Трудовая миграция: понятие, причины и тенденции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая миграция: понятие, причины и тенденции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Страны с наибольшим числом мигрантов

Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине. Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики.

В список таких стран входят:

  • США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
  • Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
  • Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.

Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
  • страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
  • снижение напряженности на рынке труда.

Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:

  • Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
  • Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
  • Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
  • Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.

Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.

Основные определения и источники данных

Международных мигрантов в зависимости от продолжительности пребывания в стране приема, которая отражается в целях миграции и получаемых мигрантами правовых статусах, разделяют на две категории. К первой категории «Постоянные или долгосрочные мигранты» относятся мигранты, которые прибыли в страну с целью постоянного (длительного) проживания. Во вторую категорию «Временные мигранты» попадают те, которые прибыли в страну приема на время: для работы, обучения, лечения и пр.

За последние 25 лет критерии определения постоянных мигрантов в России неоднократно менялись. В настоящее время к ним относят российских граждан, прибывших на постоянное место жительства из-за рубежа, иностранцев, получивших вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также лиц, прибывших из-за рубежа и зарегистрированных по месту пребывания на срок от 9 месяцев. Именно долгосрочные, а не временные, мигранты пополняют численность постоянного населения страны. Благодаря постоянной миграции за период с 1992 по 2015 г. население России увеличилось на 8,9 млн человек. Без столь значительного миграционного прироста численность трудоспособного населения страны, по нашим оценкам, в начале 2015 г. была бы на 6 млн человек меньше. В целом российский рынок труда быстро и безболезненно поглотил иммигрантов (Lazareva, 2015). Этому способствовали их культурная близость населению России (99% переселились из бывших союзных республик), сравнительно высокий уровень образования, а также высокий спрос на рабочую силу в период экономического подъема.

Читайте также:  Новая выплата из материнского капитала-2023. Кто и сколько может получить

Однако в центре нашего внимания находится не постоянная, а временная трудовая миграция. Трудовым мигрантом по определению, принятому Генеральной Ассамблеей ООН, считается «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является»1. В отличие от постоянной, трудовая миграция обусловлена исключительно экономическими факторами. По количеству трудовых мигрантов Россия находится среди мировых лидеров. Этим, в частности, объясняется почти десятилетнее присутствие России в первой тройке стран по объемам отправленных денежных переводов. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2014 г. мигранты из России перевели более 32,6 млрд долл., и по этому показателю она занимала третье место в мире после США и Саудовской Аравии (Ratha et al., 2016).

Трудовые мигранты, за исключением тех, кого регистрируют по месту пребывания на 9 месяцев и более, не включаются в число постоянных жителей страны. До недавнего времени максимальный период трудовой деятельности большинства иностранных работников ограничивался одним годом. Исключение составляли те, кому трудовой контракт продлевался еще на полгода, и немногочисленная категория высококвалифицированных специалистов, которым разрешение на работу выдается на срок до трех лет. С 2015 г. у иностранцев — обладателей патентов на осуществление трудовой деятельности появилась возможность продлевать срок работы до двух лет.

Российская государственная статистика внешней трудовой миграции основана на учете разрешительных документов на работу, включая разрешения на работу и патенты; на уведомлениях работодателей о найме иностранных работников; на сведениях о регистрации по месту пребывания с целью «работа». Статистика, как и само миграционное законодательство, находится в состоянии непрерывного реформирования. По этой причине следует аккуратно интерпретировать динамику трудовой миграции и помнить о нескольких миллионах незаконных трудовых мигрантов, не попадающих в статистическую отчетность.

В России национальные выборочные обследования не служат значимым источником информации о трудовой миграции. Так, в обследованиях населения по проблемам занятости (ОНПЗ), в отличие от зарубежных аналогов (Labour Force Survey), задача изучить положение международных мигрантов не ставится. В таких условиях недостающую информацию о социально-экономических характеристиках мигрантов, об условиях, в которых они живут и работают в России и на родине после возвращения, можно получить из национальных выборочных обследований, которые проводятся в странах — основных миграционных партнерах России. В данной работе для проведения сравнительного анализа заработков мигрантов и российских граждан использованы результаты обследований, которые проводились в Таджикистане. Речь идет об обследовании уровня жизни2 при участии Всемирного банка и ЮНИСЕФ в октябре-ноябре 20073 и 20094 гг. и об обследовании домохозяйств Таджикистана5 в 2011 г.6 Эти репрезентативные опросы сопоставимы по программе и результатам. Они содержат блоки вопросов об условиях жизни, о здоровье, образовании, участии в рынке труда и других сторонах жизни членов домохозяйства, в том числе о внешней миграции7. Причем в обследованиях опрашивались как вернувшиеся мигранты, так и члены домохозяйств мигрантов, находящихся за границей.

Сферы деятельности и демографические характеристики трудовых мигрантов

Временные трудовые мигранты заняли в основном «плохие» рабочие места (низкооплачиваемые, с тяжелыми условиями труда), малопривлекательные для российского населения (May и др., 2013). С 2007 г. деятельность иностранцев в отдельных сферах стали ограничивать. Так, в соответствии с постановлением правительства РФ иностранцам полностью запрещалось торговать алкогольными напитками и фармацевтической продукцией, а также торговать вне магазинов18. В Приложении 2 приведено распределение трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, по профессиональным группам в 2014 г.19 Как можно видеть, почти половина трудовых мигрантов из стран СНГ были рабочими в строительстве или неквалифицированными рабочими всех отраслей. Среди таджикских мигрантов эта доля была почти на 10 п. п. выше. Многие мигранты из стран СНГ, которые были заняты дома в государственном управлении, здравоохранении и образовании, поменяли сферу своей деятельности на рабочие места, не соответствующие уровню их образования и квалификации. Смена мигрантами профессии и места работы на территории России приводит к усилению концентрации иностранных работников в определенных видах экономической деятельности (торговле, строительстве, ЖКХ, транспорте) (Варшавская, Денисенко, 2014. С. 73).

Образовательная и демографическая структуры трудовых мигрантов отражают спрос на иностранную рабочую силу на российском рынке труда. Так, среди иностранных работников явно преобладают мужчины. В 2014 г. на 100 мужчин, получивших разрешения на работу, приходилось 18 женщин, а среди обладателей патентов — 23 женщины. Трудовые мигранты молоды. Так, в 2015 г. более 40% мигрантов из Таджикистана находились в возрасте от 18 до 29 лет. Среди постоянных жителей России на эту возрастную группу приходится 17% общей численности населения.

Многочисленные мигранты новых, постсоветских поколений из государств Центральной Азии по результатам различных обследований и переписей населения 2002 и 2010 гг. отличаются более низким уровнем образования, знания русского языка, профессионально-квалификационной подготовки по сравнению со старшими поколениями. Обследование, проведенное в ноябре 2011 г.20 среди почти 9 тыс. мигрантов, показало, что более 20% из самой многочисленной группы мигрантов — граждан государств Центральной Азии — не владеют русским языком.

. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во многих странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Россия имеет подобные соглашения с Германией и Финляндией, которые определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны. Подписанное соглашение реализуется следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

— требования к качественной характеристике импортируемой рабочей силы (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

— возрастной ценз (в среднем 20-45 лет);

— состояние здоровья (запрет на въезд больных СПИДом и психическими заболеваниями, наркоманов);

— социальные и политические ограничения (не допускаются в страну лица, ранее осужденные за уголовные преступления, а также ограничивается въезд членов партий тоталитарного типа).

Регулирование въезда иммигрантов проводится не только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

— первоочередной прием тех мигрантов, которые осуществили инвестиции в экономику страны-реципиента;

— уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство (в Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов);

— налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

— ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране (В Норвегии разрешение на работу выдается только на один год, хотя и допускается возобновление).

В странах-реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. В стране может действовать закон, содержащий подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Профессионально отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда. В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных профессий», составленный Министерством иммиграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех странах-реципиентах всегда действовали национально- географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Многие страны отдают предпочтение мигрантам из стран Европы, ограничивая при этом въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

В настоящее время развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. Используется, как правило, три вида таких программ. Во-первых, программы материальной компенсации – предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только «отступное пособие», но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билета.

Во-вторых. программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину – организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

В-третьих, программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов применяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Санкции практикуются и в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. Введены санкции и в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов (применяются крупные штрафы и расходы по депортации возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант).

Международное перемещение рабочей силы является мощным фактором экономического развития. С одной стороны миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей.

С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов в странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах-донорах; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х годах 20 века, несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

Такое движение населения называется трудовая миграция. То есть граждане переезжают в другой населенный пункт, регион или даже в иностранное государство с целью поиска более высокооплачиваемой работы.

Социальное развитие, экономические возможности и в связи с этим разность в уровнях жизни в различных регионах страны не дает снизить актуальность данного вопроса в России. Да и международную ситуацию никто не отменял. Наши сограждане едут за границу в поисках высокооплачиваемой работы, а из соседних республик едут к нам. Как показывает статистика, Россия наравне с США и Канадой входит в тройку наиболее привлекательных стран для мигрантов различных уровней. И это не шутка.

Основной причиной такого передвижения народных масс является разность в уровнях зарплат в соседних регионах. Применительно к нашему случаю – в соседнем регионе все колхозы и совхозы давно уже стали банкротами, и сельское хозяйство пришло в упадок. Сотни первоклассных сельскохозяйственных рабочих остались без работы, без единого шанса найти работу по своему профилю. Немногочисленные фермерские хозяйства ситуацию не спасают.

На сегодняшний день рабочая сила является одним из основных экономических ресурсов. Это обусловлено ростом зависимости информационного общества, результатов производства в условиях НТР от человеческого фактора.
Международный рынок труда — сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.

Мировой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Современный мировой рынок труда включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Таким образом, мировой рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Современная международная трудовая миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Баланс позитивных и негативных последствий для стран — участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

Миграционные процессы в современном мире практически не прекращаются никогда. Миграция может быть индивидуальной, ограниченной или массовой. В данном случае всё зависит от того, насколько системно осуществляется переезд с одного места жительства на другое вне зависимости от того, внутренняя это миграция или внешняя, а также от того, сколько людей принимают участие в этом процессе.

К примеру, житель одного из райцентров Новосибирской области переезжает в областную центр. Это будет индивидуальная миграция. Даже если он переедет в другую страну, то количественное определение миграции в данном случае не изменится. Переезд жителей Украины на работу в Польшу, принявший массовый характер, соответственно, будет считаться массовой миграцией. Понятие ограниченной миграции может рассматриваться ситуативно и является промежуточным звеном между индивидуальной и массовой миграцией. Это может быть переезд жителей одного населённого пункта в другой или переезд представителей одной профессии на работу в другую страну. Всё зависит от того, в контексте чего рассматривается в данном случае понятие миграции.

Миграционные процессы могут быть организованными или неорганизованными (хаотичными). В данном случае деление тоже носит весьма условный характер. Например, массовая миграция при заселении европейцами американского континента носила хаотичный характер и её никоим образом нельзя было считать организованной. А вот переселение немецких колонистов в российское Поволжье, организованное правительством Российской империи, носило, соответственно, организованный характер. Организованной миграцией называют переезд отдельных мигрантов или их групп (больших и малых), когда процесс переезда регламентируется определёнными миграционными программами, действующими в принимающих их странах (во многих случаях по согласованию со правительствами странам проживания мигрантов).

Миграция также бывает добровольной или вынужденной. Впервые проблема вынужденной миграции начала официально рассматриваться на международном уровне после Второй мировой войны. В послевоенной Европе наблюдался процесс миграции огромных масс населения, вызванный последствиями этой самой кровопролитной из войн в истории. К примеру, в число вынужденно перемещённых лиц, по оценкам экспертов, входили более 12 миллионов человек. Необходимость координации миграционных процессов привела в 1951 году к созданию Международной организации по миграции. За годы своей деятельности эта структура стала главным международным органом, занимающимся вопросами миграции.

В России сегодня вопрос миграции является очень животрепещущим. Российская Федерация является одновременно и страной-поставщиком мигрантов, и их, так сказать, потребителем. Российское правительство считает вопрос регулирования миграционного трафика одной из своих первостепенных задач.

Читайте также:  Коды валютных операций в 2023 году

Из России выезжают её граждане в поисках лучшей жизни за рубежом. Многие из них относятся к категории мигрантов трудовых. Регионами притяжения для них, как правило, являются Евросоюз, США и Канада. В Россию едут выходцы из постсоветских республик, которые стремятся найти здесь работу и осесть на российской земле, а также выходцы из дальнего зарубежья, например, китайцы или вьетнамцы. Основными центрами притяжения в России для них становятся Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний Новгород и другие развитые в экономическом плане российские регионы.

Наблюдается также высокий уровень внутренней миграции внутри самой страны. Жители её менее развитых регионов переезжают в более развитые экономически, значительную роль в перемещении населения играет и семейная миграция. Значительное число жителей российской глубинки хотят найти работу в пределах высокоразвитых российских агломераций, где уровень оплаты труда гораздо выше, да и вакансий в разы больше.

В современной России миграция присутствует практически во всех аспектах, а её влияние на экономическую и политическую жизнь страны с каждым годом возрастает.

Более детальное знакомство с миграционными процессами позволяет лучше ориентироваться в современном мире и прогнозировать множество процессов. Это утверждение актуально и на уровне правительств, и на уровне обычных граждан, которые планируют переезд либо в другую страну, либо просто в другой город или регион.

Трудовая миграция: современные тенденции, причины и особенности

Трудовая миграция подразумевает территориальные перемещения людей с целью поиска работы.

Можно выделить внутреннюю (региональную) и международную миграцию в зависимости от того, ищет ли человек работу в другом регионе своей страны или выезжает за границу.

Внутренняя миграция контролируется трудовым законом той страны, гражданином которой является работающий человек. Международная миграция регулируется резолюцией, принятой Ассамблеей ООН, о защите прав всех трудящихся 1990 года. Международная трудовая миграция может иметь постоянный или временный характер:

  1. Постоянный характер носит миграция, связанная с переездом за границу и получением вида на жительство и права на работу.
  2. Временная миграция может быть связанная с работой по контракту, сезонной (вахтовой) работой и миграцией приграничных рабочих.

Ежегодно в Россию стремится большое количество трудовых мигрантов из разных стран. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 миллионов человек, что составляет 6,4% от общего количества населения.1 Наибольший процент из прибывающих мигрантов составляют граждане стран СНГ и Балтии, а также представители Китая, Турции и Вьетнама. За последние 20 лет характер трудовой миграции в России изменился. Если раньше процесс перемещения граждан находился под строгим контролем, то теперь увеличивается процент нерегулируемой миграции. Изменился и сам характер перемещений: после распада СССР в структуре миграционных потоков преобладает межгосударственная (трансграничная) миграция.

На современном этапе развития нашей страны миграция является неизбежным явлением, которое имеет как положительные, так и негативные последствия. Так, трудовые ресурсы, прибывающие в РФ, являются в высокой степени востребованными. Учитывая более низкую, по сравнению с западными странами, производительность труда, а также демографический спад, квалифицированные кадры из-за границы являются двигателем современной российской экономики, залогом экономического роста. Вместе с тем, миграция создает для российского общества комплекс серьезных проблем. Как отмечает С.В. Голунов: «Значительная часть мигрантов (особенно временных) не имеет легального статуса, еще бoльшая – занимает маргинальное положение по отношению к принимающему обществу и, следовательно, является очагом социального неблагополучия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями – ростом преступности, конкуренцией за рабочие места, возникновением «неконтролируемых этнических анклавов» и т.п. Прослеживается устойчивая тенденция роста напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, что находит отражение в результатах многих социологических опросов».2

Стоит отметить и такие проблемы, как спад образовательного и культурного уровня мигрантов, трудности их интеграции и аккультурации. Мигранты все хуже знают русский язык. Согласно выборочным опросам, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются только на своем родном языке, что существенно затрудняет процесс их интеграции. Среди мигрантов, прибывающих в Россию, растет доля мусульман, из которых 1/3 регулярно посещает мечеть. Принадлежность к исламу, безусловно, оказывает влияние на многие стороны жизни мигрантов в России.

Учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что в настоящих условиях все чаще имеет место проявление ксенофобии со стороны населения принимающей страны, а также различные межэтнические конфликты, исследование актуальных проблем трудовой миграции в современной России является одним из приоритетных и актуальных направлений в рамках изучения конфликтологии.

Проблемы трудовой миграции рассматриваются в трудах отечественных исследователей А.Г. Вишневского, Г.С. Витковской, С.В Голунова, А.В. Дмитриева, Ж.А. Зайончковской, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомель, Г.А. Пядухова, О.Л. Рыбаковского, А.Н. Татарко, Е.В. Тюрюкановой, Ю.Ф. Флоринской, Т.Н. Юдиной и других.

Объектом исследования является трудовая миграция в современной России.

Предметом исследования – наиболее актуальные проблемы, связанные с трудовой миграцией.

Целью данной работы является анализ наиболее актуальных проблем трудовой миграции в современной России.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

    1. Определить понятие трудовой миграции и ее основные виды.
    2. Выявить основные количественные характеристики процесса трудовой миграции в России.
    3. Охарактеризовать общие тенденции миграционного процесса в современной России.
    4. Обозначить и дать характеристику основным проблемам, связанным с трудовой миграцией.
    5. Проанализировать проблемы трудовой миграции на примере реальных конфликтов.

    Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три и два параграфа соответственно, заключения и библиографического списка.

    Внутренняя трудовая миграция

    Трудовая миграция в России связана с поисками лучших условий работы и оплаты собственного труда. Выезд большого количества «белых воротничков» вызвал острый дефицит квалифицированных кадров, поэтому у многих граждан появился реальный шанс получить более достойную работу, чем это возможно в родном городе. Да и ее оплата порой в три-пять раз больше.

    И все же у многих граждан России миграция населения вызывает недовольство. Фонд «Общественное мнение» опубликовал данные опроса, согласно которому более 60% россиян считает число мигрантов слишком высоким. Наши соотечественники по ряду причин боятся иностранцев и считают, что необходимо ужесточить ряд миграционных законов. На самом ли деле количество трудовых мигрантов в России так высоко и нужно ли его сокращать?

    Действительно, мигрантов в России не так мало. Например, по сведениям уже бывшей ФМС, к началу 2015 года в России насчитывалось более 10 млн иностранцев, к концу 2018-го их было уже чуть более 4 млн. Таким образом, по количеству приезжих Россия оказалась на втором месте после США, однако около 40% из них находится в стране по причинам, не связанным с работой.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *