Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация квартиры военнослужащими по договору соц найма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году этот процесс включает в себя несколько этапов. Прежде всего, нужно определить статус жилья и возможность его переформатирования. Если речь идет о жилплощади, которая находиться на балансе муниципальных органов, то военным она переоформляется в общем порядке.
Приватизация военного жилья через суд
Существуют препятствия, которые мешают это сделать в обычном порядке. Дело в том, что при передаче недвижимости офицеру, МО РФ не наделяет его правом распоряжения ею, а заключает с ним договор социального найма, как было указано выше.
Этот вид жилья часто не поставлен на кадастровый либо технический учет или вообще не оформлен на военного, проживающего в ней.
Законодательно не установлен алгоритм, который бы регулировал передачу жилого помещения с баланса МО РФ в частную собственность человека, хотя федеральные законы не запрещают это делать.
Поэтому здесь необходимо судебное решение. Военнослужащему следует быть готовым обратиться с заявлением в суд.
Рассмотрим порядок действий, который следует соблюсти, чтобы достичь цели.
Фабула дела: Н. обратился с иском о признании за ним права собственности на служебное жилое помещение к Администрации города Салехард. В обоснование исковых требований П. указал, что в 1996 г. был избран депутатом Государственной Думы Российской Федерации, после его избрания в г. Салехард ему было предоставлено служебное жилье, после окончания срока его полномочий в качестве депутата требований о выселении со стороны Администрации не предъявлялось, жилье по факту утратило статус служебного.
Кем рассматривалось: дело рассматривалось:
- в первой инстанции Салехардским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа, требования были удовлетворены;
- в апелляционной инстанции судебной коллегией по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 26 марта 2012 г. по делу N 33-625.
Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:
- при вселении в квартиру по Жилищному кодексу РСФСР, действующему на момент вселения, истец и члены его семьи имели право на заключение договора найма (в настоящий момент социального найма);
- истец и его семья нуждались в предоставлении жилья;
- судом был сделан вывод, что исходя из того, что истец и его семья нуждались в жилье, жилье было предоставлено не по договору найма служебного жилого помещения, а по договору социального найма;
- истец и его семья проживали достаточно длительно в жилом помещении, Администрация г. Салехард не предъявляла требований о выселении.
Исходя из вышесказанного можно составить примерный алгоритм действий при подаче искового заявления о приватизации служебного жилья:
- необходимо выяснить, по каким основаниям предоставлялось жилье;
- узнать, состоит ли жилье на учете в качестве служебного, так как законодательство обязывает ставить на учет служебные жилые помещения;
- необходимо обратить внимание суда на тот факт, что собственник жилищного фонда не обращался с требованием о выселении из жилого помещения;
- обратить внимание суда и подтвердить это соответствующими доказательствами (договор найма, подтверждении факта регистрации в жилом помещении), что заинтересованное лицо в приватизации проживает в жилом помещении достаточно долго.
В данном случае удалось приватизировать служебное жилье, однако по таким исковым заявлениям суды, как правило, отказывают исходя из того, что служебное жилье не приватизируется, в данном случае помогло то, что суд отказался квалифицировать жилое помещение в качестве служебного.
Фабула дела: бюджетное учреждение обратилось с иском о выселении К. и членов ее семьи. Иск был обоснован тем, что жилье предоставлялось на время трудовых отношений между К. и бюджетным учреждением, в настоящий момент трудовые отношения прекращены.
Кем рассматривалось дело:
- в первой инстанции Октябрьским районным судом г. Уфы, в удовлетворении требований бюджетного учреждения было отказано;
- в апелляционной инстанции Верховным судом Республики Башкортостан, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 19 июня 2017 г. по делу N 33-10891/2017.
Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:
- К. поставлена в очередь как государственный служащий для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения;
- у К. отсутствуют какие-либо жилые помещения в собственности;
- К. входит в круг лиц, которых в соответствии со ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» выселить из служебного помещения нельзя;
- договор найма служебного жилого помещения не расторгнут, не был признан недействительным.
В данном судебном деле основную роль в положительном решении для нанимателя сыграл тот факт, что ее ситуация является исключением и выселить ее нельзя, также немаловажным моментом являлось то, что наниматель нуждалась в жилье как государственный служащий и стояла в очереди для получения единовременной выплаты.
Мы выяснили, что нуждающимся в жилье военнослужащим положены служебные квартиры, которые в свою очередь бывают двух видов:
- муниципальными;
- из военного жилого фонда.
Основаниями, дающими военнослужащим право начинать процедуру переоформления, являются:
- фактическое проживание в квартире;
- служба в вооруженных силах РФ 20 лет и более;
- минимум 10 лет общего стажа (для тех, кто был уволен в запас).
Не получится приватизировать такие квартиры:
- расположенные на территории закрытых военных городков (подробный перечень населенных пунктов содержится в специальном нормативном акте Правительства РФ);
- находящиеся в ветхом и аварийном состоянии.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2014 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой О.Ч., при секретаре Рыбачук К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. А. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., к администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Г. Ирины Анатольевны, открытого акционерного общества «Славянка»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Г. А. В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Г. С.А., обратился в Гурьевский районный суд Калининградской области с указанным выше иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ), к ответчикам администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании за ним и его дочерью Г. С.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Сосновка, ул. Центральная, д. X, кв. №XX на условиях договора социального найма, и признании права собственности по ЛА доли за каждым в порядке приватизации на указанную квартиру.
В обоснование заявленных исковых требований, с учётом уточнений, истец Г. А.В. ссылается на то, что с ноября 1993 года он являлся военнослужащим в/ч № YYYYY, расположенной в пос. Сосновка Гурьевского района Калининградской области, ныне филиал в/ч XXXXX. В сентябре 1994 года ему как военнослужащему и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48.8 кв.м., расположенная по указанному выше адресу на территории бывшей в/ч YYYYY, то есть по месту его службы в закрытом военном городке. Затем, 10.09.1997 года ему был выдан ордер, на основании него он зарегистрировался по месту жительства. В настоящее время он также проживает в указанной выше квартире, оплачивает коммунальные платежи. После увольнения с военной службы 20.03.2004 года в связи с окончанием действия контракта он остался проживать в данной квартире, ожидая предоставления другого жилого помещения от муниципалитета Гурьевского района Калининградской области. Обратившись с заявлением в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о передаче ему данной квартиры в собственность в порядке приватизации, им были получены ответ о том, что данный вопрос решается в судебном порядке. Кроме того, истец полагает, что решение главы администрации Гурьевского района от 05.09.1997 года о включении данной квартиры в число служебного жилья, нарушает требования ст. 101 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года). При этом, в нарушении требований ст. 106 ЖК РСФСР с ним не был заключен договор найма именно служебного помещения на все время прохождения военной службы. Поскольку не был соблюден порядок вселения его в служебное жилье, истец считает, что сложившиеся отношение как отношения найма именно служебного жилого помещения квалифицировать нельзя. С учётом того, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, так как пос. Сосновка исключен из перечня закрытых военных городков, а ранее в приватизации жилых помещений он (истец) и его дочь не участвовали, Г. А.В. просит данный спор разрешить в судебном порядке.
В судебном заседании истец Г. А.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., и представляющий его интересы представитель Зубринович Ю.И., действующий на основании нотариальной доверенности от 06.10.2014 года, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям и доводам, пояснив как изложено выше, просили удовлетворить заявленные требования, дополнительно пояснив, что Г. А.В. данная квартира была выделена жилищной комиссией в сентябре 1994 года с целью улучшений жилищных условий, поскольку изначально истцу было предоставлено общежитие для временного проживания, в котором он и был зарегистрирован. Спорная квартира была предоставлена Г. А.В. после того, как она была освобождена ранее проживавшим в ней офицером, в свою очередь заселившимся в новый дом. И в дальнейшем, только лишь 10.09.1997 года истцу был выдан ордер, в то время, как за предшествующий период времени Г. А.В. со своей семьей фактически проживали в спорной квартире по договору социального найма, а коммунальные платежи автоматически удерживались из заработной платы с учётом метража занимаемого жилого помещения.
Представители ответчиков администрации Гурьевского городского округа, Федерального государственного казенного учреждения «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отдела № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, в то время, как о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, возражений на заявленные Г. А.В. требования не представили.
Уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства третье лицо не заявляющее самостоятельные требования. Г. И.А. в судебное заседание не явилась, представив 30.10.2014 года суду заявление, согласно которому она указала, что с бывшим супругом Г. А.В. в сентябре 1994 ода они вселились в спорную квартиру и стали в ней постоянно проживать. Кроме того, з материалах дела также имеется заявление Г. И.А., датированное 21 июля 2014 года согласно которому третье лицо поддерживает исковые требования истца и просит рассматривать данное гражданское дело в её отсутствие, с указанием на то, что на жилое помещение она не претендует.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Департамента имущественных отношений МО РФ и ОАО «Славянка», будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, возражений на заявленные требования не представили.
В соответствии с положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, с учётом мнений участвующих в судебном заседании истца Г. А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А. и его представителя Зубриновича Ю.И., суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства, признавая причины неявки в судебное заседание представителей ответчиков неуважительными.
Выслушав пояснения истца Г. А.В. и представляющего его интересы Зубриновича Ю.И., показания свидетелей Мышкина В.В., Островского С.Ф., Абрайтене Р.П. и Каргиной Л.П., исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд находит искрвые требования Г. А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Именем Российской Федерации
03 октября 2014 года
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н., при секретаре Арутюнян Ф.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.В.Н., Л.М.С. к Министерству Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отдел №5 в г. Калининграде о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № 944 от 18.06.2012 года они являются нанимателями квартиры № Х в д. Х по ул. Осенней г.Калининграда. Указанная квартира была предоставлена Министерством обороны РФ. Желая приватизировать указанную квартиру, обратились в отдел № 5 в г.Калининграде ФГУ «Западное региональное управление жилищного рбеспечения» с соответствующим заявлением, на которое получили ответ о невозможности передать ему жилое помещение в собственность по причине отсутствия полномочий на заключение договоров приватизации с гражданами. Полагают, что он имеют право на приватизацию спорного жилого помещения в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с чем просили суд признать право собственности за ними на жилое помещение по адресу: г. Калининград, ул.Осенняя, д. Х кв. Х по 1/2 доли за каждым.
В судебном заседании истцы представитель истцов по доверенности Б.Т.В. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, дополнив, что жилое помещение предоставлялась также на сына истцов, однако, последний отказался участвовать в приватизации.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, о дате рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, ходатайств и возражений по заявленным требованиям в суд не представили.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещении в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения е собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст.ст. 6, 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Анализ приведенных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» свидетельствует о том, что гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения в государственном жилищном фонде, не может быть отказано в приобретении данных жилых цомещений в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено, что истец Л.В.Н. является нанимателем квартиры № Х в д. Х по ул.Осенней в г.Калининграде в соответствии с договором социального найма жилого помещения № 944 от 18.06.2012 года, заключенного с начальником ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отдел №5 в г. Калининграде, действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании доверенности.
Согласно копии поквартирной карточки и копии лицевого счета в указанной квартире были зарегистрированы Л.В.Н., Л.М.С., Л.В.В.
Таким образом, истцы законно занимают жилое помещение — квартиру, расположенную по адресу г. Калининград, ул. Осенней, д. Х кв. Х и имеют право на бесплатную передачу занимаемого жилого помещения в собственность.
Согласно ответу начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» отдел в г. Калининграде передать Н.С.Н. спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации не представляется возможным по причине отсутствия полномочий на заключение договоров приватизации с гражданами.
Жилое помещение, расположенное в домах, составляющих государственный жилищный фонд, в том числе ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, подлежит приватизации на основании ст. 2 Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ. Спорное жилое помещение к категории жилья, приватизация которого исключена законом не относится.
В соответствии со ст. 57, 58 ГК РФ, Приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации, федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизуется путем присоединения к нему федеральных учреждений КЭЧ районов и ОМИС. По решению уполномоченного государственного органа введена процедура реорганизации ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ путем присоединения ФГУ «Калининградской КЭЧ района» МО РФ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 в настоящее время в г. Калининграде не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации. КЭЧ района в настоящее время не уполномочена заключать договора приватизации жилых помещений на основании указания Департамента имущественных отношений МО РФ от 09.11.2010 года. Таким образом, отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого истцу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает последнего возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения в установленном данным Законом порядке.
При таких обстоятельствах истцы по объективным причинам не имеют возможности заключить договор приватизации занимаемого жилого помещения и приобрести его в свою собственность.
Главным основанием для приватизации квартиры военнослужащими является закон «О приватизации» №1541-1. Кроме него нужно учитывать ПП РФ №512. В соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин РФ имеет право на приватизацию 1 раз в жизни. Таким образом, любой военнослужащий, являющийся гражданином РФ может приватизировать жилье, которое он снимает по договору социального найма.
Приватизация возможно для следующих категорий военнослужащих:
- Проживающих в помещении на основании договора социального найма.
- Отслуживших в вооруженных силах не менее 20 лет.
Как военнослужащему приватизировать служебное жилье
Если квартира находится в аренде на основании договора социального найма, то общий порядок действий очень схож с тем, который реализуется гражданами, не проходящими службу в вооруженных силах РФ. В том же случае, когда жилье является служебным, его сначала нужно передать в собственность муниципалитета и только потом заниматься приватизацией. В отдельных случаях для этого требуется обращаться в суд и отстаивать свои права.
Пример: Военнослужащий снимает квартиру на основании договора социального найма. Через некоторое время данное помещение МО РФ оформляет как служебное жилье. По правилам, это нужно делать только при наличии согласия жильца. Если его нет, то военнослужащий может через суд признать незаконным факт передачи квартиры в служебный фонд, тем самым фактически вернув ее в собственность муниципалитета. Далее он имеет полное право на приватизацию этого объекта недвижимости.
Семье военнослужащего, принявшей решение оформить жильё в собственность, в первую очередь следует определить статус занимаемой ею квартиры в управлении соответствующего органа Минобороны.
Процесс провести невозможно, если жильё расположено в закрытом военном городке. Данный вид жилых помещений имеет особое стратегическое оборонное значение и передаче в частную собственность не подлежит.
Кроме того, по общим правилам, не допускается приватизация квартир в домах, имеющих статус аварийных и подлежащих сносу.
Если подобного статуса у квартиры нет, начать процесс следует в обращения в отдел приватизации определённого муниципалитета, для определения пакета документов. При этом заявителем должен выступить сам военный или его доверенное лицо (читайте о приватизации через риэлтора).
Заявление на приватизацию квартиры военнослужащим образец.
О том, можно ли приватизировать долю в квартире, вы можете узнать из нашей статьи.
Возможные препятствия
Сложность процесса в основном заключается в наличии статуса служебных у жилых площадей. Начав процедуру оформления помещения в собственность, люди встречаются со следующими препятствиями:
- Здание, в котором расположено помещение, не имеет официального владельца или УК. Причина такого положения – несвоевременное оформление документации при передаче ведомственных квартир в муниципальную собственность.
- Владельцем недвижимости является Министерство обороны. Такая недвижимость не подлежат приватизации, поскольку имеют статус ведомственных.
- МКД переданы на баланс государства, но на жилые помещения, расположенные в них, не оформлена документация в БТИ и Росреестре. Этот факт приводит к невозможности выдачи технических и кадастровых паспортов жилых помещений, поскольку такие здания не стоят на кадастровом учёте.
Все эти проблемы затягивают процесс, а в некоторых случаях делают его невозможным. Каждый конкретный случай имеет свои особенности и может иметь отличающийся порядок решения проблемы.
Узнайте на нашем сайте о правах и обязанностях собственника и прописанных в приватизированной квартире, а также о том, за что придется платить владельцу приватизированных метров из своего кармана.
Сам факт приватизации, то есть передачи собственности проживающим гражданам, осуществляется на безвозмездной основе. Вложение средств потребуется на оплату нотариальных заверений, справок и свидетельств. Например, свидетельство (разрешение) на приватизацию стоит 2 тыс. рублей, независимо от количества зарегистрированных граждан. Порой спорные вопросы и конфликтные ситуации требуют получения судебного решения. Документ затребуют в бюро приватизации при подаче заявления и пакета сопроводительных документов.
Если прибегнуть к юридическим услугам, то стоимость приватизации возрастет, но проблемы будут решены оперативно и в пользу заинтересованного лица. При выходе на пенсию по выслуге лет военнослужащий имеет возможность разрешить свои жилищные вопросы в свою пользу, став собственником занимаемой квартиры.
Главным основанием для приватизации квартиры военнослужащими является закон «О приватизации» №1541-1. Кроме него нужно учитывать ПП РФ №512. В соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин РФ имеет право на приватизацию 1 раз в жизни. Таким образом, любой военнослужащий, являющийся гражданином РФ может приватизировать жилье, которое он снимает по договору социального найма.
Приватизация возможно для следующих категорий военнослужащих:
- Проживающих в помещении на основании договора социального найма.
- Отслуживших в вооруженных силах не менее 20 лет.
Однако касается это только муниципальной квартиры. Те же типы военного жилья, которые находятся в ведении Министерства Обороны РФ не подлежат приватизации на том основании, что они относятся к служебным помещениям. Кроме того, нельзя приватизировать квартиры:
- Находящиеся в аварийном состоянии.
- В которых выполнена самовольная перепланировка.
- Расположенные в городках закрытого типа.
Можно ли приватизировать служебное жилье?
Процедура приватизации осуществляется на основании Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ». Оформить в частную собственность жилье можно только если оно принадлежит государству или муниципалитету.
Таким образом получить служебное жилье могут только граждане, занятые на государственной службе или выполняющие обязанности государственной важности. К таким сотрудникам относятся:
- Депутаты. Где бы не пришлось работать депутату, в любом субъекте РФ и муниципальном образовании он получит квартиру для проживания.
- Чиновники. Эта категория служащих может рассчитывать на жилье, если по месту работы собственной квартиры у них нет.
- Военные. Если по долгу службы военнослужащий вынужден часто менять место дислокации и у него есть семья, ему будет предоставлена служебная квартира. Когда семьи у военного нет, предоставляется комната в общежитии.
- Сотрудники МЧС и правоохранительных органов.
- Работники ЖКХ, если жилье им необходимо. К примеру, рабочий день дворника начинается не позже 5 утра. В некоторых населенных пунктах добраться до места работы проблематично.
- Сотрудники таможни, ФНС, лесных и рыболовных хозяйств, судьи.
- Учителя и врачи, если у них отсутствует собственное жилье в населенном пункте, где они ведут трудовую деятельность.
Переоформить жилье, имеющее статус служебного, в собственность с точки зрения закона нельзя. На это указывает ст. 4 Закона «О приватизации». Тем не менее, законодательно также предусмотрен определенный порядок, при котором переоформление допускается.
Итак, чтобы приватизация служебного жилья произошла успешно, требуется его передача в собственность муниципалитета. Этого не произойдет без согласия на то работодателя-собственника или без соответствующего решения суда.
Шансов приватизировать служебное жилье больше у тех работников, трудовой стаж которых на этом предприятии или в этом учреждении превышает 10 лет. Но в любом случае согласие собственника необходимо.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос юристу в специальном окне.
Приватизация служебного жилья – простая процедура, если собственник не имеет ничего против. После получения его согласия процесс происходит по стандарту. Итогом рассмотрения будет выдача выписки из ЕГРН, подтверждающей право собственности гражданина на квартиру.
Если же собственник категорически против, то единственный выход – обращение в суд. Однако положительного решения удается добиться редко. Для этого нужно, чтобы у истца не было иного жилья и был внушительный трудовой стаж в этом учреждении.
Необходимые документы
Для обращения в суд с целью приватизации жилья военнослужащим нужно подготовить следующие документы:
- Удостоверения личностей всех членов семьи военнослужащего, прописанных в квартире (паспорта для лиц старше 14 лет, для остальных – свидетельство о рождении);
- Письменный отказ от участия в планируемой приватизации квартиры (такой отказ требуется, если кто-либо из прописанных членов семьи высказал свое несогласие участвовать в приватизации и владеть в дальнейшем приватизированным имуществом). Отказ от участия в планируемой приватизации заверяется нотариально. Если отказ оформляется на несовершеннолетнего, дополнительно требуется представить письменное разрешение на такой отказ из органа опеки;
- Выписку из домовой книги, подтверждающую состав семьи военнослужащего. Когда кто-либо из членов семьи, обладающий правом на участие в приватизации, имея на то веские причины, не прописан в квартире, то дополнительно должна в суд представляться справка о его местожительстве. Кроме того, представляется документ, подтверждающий право участия непрописанного в квартире члена семьи военнослужащего в долевой приватизации (или письменный нотариальный отказ от своей доли в жилье);
- Кадастровый паспорт приватизируемого жилого помещения;
- Копию лицевых счетов от собственника жилья, оформленного на военнослужащего по соглашению социального найма. Исходя из особенностей конкретной ситуации, от военнослужащего требуются и другие документы. Если военнослужащий получил жилое помещение, оформленное по соглашению социального найма, уже после 01.09.1991 года, то для участия в бесплатной приватизации ему потребуются справки о прописке со всех предыдущих мест его жительства, а также документация, подтверждающая неиспользование права на однократную бесплатную приватизацию по предыдущим местам проживания.
Возможно, суду потребуются справка из БТИ с приложениями (поэтажным планом и экспликацией), письменный отказ от местной администрации (отдела жилищной политики), справки из регистрационных органов, содержащие информацию по приватизируемому жилому объекту, отказ довольствующих органов.
Если военнослужащий решил отстаивать свое право на приватизацию жилья с помощью юриста, нужно дополнительно подготовить нотариальную доверенность, дающую полномочия выбранному юристу на представительство в суде и оформление правоустанавливающей документации.
Спустя несколько месяцев после подачи документов в орган приватизации может последовать письменный отказ. Это довольно частое явление, особенно, если военнослужащий собирал документы самостоятельно и не очень сведущ в юридических вопросах.
Типичные причины отказа:
- отсутствие основания для приватизации для военнослужащего;
- неполный список документов;
- смерть заявителя;
- отсутствие информации о предыдущем месте жительства;
- уже использованное право на бесплатную приватизацию;
- перевод военнослужащего в другой регион;
- неузаконенная перепланировка приватизируемой квартиры.
Если военнослужащий считает отказ необоснованным, то он может обратиться в суд за защитой своих прав либо обжаловать решение органа приватизации в вышестоящие инстанции. Но возможно просто нужно устранить недочеты и подать пакет документов снова. Никаких ограничений в этом случае не предусмотрено, но, конечно, у заявителя должно быть законное право добиваться приватизации квартиры.