Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет 2022: как организовать в компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
27.Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы).
28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:
- а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
- б)военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.
VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации
46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.
В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.
Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.
47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предприятия (компании), не занимающиеся бронированием работников, ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военкомат качестве отчета по форме Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.
Организации, где работают работники с бронью, дополнительно направляют в военкомат отчет о численности работающих и забронированных сотрудников.
Кроме того, предприятие (фирма) предоставляет в военкомат:
- сведения о трудоустроенных или уволенных работниках, состоящих на воинском учете — на протяжении 2 недель с даты приема на работу или со дня увольнения;
- списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, — до 01.11 каждого года.
Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет
Ежегодно все 16-летние граждане мужского пола обязаны прибыть в военкомат в дату, установленную военкомом для первоначальной постановки на воинский учет.
Это происходит в период с 1 января по 31 марта. Кроме них, согласно ст. 9 ФЗ № 53, встать на первоначальный ВУ (в любое время года) обязаны следующие граждане:
- не прибывшие в военкомат в приведенный срок (в течение 1 квартала);
- ставшие гражданами РФ;
- отсидевшие в тюрьме;
- вернувшиеся в РФ на ПМЖ;
- женщины, имеющие военно-учетную специальность, входящую в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
Воинский учет в организации
Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:
- Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
- Оформление документов и их сохранность;
- При увольнении сотрудников снятие их с учета.
Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:
- Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
- Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
- Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
- Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
- Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.
Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.
III. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
26. При осуществлении воинского учета организации и их должностные лица выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (согласно приложению N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете для уточнения документов воинского учета;
б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;
28. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом настоящими Методическими рекомендациями;
29. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций:
а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений) согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете согласно приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;
в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15 — и 16 — летнего возраста согласно приложению N 11 к настоящим Методическим рекомендациям, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в соответствии с приложением N 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400*(8) (указанные списки при наличии средств автоматизации представляются в электронном виде). Кроме того, приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, руководители образовательных учреждений представляют в военный комиссариат заполненные анкеты согласно приложению N 4 к указанной Инструкции;
г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления в порядке согласно приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям;
е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты в порядке согласно приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;
ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Перечень необходимых документов
У кадрового работника, ведающего вопросами воинского учета и бронирования на предприятии, организации, учета документов, должно быть несколько комплектов документов, которые мы предлагаем сформировать в 4 папки.
1. Папка N 1.
Документы по воинскому учету :
Нормативные документы должны обновляться при принятии их новой редакции.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2010).
- Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 05.05.2010).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 14.02.2009).
- Инструкция по ведению воинского учета в организациях.
- Обязанности учетного работника по ведению воинского учета и бронирования.
- Выписка из приказа руководителя предприятия о назначении ответственного работника за воинский учет и бронирование.
- Годовой (должен быть согласован с военным комиссариатом не позднее 15 января), месячный, квартальный планы работы .
Квартальный — только для неосвобожденных работников.
- План сверок личных карточек формы N Т-2 граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ), с их военными билетами.
- Инструкция о порядке ведения воинского учета ГПЗ и граждан, подлежащих призыву (далее — ГПП).
- Журнал проверок состояния воинского учета ГПЗ и ГПП.
- Книга учета ГПЗ, получивших инвалидность или заявивших об изменении состояния здоровья.
- Список юношей, подлежащих подготовке к военной службе.
- Расписки на военные билеты, изъятые у ГПЗ для оформления бронирования.
- Журнал учета воинов-интернационалистов, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов подразделения особого риска.
- Тетрадь по специальной подготовке.
2. Папка N 2.
Документы по бронированию:
- Инструкция по бронированию ГПЗ за экономическим комплексом страны на период мобилизации и в военное время.
- Перечень (выписка должностей и профессий), по которым бронируются ГПЗ.
- Бланки удостоверений и извещений формы N 4.
- Книга учета бланков специального учета.
- Книга учета передачи бланков специального учета, военных билетов и личных карточек формы N Т-2.
- План мероприятий по вручению удостоверений забронированным ГПЗ.
- Ведомость (доверенность) на выдачу удостоверений начальникам отделов (цехов) для вручения их ГПЗ.
- Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва ГПЗ.
- План замены руководящего состава и инженерно-технических работников, уходящих по мобилизации.
- План подготовки кадров по цехам и основным специальностям для замены граждан, пребывающих в запасе, уходящих по мобилизации.
- Список лиц, ответственных за вручение удостоверений об отсрочке по мобилизации и в военное время.
Организации, имеющие мобилизационные задания, должны иметь следующие сведения:
- общее количество граждан, работающих в организации;
- количество работающих граждан, необходимое для выполнения плана расчетного года;
- количество граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации;
- количество граждан, пребывающих в запасе, предназначенных на укомплектование специальных формирований;
- количество забронированных граждан, пребывающих в запасе, остающихся для работы в организации в период мобилизации и в военное время;
- количество граждан, пребывающих в запасе, не забронированных и не имеющих мобилизационных предписаний, временно остающихся для работы в организации;
- количество граждан, пребывающих в запасе, которых возможно переместить на должности взамен граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву по мобилизации;
- количество водителей, убывающих вместе с поставляемой техникой и без нее, и количество водителей, остающихся в организации.
3. Папка N 3.
Документы по оповещению и подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ:
- Положение о военно-транспортной обязанности.
- Пакеты с распоряжениями.
- Сводный наряд на поставку техники .
- Документы штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий .
- Приказ о создании штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий .
- Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за подготовку техники к поставке в ВС РФ .
- Документы по подготовке техники к передаче в ВС РФ :
- обязанности ответственных лиц за подготовку техники к передачи в состав ВС РФ;
- списки автомобилей по партиям;
- списки водителей, закрепленных за техникой, предназначенной в состав ВС;
- накладные на выдачу ЗИП;
- схема оповещения водителей посыльными в рабочее и нерабочее время;
- список посыльных за водителями и руководящим составом;
- опись ЗИП-техники;
- журнал проверки АТТ в предприятии.
Документооборот при ведении воинского учета в организации
С момента образования организации и ежегодно (перед началом каждого календарного года) в организациях разрабатываются следующие документы:
- приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
- план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС(МС);
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки в приеме документов воинского учета;
- служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
Словарь кадрового делопроизводства. Отсрочка — перенесение срока выполнения обязательств на более поздний период.
Военнообязанный — в Российской Федерации гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил, а также граждане допризывных и призывных возрастов, состоящие на воинском учете.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
ВАЖНО!
Ответственными лицами испорченные бланки СВУ сдаются для уничтожения в ВК не реже раза в квартал. Самостоятельно их уничтожать запрещено.
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Снятие с воинского учета
В реквизите «Отметка о снятии с воинского учета» карточек граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, делаются записи: «20.03.2010», «По возрасту» и проставляется подпись работника, осуществляющего воинский учет.
В карточках граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, делаются записи: «20.03.2010», «По состоянию здоровья» и проставляется подпись работника, осуществляющего воинский учет.
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
-
в военном билете офицера запаса – в п. 26 и 27;
-
в военном билете – в разд. X.