Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила проведения медосмотров с 2022-2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с реформированием системы здравоохранения были оптимизированы (закрыты) многие медицинские учреждения и исследовательские центры РАН, что повлекло в свою очередь сокращение числа медицинских работников. В связи этим из-за нехватки кадров врачи вынуждены работать сверхурочно, за пределами установленного для них графика рабочего времени, в выходные и праздничные дни. Также из-за низких зарплат многим медицинским работникам приходится совмещать профессиональную деятельность и работать на нескольких ставках в одной или нескольких медицинских организациях [1]. Все вышеизложенное влияет на психоэмоциональное состояние медицинских работников, от которого зависит квалификационный уровень оказания медицинской помощи пациенту.
Помимо указанных выше мер социальной поддержки и льгот медицинским работникам полагаются, в частности, следующие.
Медработникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, при определенных условиях предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере от 0,5 до 2 млн руб. (в зависимости от региона и должности работника) (пп. «а» п. 5, п. 6 Приложения N 5 к Программе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640).
Доходы медицинских работников в виде указанной единовременной компенсационной выплаты не облагаются НДФЛ (п. 37.2 ст. 217 НК РФ).
Кроме того, медицинским работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607).
Отдельная выплата полагается за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний.
Так, врачу-терапевту, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога, выплата производится в размере 500 руб. (ч. 28 ст. 51 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; пп. «а» п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1940).
Отметим также, что на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ медицинские работники сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения (ч. 14 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).
Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Закона от 28.05.2022 N 140-ФЗ; п. п. 1, 2, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 1994; Приказы Минтруда России от 28.05.2019 N N 360 и 362).
Ответственность медицинских работников и медицинских организаций, предусмотренная за качество оказываемых ими медицинских услуг (помощи), отражена в ряде законодательных и нормативно-правовых актах Российской Федерации (РФ), среди которых: ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], ст. 515 Гражданского кодекса РФ [3], Трудовое законодательство [4]. В соответствии с представленными законодательными и нормативно-правовыми актами РФ медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи [2], обязаны возместить моральный вред за физические или нравственные страдания пациента [3], подвергаются дисциплинарным взысканиям в виде замечания, выговора или увольнения за неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинским работником по вине администрации возложенных на него трудовых обязанностей [4]. Административная ответственность наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и статьями: 6.2. «Незаконное занятие народной медициной», 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и 13.14. «Разглашение информации с ограниченным доступом» [5]. Целая группа составов преступлений, за которые медицинские работники несут ответственность, зафиксирована и в Уголовном кодекс РФ (далее — УК РФ) [6]. Так, УК РФ в ч. 2 ст. 109 предусматривает «наложение ответственности за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», в ст. 118 — «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности», а также cодержит квалифицирующий состав для лиц, исполняющих свои профессиональные обязанности: в ч. 4 ст. 122 — «наложение ответственности за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», в ст. 124 — «неоказание помощи больному», в ст. 235 — «незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности», в ст. 293 — «халатность». В связи с вышеназванными особенностями ответственности медицинских работников можно сделать вывод об их особом трудовом статусе [7].
Однако, в соответствии с социологическим опросом [8], проводимым среди работников скорой медицинской помощи (далее СМП), работающих в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Республике Коми и имеющих стаж работы от 3 лет и более, среди респондентов: 58% отмечают недостаток правовых знаний и только 46,4% считают свои правовые знания достаточными для исполнения своих профессиональных обязанностей [8]. Несмотря на то что нормативные документы о работе СМП доступны 84,1% респондентам, их положения понятны 75,9% из них [8]. В связи с этим среди наиболее частых вопросов врачей, задаваемых юристам, являются следующие: сколько времени врач должен работать; должна ли оплачиваться работа в часы, не предусмотренные основным графиком (переработка), и если «да», то когда и в каких случаях; нормальным ли является административное требование работать в выходные и праздничные дни; сколько времени врач должен работать за пределами основного графика работы (сверхурочно или по совместительству); правильно (допустимо) ли для врача работать без перерывов, без отпусков и без выходных дней?
Что такое должностная инструкция и зачем она нужна?
Трудовой кодекс не дает определения должностной инструкции. В словарях она названа как документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия его эффективной работы.
Должностные инструкции могут быть типовыми и конкретными. Типовые инструкции составляются для однотипных организаций и структурных подразделений (например, Приказом Росархива от 07.10.1998 N 65 утверждены Типовые должностные Инструкции работников федеральных государственных архивов, а Приказом Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645 — работников музеев), а на их основе разрабатываются конкретные должностные инструкции.
Отметим, что должностная инструкция составляется не для конкретного человека, а для должности, поэтому инструкции разрабатываются практически для всех имеющихся в штатном расписании должностей, за исключением руководителей (хотя для них тоже можно составить инструкцию), так как необходимый уровень образования и квалификации для занятия руководящей должности, их полномочия, круг решаемых вопросов, а также ответственность прописаны в уставах или положениях, трудовых договорах.
Для чего нужна должностная инструкция? Ответов на данный вопрос очень много. Во-первых, именно этот документ определяет требования для занятия определенной должности (уровень образования, стаж работы и пр.). Следовательно, при отсутствии таковых работодатель сможет обоснованно отказать в приеме на работу.
Во-вторых, должностная инструкция поможет при определении размера оплаты труда. Поясним сказанное. Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. На этот момент обращено внимание и в Единых рекомендациях . Более того, в Распоряжении от 26.11.2012 N 2190-р Правительство РФ указало, что системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работу различной сложности.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г., утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11.
Для этого как раз и пригодится должностная инструкция, ведь именно из нее становится ясно, у кого из работников более сложный трудовой процесс, к кому предъявляются более высокие требования и у кого больше нагрузки.
Комплектация уборочного инвентаря для медицинских учреждений по СанПиН в 2023 году, хранение в подобающих условиях так же важно, как и сама уборка в медицинских учреждениях. Санитарные правила создаются и соблюдаются, чтобы предотвратить распространение вирусно-бактериальных инфекций. Персоналу медицинских клиник необходимо соблюдать гигиену, а для этого комплектуют не только нужный уборочный инвентарь, но и качественный, безопасный в соответствии с критериями объектов здравоохранения, типами, маркировкой и требованиями к его применению по СанПиН. Моют полы, выполняют влажную уборку с помощью:
- ведер;
- половой ветоши;
- уборочных тележек;
- стяжек-сгонов;
- веников;
- скребков;
- щеток;
- лопат для чистки двора и входных ступеней в больницу.
Сбор, сортировку и транспортировку грязного белья выполняют техслужащие, не допускаются к данному процессу, люди, которые лечат и ухаживают за больными – врачи, медсестры. Сотрудники, которые меняют белье, должны быть обеспечены спецодеждой, которую вместе с простынями и пододеяльниками направляют в стирку. Маску с перчатками обрабатывают дезинфекторами, антисептиками. Собирают грязное белье по палатам в плотные мешки. После смены простыней и наволочек в палате проводят уборку. Белье со следами крови и биологических выделений, дезинфицируют сразу в кладовой, остальные вещи сортируют и упаковывают. По СанПиН медицинских учреждений в 2023 году на тележке упаковки транспортируют в больничную прачечную. Где выполняется стирка в стиральных машинах.
Кто является медицинским работником
Профессиональные взаимоотношения между заказчиками и исполнителями медицинских услуг регламентирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В этом же нормативном акте, регулирующем права и обязанности пациентов и медработников, дается определение, кто является медицинским работником. Это специалист, который прошел необходимое обучение, имеет профессию, связанную с лечением, диагностированием и предупреждением болезней, и работает в медицинском учреждении. Не любой сотрудник в учреждении здравоохранения является медиком. Поэтому Минздрав РФ выпустил приказ от 20.12.2012 № 1183н, который утвердил перечень должностей, относящихся к медспециалистам.
Правом на занятие медицинской деятельностью обладают лица, имеющие:
- медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- свидетельство об аккредитации специалиста.
Должностная инструкция медицинской сестры
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
[число, месяц, год]
Должностная инструкция медицинской сестры [наименование организации, учреждения]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
Дополнительно государство и органы управления власти РФ, а также субъекты и местные организации управления учреждений, могут устанавливать негласные дополнительные гарантии и меры социальной защиты и поддержки медперсонала.
Поскольку средняя зарплата одного работника составляет от 6000 до 15000 рублей, ставка может быть повышена за счёт:
- выслуги лет;
- наличия квалификации;
- отработанных часов за операционным столом;
- отработанного времени в одной больнице;
- наличия положительных отзывов и наград;
- срока службы за границей в горячих точках;
- показательности результативности действий;
- квалификационной аккредитации.
Таким образом, нарколог, например, может повысить заработную плату за счёт выслуги лет, а доктор медицинских наук, работающий в наркологическом диспансере, может увеличить ставку втрое, за счёт оказания помощи тяжело больным, которые нуждаются в срочном лечении и госпитализации для избавления от зависимости. Также фармацевт практически не имеет возможности для карьерного и профессионального роста, в то время, как работник детской больницы может дослужиться до главврача, повысив свои навыки до уровня проведения специализированных методов лечения.
Например, у ребёнка интоксикация и аллергическая реакция на препараты. Врач может назначить гормональную терапию, инъекции, капельницы внутривенно. Семейный врач выдаёт направление, поскольку не в его компетенции «спасти» ребёнка. Нет возможности и условий, поскольку такие мероприятия проводятся в больнице. В реанимации заведующий отделением назначает ребёнку глюкозу после взятых проб на сахар, гормоны и питание. Это частная методика – врач имеет право её применять, если на основе защищённых знаний в области аккредитации ему дали его применять это на людях. Таким же образом происходит лечение в иных областях – замещение сильнодействующих препаратов возможно на менее концентрированные по одному входящему в состав веществу, если врач действительно знает, как это сделать, защитил по этой теме диссертацию и издал ряд публикаций, которые составили научный интерес и прогресс.
Жалобы на действия медицинских сотрудников или условий оказания медицинской помощи.
Жалоба составляется в простой письменной форме:
1. в шапке указывается получатель и автор жалобы (в обязательном порядке прописывается адрес для получения почтовой корреспонденции, при желании — контактный номер телефона).
2. в описательной части излагается суть претензий с указанием данных медицинского учреждения, ФИО лечащего врача и иных сведений, на основании которых подается жалоба.
3. в просительной части указывается требование провести проверку по существу изложенных обстоятельств с привлечением виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Жалоба пишется в двух экземплярах: один для адресата, второй для отметки о получении. Жалобу можно отправить по почте заказным письмом.
Куда жаловаться:
-начальнику медицинского учреждения, в которых происходят нарушения;
-в Министерство здравоохранения;
-в прокуратуру.
Действия сотрудников медицинской организации также можно оспорить в судебном порядке.
Особенности охраны труда медицинских работников
Каждый человек имеет право на безопасные условия работы. По этой причине разрабатываются правила, которые регламентируют труд в различных организациях. При поступлении на работу медики любого звена должны знакомиться с инструкциями, которыми они обязаны руководствоваться в процессе исполнения профессиональных обязанностей.
Существуют четыре типа инструкций по охране труда:
- вводные. Инструктаж производится при поступлении на работу;
- первичные. Инструкции, с которыми специалист знакомиться до начала самостоятельной деятельности на новом месте;
- повторный инструктаж. Проводится один раз в шесть месяцев;
- внеплановый. Может проводиться, если изменены какие-либо медицинские стандарты либо изменены алгоритмы рабочих процессов.
Есть еще один вид инструктажа: целевой. Организуется он в редких случаях, например, при работе с ликвидацией последствий техногенных или природных катастроф и аварий. В этом случае процесс охраны жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности сопряжен с высокими рисками, поэтому важно, чтобы медики получили инструкцию о том, как действовать в экстремальных условиях.
Планирует, организует и анализирует деятельность в области экспертизы КМП. Проводит в соответствии действующими нормативно-правовыми актами экспертизу КМП по отдельным случаям оказания помощи. Участвует в проведении тематической экспертизы КМП. Оформляет в установленном порядке экспертный протокол, экспертное заключение, иные документы по экспертизе КМП. Проводит анализ и формализованное описание выявленных врачебных ошибок, их причинно-следственных связей, негативных последствий и возможностей их предотвращения в будущем в целях совершенствования процесса оказания медицинской помощи. Консультирует сотрудников ЛПУ по вопросам экспертизы КМП и использования ее результатов в практической деятельности. Готовит аналитические отчеты и экспертные заключения по результатам экспертиз КМП. Информирует врачей, средний медицинский персонал и других сотрудников учреждения о результатах экспертиз КМП и мерах, принимаемых для его улучшения. Представляет результаты экспертиз КМП на заседаниях врачебной комиссии, комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ), врачебных конференциях и производственных совещаниях. Проводит анализ и обобщение результатов вневедомственной экспертизы КМП. Контролирует и обеспечивает соблюдение порядка и сроков выполнения целевых и тематических экспертиз КМП, правил оформления их результатов, сохранение врачебной тайны и соблюдение правил врачебной этики, сохранность медицинской документации. Участвует в информационном и материально-техническом обеспечении проведения экспертиз КМП. Осуществляет подбор необходимой для проведения экспертизы КМП медицинской документации, передачу ее экспертам КМП во временное пользование. Готовит отчетные данные по экспертизе КМП. Обобщает данные экспертизы КМП и на основе системного статистического анализа ее результатов готовит предложения и проекты управленческих решений по улучшению КМП. Осуществляет формирование и сопровождение базы данных о проведении и результатах экспертиз КМП в учреждении. Участвует в совершенствовании системы мотивации и повышения ответственности работников в области качества. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с внешними организациями по вопросам экспертизы КМП. Участвует в приеме населения, разборе жалоб и претензий по КМП. Проводит анализ жалоб и претензий по вопросам КМП потребителей и других заинтересованных сторон (фонда ОМС, СМО, общественных организаций по защите прав пациентов и т.д.), изучение причин низкого качества медицинских услуг, нарушений требований стандартов и иных нормативно-правовых актов, разрабатывает предложения по устранению недостатков. Систематически повышает собственную профессиональную квалификацию. Осуществляет по поручению руководства иные функции в соответствии с целями и задачами учреждения.
Руководитель отдела КМП имеет право:
- отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ему работниками;
- получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;
- запрашивать и получать от руководителей организации и ее структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач и функций;
- осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений по вопросам обеспечения и контроля КМП, о результатах проверок докладывать руководству учреждения;
- вносить руководству организации предложения по совершенствованию форм и методов работы в области качества, включая:
- проекты локальных нормативно-правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок проведения и использования результатов экспертизы КМП в медицинском учреждении;
- проекты локальных нормативно-правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок организации и условия оказания медицинской помощи, включая стандарты медицинской помощи;
- программы, планы, проекты управленческих решений по улучшению КМП в медицинском учреждении;
- предложения по корректировке мер, направленных на улучшение КМП, по результатам оперативного контроля с использованием индикаторов КМП;
- проекты решений по мерам, направленным на восстановление нарушенных прав граждан в связи с ненадлежащим КМП;
- предложения по совершенствованию работы отдела КМП;
- предложения по материальному и моральному стимулированию врачей, иных сотрудников, структурных подразделений учреждения по результатам экспертизы КМП;
- предложения по материальному стимулированию врачей и иных сотрудников, обеспечивающих проведение экспертизы КМП;
- инициировать проведение экспертизы КМП по отдельным случаям, тематических экспертиз КМП, а также метаэкспертизы КМП;
- осуществлять оперативный контроль КМП по индикаторам КМП для оценки эффективности работ по улучшению КМП;
- участвовать в подборе и расстановке кадров по своему профилю деятельности;
- вносить предложения руководству организации по повышению квалификации, поощрению и наложению взысканий на работников отдела и других структурных подразделений организации по своему профилю деятельности;
- проводить совещания, конференции по вопросам КМП;
- участвовать в общеучрежденческих совещаниях и иных мероприятиях при рассмотрении вопросов КМП;
- проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
- повышать свою квалификацию.
Руководитель отдела КМП пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Работа с медицинской организацией
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Врачебная комиссия состоит из врача-профпатолога и врачей-специалистов (прошедших повышение квалификации по специальности «профпатология» либо имеющих действующий сертификат по этой же специальности).
Документы для подачи в медицинскую организацию:
- Направление.
- Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее СНИЛС, или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа или на бумажном носителе.
- Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность).
- Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
- Полис обязательного (добровольного) медицинского страхования.
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории
I. Общие положения
1. Аттестация медицинских и фармацевтических работников проводится в целях реализации права на получение квалификационной категории в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — аттестация).
2. Аттестация специалистов проводится по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование или среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование (далее — специальности).
3. Аттестация специалистов, имеющих иное высшее образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, проводится по должностям, предусмотренным номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (далее — должности).
4. По результатам аттестации устанавливаются вторая, первая или высшая квалификационная категория.
5. Специалисты проходят аттестацию раз в пять лет, за исключением аттестации на присвоение более высокой квалификационной категории. Специалисты могут проходить аттестацию на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через два года со дня издания акта о присвоении квалификационной категории.
Квалификационные категории, присвоенные специалистам, действительны в течение пяти лет со дня издания акта об их присвоении.
6. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена, включающего экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста (далее — отчет), тестовый контроль знаний и собеседование.
7. Специалист, претендующий на присвоение второй квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составлять отчет о работе;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет.
8. Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- ориентироваться в современной научно-технической информации, уметь квалифицированно провести анализ количественных и качественных показателей работы, составлять отчет о работе;
- участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.
9. Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории, должен:
- иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
- ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности, составлять отчет о работе;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.
II. Формирование аттестационных комиссий
10. Для проведения аттестации специалистов:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создается центральная аттестационная комиссия, состав которой актуализируется не реже одного раза в два года;
- федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, создаются ведомственные аттестационные комиссии, состав которых актуализируется не реже одного раза в два года;
- органами исполнительной власти субъектов РФ создаются территориальные аттестационные комиссии, состав которых актуализируется не реже одного раза в два года.
11. Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета (далее — Комитет) и Экспертных групп по специальностям (далее — Экспертные группы).
В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, представители профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими работниками или фармацевтическими работниками, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.
12. Аттестационная комиссия состоит из председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, ответственного секретаря аттестационной комиссии, заместителя ответственного секретаря аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается актом органа государственной власти или организации, создавшими аттестационную комиссию, из расчета не менее пяти членов с учетом председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, ответственного секретаря аттестационной комиссии, заместителя ответственного секретаря аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии.
13. Председатель аттестационной комиссии является председателем Комитета, осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях Комитета, организует работу аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.
Председатель территориальной аттестационной комиссии назначается по согласованию с профессиональной некоммерческой организацией, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Заместитель председателя аттестационной комиссии является заместителем председателя Комитета, исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии, в рамках работы аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии является ответственным секретарем Комитета, назначаемым из числа представителей органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии:
- регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов на предмет их соответствия пункту 20 настоящего Порядка;
- формирует материалы для направления в Экспертные группы;
- готовит материалы к заседаниям Комитета, проекты решений Комитета;
- осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии в рамках работы аттестационной комиссии.
Заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии исполняет обязанности ответственного секретаря аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.
14. Комитет состоит из председателя Комитета, заместителя председателя Комитета, ответственного секретаря Комитета, заместителя ответственного секретаря Комитета и членов аттестационной комиссии.
В состав Комитета включаются члены аттестационной комиссии.
Персональный состав Комитета утверждается Председателем аттестационной комиссии из расчета не менее пяти человек с учетом председателя Комитета, заместителя председателя Комитета, ответственного секретаря Комитета, заместителя ответственного секретаря Комитета и членов аттестационной комиссии.
15. Экспертная группа состоит из председателя Экспертной группы, заместителя председателя Экспертной группы, ответственного секретаря Экспертной группы и членов Экспертной группы.
В состав Экспертной группы включаются члены аттестационной комиссии.
Персональный состав Экспертной группы утверждается Председателем аттестационной комиссии из расчета не менее пяти человек с учетом председателя Экспертной группы, заместителя председателя Экспертной группы, ответственного секретаря Экспертной группы и членов Экспертной группы.
Председатель Экспертной группы осуществляет общее руководство деятельностью Экспертной группы, председательствует на заседаниях Экспертной группы, организует работу Экспертной группы, распределяет обязанности между членами Экспертной группы.
Заместитель председателя Экспертной группы исполняет обязанности председателя Экспертной группы в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии и председателя Экспертной группы в рамках работы аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь Экспертной группы готовит документы, представленные специалистом, к заседанию Экспертной группы и проекты решений Экспертной группы, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя Экспертной группы в рамках работы аттестационной комиссии.
16. Основными функциями Комитета являются:
- организация деятельности аттестационной комиссии;
- координация работы Экспертных групп;
- определение места проведения заседаний Экспертных групп;
- определение способов, методов и технологий оценки квалификации специалистов;
- рассмотрение использования вариативных способов аттестации: выездное заседание или аттестация с использованием дистанционных технологий;
- направление в орган государственной власти или организацию, создавшими аттестационную комиссию, предложений по проведению выездного заседания Экспертной группы или аттестации с использованием дистанционных технологий, учитывающих уровень загруженности Экспертной группы, основания, по которым планируется проведение выездного заседания Экспертной группы или аттестации с использованием дистанционных технологий, число специалистов, желающих пройти аттестацию, наличие оборудованных помещений;
- подготовка и направление на утверждение в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, проекта акта органа государственной власти или организации о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий;
- организация рассмотрения спорных вопросов, в том числе в случае несогласия специалиста с решением Экспертной группы и принятие по ним решений;
- ведение делопроизводства аттестационной комиссии.
17. Экспертные группы осуществляют следующие функции:
- рассматривают документы, представленные специалистами в соответствии с настоящим Порядком;
- готовят заключения по отчетам, представленным специалистом в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка;
- проводят тестовый контроль знаний и собеседование;
- принимают решения по вопросам присвоения квалификационной категории специалистам.
18. Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания.
Заседания Комитета проводятся при необходимости по решению председателя Комитета, заседания Экспертных групп проводятся по мере поступления документов, указанных в пункте 20 настоящего Порядка.
Заседание Комитета или Экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комитета или Экспертной группы.
19. Решение Комитета и Экспертной группы принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета или Экспертной группы. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета или Экспертной группы является решающим.
При рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.
Решение Комитета и Экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комитета или Экспертной группы, присутствовавшими на заседании Комитета или Экспертной группы.
Член Комитета или Экспертной группы, не согласный с принятым решением, имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Комитета или Экспертной группы.
III. Проведение аттестации
20. Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию следующие документы (далее — документы):
- заявление на имя председателя аттестационной комиссии (далее — заявление), в котором указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста, квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, согласие на получение и обработку персональных данных с целью присвоения квалификационной категории, контактный телефон, адрес электронной почты, личная подпись специалиста и дата составления заявления. Заявление подается независимо от продолжительности работы в организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (далее — организация), а также в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с учетом требований пунктов 7-9 настоящего Порядка;
- заполненный в печатном виде аттестационный лист специалиста, заверенный отделом кадров организации (далее — аттестационный лист, рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку);
- отчет, лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации. Отчет представляется за период работы, который ранее не оценивался при прохождении аттестации и должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние три года работы — для специалистов с высшим образованием и за последний год работы — для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по ее совершенствованию (в случае если в отчетный период специалист работал в нескольких организациях им могут быть предоставлены несколько отчетов, которые утверждены руководителями данных организаций на титульных листах отчетов);
- копии документов об образовании и (или) о квалификации, действующих сертификатов специалиста и (или) свидетельств об аккредитации специалиста (выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста), документов, подтверждающих ученую степень (при наличии), заверенных в соответствии с законодательством РФ;
- выписку из трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, или иной документ, подтверждающий наличие стажа медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, предусмотренный законодательством РФ о военной и иной приравненной к ней службе, с подтверждением стажа работы по аттестуемой специальности, подписанные руководителем организации и заверенные печатью;
- справку с места работы об осуществлении медицинской деятельности по заявленной специальности с указанием места работы и стажа работы по специальности — для педагогических и научных работников;
- копию документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества (в случае изменения фамилии, имени, отчества) (при наличии);
- копию документа о присвоении имеющейся квалификационной категории.
В случае отказа руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, в согласовании отчета специалисту выдается письменное разъяснение руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.
Документы, указанные в настоящем пункте и составленные на иностранном языке, представляются с заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством РФ.
21. Документы в адрес аттестационной комиссии:
- представляются лично специалистом либо его представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ;
- направляются посредством почтовой связи письмом;
- направляются посредством их преобразования в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания их реквизитов с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» посредством электронной почты на адрес соответствующей аттестационной комиссии.
При наличии технической возможности в органе государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, документы направляются специалистом в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Единый портал).
22. Специалист, имеющий присвоенную квалификационную категорию, представляет документы в адрес аттестационной комиссии не позднее четырех месяцев до окончания ее срока действия лично либо через представителя на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ.
В случае непредставления документов специалистом либо его представителем по уважительной причине в указанный срок аттестация специалиста может быть проведена позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.
23. Документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем аттестационной комиссии в журнале регистрации документов в день их поступления в аттестационную комиссию.
Ведение журнала регистрации документов обеспечивает ответственный секретарь аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии проверяет наличие документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, а также правильность их оформления, и в течение семи календарных дней со дня регистрации документов передает их на рассмотрение председателю Комитета.
24. В случае несоблюдения порядка оформления документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, ответственный секретарь аттестационной комиссии в течение семи календарных дней со дня регистрации документов направляет специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа, или, в случае представления документов посредством Единого портала, направляется статус об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа в личный кабинет пользователя Единого портала.
После устранения причин отказа в принятии документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, специалист может повторно направить документы в аттестационную комиссию.
Сроки рассмотрения аттестационной комиссией повторно направленных специалистом документов составляют четырнадцать календарных дней и исчисляются со дня повторной регистрации документов в аттестационной комиссии.
25. Председатель Комитета не позднее четырнадцати календарных дней со дня регистрации документов определяет Экспертную группу для проведения аттестации, направляет председателю Экспертной группы поступившие документы, а также определяет способ проведения аттестации (выездное заседание или аттестация с использованием дистанционных технологий).
26. Не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации в аттестационной комиссии документов Экспертной группой проводится их рассмотрение, утверждается заключение на отчет и назначается дата и место проведения выездного заседания или дата проведения аттестации с использованием дистанционных технологий, а также проведения тестового контроля знаний и собеседования.
Заключение на отчет должно содержать оценку теоретической подготовки и практических навыков специалиста, необходимых для присвоения ему заявляемой квалификационной категории, включая:
- владение современными методами диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- участие в работе научного общества и профессиональной ассоциации;
- формы самообразования, используемые специалистом;
- наличие публикаций.
Решение Экспертной группы о назначении даты и места проведения выездного заседания или даты проведения аттестации с использованием дистанционных технологий, проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за тридцать календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения данной информации на официальном сайте соответствующей аттестационной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.
Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее семидесяти календарных дней со дня регистрации документов в аттестационной комиссии.
27. Тестовый контроль проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого специалиста автоматически с использованием информационных систем, в соответствии со спецификацией при выборке заданий, с учетом специальности, по которой проводится аттестация, формируемых аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, организациями, имеющими подведомственные медицинские и фармацевтические организации, органами исполнительной власти субъектов РФ.
28. Общее количество тестовых заданий, а также время, отводимое аттестуемому на их решение, устанавливается аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, органами исполнительной власти субъектов РФ.
29. Тестовый контроль знаний признается пройденным при условии успешного выполнения не менее 70 % от общего объема тестовых заданий.
30. Собеседование проводится членами Экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам профессиональной деятельности специалиста при условии успешного прохождения им тестового контроля знаний.
31. По результатам аттестации специалиста Экспертная группа принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории.
Решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается Экспертной группой не позднее восьмидесяти календарных дней со дня регистрации документов.
Решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается Экспертной группой по следующим основаниям:
- наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
- выполнение тестовых заданий менее 70 % от общего объема тестовых заданий;
- неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.