Что такое дефолт — в том числе по внешнему долгу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое дефолт — в том числе по внешнему долгу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Государственный долг к ВВП в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 17.0000 12.6000 17.0000 12.6000 -25.88%

Государственный долг в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 11559.7000 11559.7000 11559.7000 11559.7000 0.00%

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценки Внешний долг на душу населения, $
2018 3540
2017 3527
2016 3486
2015 3539
2014 4100
2013 5072
2012 4440
2011 3767
2010 3420
2009 3262
2008 3381
2007 3270
2006 2202

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697
Октябрь 2018 521 2 147
Ноябрь 2018 151 1 378
Декабрь 2018 374 1 833
Январь 2019 262 1 287
Февраль 2019 429 1 552
Март 2019 259 1 671
2 квартал 2019 1 044 4 614
3 квартал 2019 931 3 902
4 квартал 2019 993 4 430
1 квартал 2020 925 3 845

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Читайте также:  Особенности налогообложения при покупке недвижимости на Кипре

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.

Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2021 году составлял 0,6% ВВП, то в 2021 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.

В течение первых трех месяцев 2021 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Что предлагает инициатива «Один пояс и один путь»

Первоначально целью данного проекта была интеграция китайской экономики в мировую систему. Для этого требовалось создать новые инструменты экономического партнерства, стимулировать экономическое развитие вовлеченных государств, содействовать культурному обмену, миру во всем мире и устойчивому развитию регионов.

Важными задачами проекта «Один пояс и один путь» были строительство морских и сухопутных коридоров между Китаем, Европой и Африкой, а также расширение и укрепление экономических связей.

Для проекта создали несколько организаций, в том числе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, университетский Альянс нового Шелкового пути, Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристический союз.

Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:

Дата Всего в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
2021 год
01.01.2021 56 702,9 17 596,6
01.02.2021 56 260,1 17 216,6
01.03.2021 56 629,3 17 573,9
01.04.2021 56 104,6 17 426,0
01.05.2021 56 517,7 17 710,6
01.06.2021 58 149,5 17 502,0
01.07.2021 58 542,2 18 077,1
01.08.2021 58 691,8 18 234,4
01.09.2021 58 530,1 18 124,4
2020 год
01.01.2020 54 848,3 13 252,8
01.02.2020 54 731,8 13 188,1
01.03.2020 54 616,7 13 076,6
01.04.2020 54 068,4 12 874,1
01.05.2020 50 590,3 12 925,3
01.06.2020 50 963,8 13 257,8
01.07.2020 51 026,3 13 336,3
01.08.2020 51 625,7 13 806,0
01.09.2020 51 809,1 13 957,9
01.10.2020 50 364,9 13 773,7
01.11.2020 51 982,4 15 404,7
01.12.2020 54 880,1 15 886,9
2019 год
01.01.2019 49 156,5 11 567,4
01.02.2019 47 683,7 11 597,5
01.03.2019 47 557,7 11 493,9
01.04.2019 51 067,2 11 539,2
01.05.2019 51 145,8 11 587,5
01.06.2019 51 261,4 11 732,3
01.07.2019 53 954,6 11 915,4
01.08.2019 53 828,0 11 851,2
01.09.2019 53 888,4 11 934,6
01.10.2019 53 625,5 12 053,6
01.11.2019 53 935,7 12 331,2
01.12.2019 54 164,4 12 583,2
2018 год
01.01.2018 49 827,3 10 357,2
01.02.2018 50 519,5 11 023,5
01.03.2018 50 571,8 11 089,3
01.04.2018 51 393,2 10 936,5
01.05.2018 51 359,7 10 934,6
01.06.2018 51 114,7 10 759,3
01.07.2018 50 960,2 10 653,6
01.08.2018 47 331,5 10 492,7
01.09.2018 47 133,9 10 301,1
01.10.2018 47 084,2 10 528,2
01.11.2018 47 195,0 10 673,4
01.12.2018 47 148,1 10 651,0
2017 год
01.01.2017 51 211,8 11 730,5
01.02.2017 51 217,2 11 726,3
01.03.2017 51 190,4 11 720,6
01.04.2017 50 558,6 11 720,6
01.05.2017 48 556,4 11 720,6
01.06.2017 48 552,6 11 720,4
01.07.2017 51 471,4 11 680,4
01.08.2017 51 286,0 11 673,4
01.09.2017 51 094,2 11 667,8
01.10.2017 51 230,0 11 667,8
01.11.2017 51 202,3 11 667,8
01.12.2017 51 172,4 11 667,8
2016 год
01.01.2016 50 002,3 11 875,9
01.02.2016 49 995,5 11 875,9
01.03.2016 49 987,4 11 870,1
01.04.2016 49 363,2 11 870,1
01.05.2016 49 253,4 11 870,1
01.06.2016 50 946,5 11 868,5
01.07.2016 50 882,5 11 868,5
01.08.2016 50 871,5 11 861,6
01.09.2016 50 864,6 11 855,9
01.10.2016 51 475,7 11 855,9
01.11.2016 51 442,1 11 855,9
01.12.2016 51 271,3 11 733,3
2015 год
01.01.2015 54 355,4 12 083,2
01.02.2015 54 305,5 12 070,3
01.03.2015 54 268,0 12 064,3
01.04.2015 53 481,4 12 064,2
01.05.2015 51 480,4 12 064,3
01.06.2015 51 453,7 12 062,8
01.07.2015 51 324,3 11 989,1
01.08.2015 51 289,8 11 983,7
01.09.2015 51 300,0 11 977,8
01.10.2015 50 226,4 11 977,8
01.11.2015 50 189,3 11 977,8
01.12.2015 50 128,6 11 976,3
2014 год
01.01.2014 55 794,2 11 399,1
01.02.2014 55 750,9 11 399,0
01.03.2014 55 666,9 11 322,6
01.04.2014 54 881,5 11 322,6
01.05.2014 54 875,4 11 315,5
01.06.2014 54 810,3 11 313,9
01.07.2014 54 672,5 11 313,9
01.08.2014 54 604,6 11 310,4
01.09.2014 54 553,5 11 304,2
01.10.2014 53 746,4 11 304,0
01.11.2014 53 704,6 11 285,7
01.12.2014 53 972,2 11 604,1
2013 год
01.01.2013 50 769,2 11 389,8
01.02.2013 50 644,6 11 308,8
01.03.2013 50 616,5 11 301,7
01.04.2013 49 803,9 11 301,1
01.05.2013 49 837,4 11 384,1
01.06.2013 49 645,5 11 269,5
01.07.2013 49 568,1 11 266,5
01.08.2013 49 550,6 11 270,5
01.09.2013 49 539,4 11 264,2
01.10.2013 55 778,8 11 264,7
01.11.2013 55 890,7 11 395,0
01.12.2013 55 834,6 11 394,9
2012 год
01.01.2012 35 801,4 1 008,9
01.02.2012 35 776,5 1 004,7
01.03.2012 35 728,9 998,5
01.04.2012 34 819,9 1 017,0
01.05.2012 41 734,7 1 016,9
01.06.2012 41 639,3 1 015,8
01.07.2012 41 540,1 1 012,6
01.08.2012 41 323,2 980,5
01.09.2012 41 317,5 974,2
01.10.2012 40 544,8 970,7
01.11.2012 40 916,6 1 400,7
01.12.2012 40 872,9 1 400,7
2011 год
01.01.2011 39 956,9 913,3
01.02.2011 39 798,6 824,2
01.03.2011 39 771,2 817,6
01.04.2011 38 836,9 816,1
01.05.2011 38 832,8 817,9
01.06.2011 37 010,0 816,5
01.07.2011 36 845,2 813,5
01.08.2011 36 777,8 795,8
01.09.2011 36 880,6 969,4
01.10.2011 36 002,0 966,0
01.11.2011 35 964,4 966,8
01.12.2011 35 838,1 965,6
Читайте также:  Расчет отпускных: примеры расчета в 2022 году и калькулятор

Кому все страны должны деньги?

Список стран по размеру внешнего долга

Страна

Внешний долг, $

1

США

20 275 951 000 000

2

Великобритания

8 721 590 000 000

3

Франция

6 356 459 000 000

4

Германия

5 671 463 000 000

Терминология и отдельные понятия, которые не стоит сводить в одно — госдолг

Государственным долгом страны

(public dept) называют финансовые займы правительства страны для погашения дефицита бюджета. Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП этой страны (т.е. % от размера экономики — Таблица 1). Государственный долг не следует путать с внешним долгом.

Государственные долги сегодня в основном существуют в виде облигаций на внутреннем и внешнем рынках, а частные — в виде банковских кредитов (коммерческих, ипотечных, потребительских и т.д.).

Внешний долг

— определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами (Таблица 1).

И именно он показывает общую долговую нагрузку на экономику страны.

Наличие значительного внешнего долга в иностранной валюте расценивается, как серьезная угроза стабильности национальной валюты и всей национальной экономике. Это однозначно говорит о том, что часть национального богатства принадлежит иностранцам.

Золотовалютные резервы

(международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно — кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей (Таблица 1).

Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав

Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.

Читайте также:  «Гаражная амнистия» в 2021 году

Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.

Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.

Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.

Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.

Гос-во Год
2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
Евросоюз 76,76 74,63 72,41 70,16
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *