дела, не отнесенные Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда, рассматривает в первой инстанции гарнизонный военный суд (ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
20. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» судьи гарнизонных военных судов рассматривают также уголовные дела, отнесенные УПК к подсудности мировых судей. Данные дела рассматриваются в порядке, установленном главой 41 УПК.
21. Подсудность дел военным судам в период мобилизации и в военное время определяется соответствующими федеральными конституционными законами (ч. 8 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
22. Если обвинительный приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей в отношении нескольких лиц, отменен вышестоящей судебной инстанцией с направлением дела на новое судебное разбирательство лишь в отношении одного или нескольких лиц, обвиняемых в совершении преступлений, не указанных в ч. 3 коммент. ст., и, таким образом, не имеющих права на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, дело в отношении такого обвиняемого (таких обвиняемых) должно быть принято к производству и рассмотрено судом, указанным в ч. 3 коммент. ст., — единолично судьей федерального суда либо коллегией из трех судей федерального суда (при наличии ходатайства лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Дело в отношении такого лица (таких лиц) не может быть направлено в нижестоящий суд, так как подсудность была определена ранее на основании ч. 1 ст. 33 УПК .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1.
23. См. также комментарий к ст. ст. 20, 29, 49, 54, 104, 241, 440 УПК.
Процессуальное положение потерпевшего
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч.1 с. 42 УПК). Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.
Лицо должно признаваться потерпевшим независимо от степени доказанности факта совершения преступления, которым ему предположительно причинен физический, имущественный, моральный вред. Чрезмерное затягивание с признанием потерпевшим необоснованно ограничивает возможность пострадавшего от преступления защищать свои законные интересы с помощью процессуальных прав, предоставляемых ему с момента вынесения дознавателем, следователем, судьей соответствующего постановления. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.
Потерпевший как участник процесса со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в состязательном процессе (ст. 42 УПК).
К правам потерпевшего относятся: право знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь помощью переводчика бесплатно; иметь представителя. Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.
В случае проведения по делу судебной экспертизы, назначенной по ходатайству потерпевшего, он вправе знакомиться не только с самим постановлением, но и с заключением эксперта. Кроме того, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания), получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого. Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и выступать в судебных прениях при судебном разбирательстве уголовного дела. Кроме того, потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судебные решения, в том числе в связи с мягкостью назначенного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также он может приносить жалобы на судебные решения и принимать участие в судебном заседании суда второй и надзорной инстанций.
При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. Потерпевший дает показания по правилам допроса свидетеля, поэтому за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ.
Общие условия судебного разбирательства
К общим условиям судебного разбирательства относятся: непосредственность и устность (ст. 240 УПК); гласность (ст. 241 УПК); неизменность состава суда (ст. 242 УПК); роль председательствующего и секретаря судебного заседания (ст. 243, 245 УПК); равенство прав сторон (ст. 244 УПК); участие обвинителя, подсудимого, защитника, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. 246–251 УПК); пределы судебного разбирательства (ст. 252 УПК); отложение и приостановление судебного разбирательства (ст. 253 УПК); решение вопроса о мере пресечения (ст. 255 УПК РФ); регламент судебного заседания (ст. 257 УПК); протокол судебного заседания (ст. 259, 260 УПК) и др.
Непосредственность состоит в том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан сам исследовать доказательства по делу.
Судебное разбирательство ведется устно.
Гласность судебного разбирательства требует, чтобы разбирательство уголовных дел во всех судах было открытым, за исключением случаев, предусмотренных ст. 241 УПК.
Непрерывность судебного разбирательства требует, чтобы суд немедленно после заслушивания последнего слова подсудимого удалился в совещательную комнату для постановления приговора.
Неизменность состава суда состоит в том, что каждое уголовное дело должно быть рассмотрено в одном и том же составе суда. Если кто-нибудь из судей лишен возможности продолжать участвовать в заседании, то он заменяется другим судьей и разбирательство дела начинается сначала (ст. 242 УПК).
Равенство прав сторон состоит в том, что в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств и т.д.
Пределы судебного разбирательства:
1) судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению;
2) изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 252 УПК).
Согласно ст. 243 УПК председательствующий ведет судебное заседание и совещания судей, т.е. организует деятельность как всех участников процесса, так и состава суда.
Участие в судебном разбирательстве государственного (частного) обвинителя обязательно (ст. 246 УПК).
Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случаев, когда по делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие, а также в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 247 УПК.
Разбирательство дела откладывается на определенный срок с указанием времени нового судебного заседания в случае невозможности разбирательства дела вследствие неявки в судебное заседание кого-либо или в связи с необходимостью истребования новых доказательств. Если подсудимый скрылся, а также в случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого соответственно до его розыска или выздоровления.
Протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания (ст. 260 УПК).
Различие определенных норм процессуальной направленности, которые служат для определения того или иного органа судебной власти, является четким основанием для осуществления разграничения подсудности на виды. Если посмотреть на это с точки зрения организации деяний судебного характера, то в процессе правосудия по делам правонарушительного порядка у подсудности есть сразу две стороны, в зависимости от того, разграничивается ли компетенция между звеньями судебной системы или между равными по уровню судебными органами. В первой ситуации определение подсудности напрямую зависит от границ, которые в свою очередь гражданин, который является законодателем устанавливает в виде предмета судебной деятельности определенного звена, отсюда, определяемая ими подсудность называется предметной (также ее достаточно часто называют родовой). Отмеченные границы компетенции не исчерпывают специального вопроса о разграничении каких-либо полномочий, так как есть еще внутренние границы, которые служат для определения компетенции различных органов судебной власти, входящих в единое звено.
Данная компетенция определяется территорией юрисдикции конкретного суда, то есть конкретным местом его деятельности и составляет территориальную подсудность.
Подсудность уголовных дел — это совокупность признаков конкретного уголовного дела, при учете которых решается вопрос о том, какой суд первой инстанции должен рассматривать данное дело по существу.
Осуществление правосудия на территории такого огромного государства, как Российская Федерация, требует соответствующей организации деятельности судов разных звеньев и, прежде всего, оптимального распределения между ними уголовных дел, поступающих для рассмотрения по существу. С этой целью законодатель предусмотрел правила подсудности. При этом учитывается ряд признаков, характеризующих конкретное уголовное дело, которые и позволяют определить, какой суд первой инстанции должен принять данное дело к своему производству и рассмотреть его по существу.
Этими признаками являются:
1) место совершения преступления (начало и окончание конкретного преступления);
2) состав преступления, т.е. норма уголовного закона, по которой органы предварительного расследования квалифицировали деяние, вмененное обвиняемому либо лицу, в отношении которого ставится вопрос о применении принудительных мер медицинского характера;
3) данные о личности субъекта преступления;
4) другие обстоятельства, дающие возможность определить, какой суд должен рассмотреть конкретное уголовное дело, позволяя при этом экономить время, силы и средства судебной системы и общества в целом. Например, проживание всех участников уголовного судопроизводства на одной территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, отличного от места совершения преступления, и др.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел
Цель определения признаков — обеспечение эффективности расследования. Кроме того, значение имеют и права потерпевшей стороны. Нарушение прав обвиняемого также не допускается. Каждый из них должен иметь возможность при необходимости обратиться с ходатайством или жалобой.
Но есть еще один аспект, который именуется «правами обвиняемых на законных (естественных) следователей и на справедливый суд и законный приговор». Нарушение правил подследственности стоит на одном уровне по важности с этими законными правами обвиняемого (подозреваемого). И если в определенный момент было нарушение, последствия наступят тут же.
Обратите внимание! Главное, что в таких случаях возникает обоснованное подозрение в непристрастности. Иными словами, со стороны может показаться, что дело изначально направляется в те инстанции, которые будут «решать вопросы» заинтересованных лиц, вместо того, чтобы справедливо и объективно вести расследование. Здесь нарушается принцип равенства сторон, что считается грубейшим нарушением законов России.
Подведомственность и подследственность уголовных дел: в чем разница
Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность
Взаимосвязанными между собой, но при этом являющимися абсолютно самостоятельными институтами УП, являются подведомственность и посредственность.
Обратите внимание! В нормативных актах невозможно найти четкого определения подследственности. Оно выработано в ходе юридической практики учеными-юристами.
Понятие подследственности включает в себя объединение признаков правонарушения, которое дает возможность определить его к различным следственным органам. При этом подследственность налагает обязательство перед органом проводить тщательное расследование, включающее в себя:
- Обязательное возбуждение дела относительно совершенного правонарушения.
- Проведение расследования, предваряющего судебное разбирательство.
- Тщательную проверку собранных материалов и доказательств.
- Принятие компетентного решения (прекращение, приостановление разбирательства или передача материалов в суд).
Но стоит отметить, что отнести совершенное преступление к юрисдикции конкретно взятого органа достаточно сложно. При этом учитываются различные факторы, включая то, какой риск общественной безопасности несет свершенное деяние и реакцию на него.
Подведомственность определяет судебную систему по месту совершения правонарушения, а подведомственность в основном применяется в мировых судах при рассмотрении гражданских и административных дел.
Подсудность — свойство уголовного дела, состоящее из совокупности признаков.
В действующем законодательстве и теории уголовного процесса выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи дел.
Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой квалификации.
Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между различными звеньями одноименных судов и составами их судов.
В частности, этот признак применяется для разграничения уголовных дел, подсудных мировому судье, суду районного звена, суду областного звена, а также дел, подсудных гарнизонным военным судам, окружным (флотским) военным судам и Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В системе судов общей юрисдикции основную нагрузку по рассмотрению и разрешению уголовных дел несет районный суд (в настоящее время более 90% всех дел).
В самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом.
Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или военным судам, а также дел, подсудных мировому судье. Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду можно определить путем изъятия дел, подсудных другим судам.
В соответствии со ст. 35 УПК районный судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.
Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание является более строгим, чем пять лет лишения свободы, но не превышает пятнадцати лет лишения свободы, а также все дела о преступлениях несовершеннолетних, кроме дел, подсудных мировому судье.
Мировому судье подсудны:
1) дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч.1 ст. 129 и ст. 130 УК;
2) уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, кроме дел, исчерпывающий перечень которых изложен в законе (ст. 467 УПК).
Суду областного звена подсудны уголовные дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 36 УПК, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
Эти дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседателей. С согласия обвиняемого дело может быть рассмотрено в составе трех профессиональных судей. По ходатайству обвиняемого эти дела рассматриваются судом присяжных (ст. 15, 421 УПК).
Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, рассматривает коллегия в составе трех профессиональных судей (действие этого положения приостановлено до принятия нового УПК).
Основным звеном в системе военных судов является гарнизонный суд. Подсудность уголовных дел этому суду определяется следующим образом.
Гарнизонному военному суду подсудны уголовные дела, не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда (ст. 22 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).*
* ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»//Российская газета. 1999. 29 июня.
Уголовные дела в гарнизонном суде рассматриваются и разрешаются коллегиально в составе судьи и народных заседателей (ст. 23 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).
Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ст. 14 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).
В этом суде уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия из судьи и народных заседателей (ст. 15 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого (ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).
В этом суде уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей (ст. 10 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).
Персональный признак подсудности определяется характеристикой личности обвиняемого (должностным положением, возрастом и т. п.).
Этот признак применяется для разграничения подсудности уголовных дел между:
а) различными звеньями одноименных судов;
б) судами общей юрисдикции и военными судами;
в) различными составами судей.
Персональный признак действует в случаях, прямо предусмотренных законом, и имеет превалирующее (преимущественное) значение в сравнении с другими признаками.
В частности, уголовные дела в отношении судей всех судов по их требованию должны быть рассмотрены Верховным Судом РФ (Судебной или Военной коллегией по уголовным делам).
Персональный признак лежит в основе определения подсудности уголовных дел военным судам. Согласно ст. 7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военные суды рассматривают дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Персональный признак лежит иногда в основе определения состава судей. Так, в исключение из общего правила дела о преступлениях несовершеннолетних, за совершение которых возможно максимальное наказание свыше двух лет лишения свободы, но не более пяти лет лишения свободы, рассматриваются судом в составе районного судьи и двух народных заседателей.
Исключительный признак подсудности определяется особой сложностью или особым общественным значением уголовного дела.
Этот признак определяет рассмотрение и разрешение уголовных дел, подсудных Верховному Суду РФ. В настоящее время Верховный Суд вправе принять такие дела к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ лишь при наличии ходатайства обвиняемого.
Территориальный признак подсудности определяется местом совершения преступления или местом окончания предварительного расследования (ст. 41 УПК).
Территориальный признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между судами одного звена. Правильное определение территориального признака подсудности уголовных дел необходимо потому, что юрисдикция каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу.
Территориальный признак всегда присутствует в подсудности в сочетании с каким-либо иным признаком.
Рассмотрение дела в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление, целесообразно в силу того, что:
§ в этом районе находятся подсудимый, потерпевший, большинство свидетелей;
§ судьи хорошо знают местные условия, учитываемые при принятии судебных решений;
§ судебные решения обеспечивают наибольший воспитательно-предупредительный эффект судебного разбирательства.
Признак подсудности по связи дел определяется взаимосвязью уголовных дел, которые подсудны судам разных звеньев или различным судам одного звена.
Согласно ст. 42 УПК при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны разноименным судам, дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим из этих судов.
Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» четко устанавливает судебную систему, т.е. закрепляет виды судов, функционирующих на территории государства, а также устанавливает их компетенцию.
Так, статья 4 указанного нормативно-правового акта говорит о том, что система судов РФ состоит из федеральных судов, а также мировых судебных органов субъектов РФ.
Федеральные суды имеют свою уровневую систему:
- районные суды;
- верховные суды каждого края, области, республики, а также приравненные к ним суды крупных городов, имеющих статус федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и т.д.);
- Верховный суд РФ.
Отдельно выделяют военные суды, которые призваны рассматривать дела узкой категории (военная тематика). Они имеют приравненный статус к районным судам либо верховным суда местного значения (зависит от их уровня).
Компетенция различных судебных инстанций
Определение суда, к чьей компетенции относится УД, законодатель возлагает на прокурора. Для принятия решения последний должен адекватно оценить обстоятельства, субъект преступления, материалы следствия и соотнести их с правилами установления подсудности.
Большая часть преступлений подлежит рассмотрению районным судом. В зависимости от статьи Уголовного Кодекса, дела могут входить в компетенцию судебных учреждений прочих категорий. От тяжести преступления зависит и состав суда.
Судопроизводство по преступлениям самой малой тяжести ведут мировые судьи. Санкции по таким УД не должны превышать 3 года лишения свободы. Объединяет такие преступления п. 1 ст. 31 УПК:
- причинение вреда малой тяжести при наличии такого намерения;
- причинение тяжкого вреда при отсутствии такого намерения;
- нанесение побоев с последствиями малой тяжести;
- угроза убийства или причинения увечья;
- распространение клеветы.
Подсудность, подведомственность и подследственность уголовных дел — в чем разница
Подсудность и подследственность — два самостоятельных института уголовного права, при этом они взаимосвязаны.
Как и в случае сподсудностью уголовных дел, ни один нормативный акт не содержит четкого определения подследственности. Однако в юридической науке выработалось ее определение.
Под подследственностью стоит понимать совокупность признаков преступления, которые позволяют отнести его на стадии предварительного расследования к компетенции того или иного следственного органа. С другой стороны, подследственность определяет обязанность того или иного органа предварительного расследования организовать работу по делу:
- провести проверку материла;
- возбудить уголовное дело;
- провести предварительное расследование;
- принять процессуальное решение (передать дело в суд, приостановить или прекратить расследование).
Нельзя отрицать, что отнесение той или иной категории преступлений к компетенции конкретного следственного органа во многом обусловлено степенью общественной опасности деяний и возможностями, имеющимися в распоряжении того или иного следственного органа, так как от качества проведения предварительного расследования и соблюдения процессуальных норм во многом зависит эффективность работы судебной системы.
Что же касается подведомственности, то в уголовно-правовой науке и на практике это понятие употребляется редко и в качестве тождественного подсудности, но оно широко применяется в гражданских и административных процессах.
Основные принципы и правила подсудности уголовных дел по УПК РФ
Можно сформулировать несколько базовых принципов, на которых основан институт подсудности:
- Между судами не допускаются споры по подсудности. Суд, получивший дело от другого суда с постановлением о передаче в порядке ст. 34, 35 УПК РФ, не может отказать в разбирательстве и должен принять дело к производству.
- Решение, принятое судом вопреки правилам подсудности уголовных дел, не является законным. В постановлении от № 26 Пленум Верховного суда РФ называет принятие таких решений нарушением фундаментальных основ уголовного судопроизводства, что указывает на основополагающую роль рассматриваемого института в уголовном процессе.
- Суды не выходят за пределы своей юрисдикции. Суд не должен принимать к рассмотрению дела, относящиеся к компетенции иных органов государственной власти. Ст. 29 УПК содержит список полномочий суда, за пределы которых суд выходить не должен.
Полномочия районных судов
В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:
-
все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
-
дела об административных правонарушениях.
-
апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
-
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.
То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:
-
первой инстанции;
-
второй (апелляционной) инстанции;
-
инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Функции председателя районного суда
Председатель районного суда выполняет следующие функции:
-
председательствует в судебных заседаниях;
-
распределяет другие обязанности между судьями;
-
назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
-
руководит работой аппарата суда;
-
организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;
-
руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
-
организует работу по повышению квалификации работников суда;
-
вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
-
ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
-
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.