Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для детей-инвалидов в области образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы оформить инвалидность, необходимо обратиться сначала к врачу по месту регистрации, он в любом случае должен дать направление на прохождение узких специалистов, сдачу анализов. После этого получив все результаты вы возвращаетесь к нему за направлением на медико-социальную экспертизу. Затем записываетесь на прием в Бюро МСЭ.
Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности
Для незрячих:
- Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
- Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
- Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.
Для слабовидящих:
- Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
- Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
- Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.
Для глухих и слабослышащих:
- Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
- Предоставляются услуги сурдопереводчика.
Виды льгот для инвалидов
При себе необходимо иметь:
- направление из поликлиники от лечащего врача либо со стационара больницы
- выписку из истории болезни либо другие документы, подтверждающие факт болезни
- заявление родителей, в случае оформления инвалидности ребенку
- свидетельство о рождении
В ходе комиссии эксперты могут поинтересоваться в каких условиях поживаете, чем занимаетесь, какое обычное самочувствие, после чего принимают положительное либо отрицательно решение, которое можно оспорить в судебном порядке. Так же перед назначением группы инвалидности учитываются и другие заболевания пациента. При легкой и средней степени как правило назначают третью группу инвалидности, при средней и тяжелой — вторую, первую дают очень редко, когда человек требует постоянного присмотра посторонних людей и не имеет возможности обслуживать сея самостоятельно.
Дополнительные льготы инвалидам
- на оплату жилья, коммунальных услуг, связи в размере пятидесяти процентов;
- ремонтные работы, необходимые для жилья (где проживает в данный момент ребенок);
- покупка продуктов питания, одежды
- повышенная стипендия при обучении
- бесплатное медицинское обеспечение
- питание без оплаты в государственных учреждениях при обучении
- льготное санаторно-курортное лечение
- бесплатное протезирование
Для получения компенсации по коммунальным услугам, необходимо обратиться в ближайший микро — финансовый центр, ЖЭК либо в социальную защиту. Основным требованием является отсутствие долгов по оплате коммунальных услуг и отношение к данной категории граждан.
Документы подаются раз в пол года, срок рассмотрения десять дней. Если вы подали их до пятнадцатого числа месяца, то можно ожидать льготу в этом месяце, если позже, то уже в следующем. Компенсация предоставляется либо на открытый на ваше имя расчетный счет или на приходит на почтовое отделение связи.
Необходимые документы:
- заявление о предоставлении социальной льготы;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий право на получение льготы (справка органа социальной защиты);
- справку о составе семьи;
- свидетельство о собственности на жилое помещение или договор социального найма (при первичном обращении).
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.
Порядок приема инвалидов в колледж/техникум
После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.
Перечень документов, необходимых для подачи:
Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:
Как правило, образец заявления имеется в учебной части.
Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.
С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).
Для глухих и слабослышащих
письменные задания могут быть надиктованы ассистенту;
предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения задания
предоставление увеличивающего устройства;
задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтом
В каком порядке предоставляются льготы абитуриентам при поступлении в колледж (инвалидам)
Важно!
Для абитуриентов-инвалидов выделяется 2-3% от общего числа мест, предназначенных для льготников.
Льгота для инвалидов, желающих получить образование в средне-специальном учреждении, предоставляется уже на этапе подачи документов — во время сдачи экзамена им дается дополнительное время (1,5 часа) на подготовку.
Инвалид любой группы, желающий поступить в колледж, должен решить для себя, как именно он собирается воспользоваться преимущественным правом на зачисление (в любом случае, обязательным условием станет успешная сдача вступительных экзаменов и набор минимального количества баллов
):
- поступить на подготовительные курсы или на очное отделение;
- воспользоваться льготой согласно квоте.
Какие льготы положены инвалидам при поступлении в колледж
Основная льгота – возможность получить образование бесплатно. Вне зависимости от выбранной специальности, ни гражданин, ни его близкие не должны оплачивать образование.
Кроме того, инвалидам полагается 2 стипендии: академическая (назначается по итогам обучения, сдачи сессии) и социальная (выплачивает учебное заведение).
Право на получение единовременной социальной помощи (заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение).
Бесплатное/частично бесплатное предоставление общежития для проживания иногородних лиц (законодатель не устанавливает обязанности руководителя учебного заведения делать проживание полностью бесплатным; этот вопрос остается на усмотрение администрации).
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная;
· заочная; · очно-заочная |
· семейное;
· самообразование. |
3. | Способы организации учебного процесса | · личное посещение;
· дистанционное; · сетевой вид |
· дистанционное;
· сетевой вид; · посещение преподавателей на дому |
Важно! Выбрать форму обучения инвалид может самостоятельно; но в учебное учреждение должны быть представлены документы, подтверждающие, например, невозможность посещать занятия в связи с имеющимся заболеванием.
Эксперты Общероссийского народного Фронта провели опрос в 68 регионах РФ и выяснили, что родители детей, имеющих особенности в развитии (в некоторых случаях, инвалидность), не хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного образования, считая, что во многих регионах нет условий для получения образования, в том числе, среднего профессионального.
Эксперты ОНФ и фонда «национальные ресурсы образования».
Льготы работникам образования в городе и селе в 2021 году
Чтобы льготная группа граждан могла воспользоваться положенными правами, в процессе прохождения процедуры вступления важно подтвердить данное право специальными документами. Вот самые распространенные бумаги и справки, которые могут потребоваться:
- Инвалиды с детства – медицинская карта, где четко обозначен диагноз.
- Дети военнослужащих, которые стали инвалидами или погибли в процессе выполнения положенного долга – справка с места работы или свидетельство о смерти.
- Дети, имеющие родителей с инвалидностью – подтверждающие медицинские документы.
Каждый отдельный случай, связанный с поступлением, рассматривается отдельно. Этим занимается юридическая служба и преподавательская комиссия ВУЗа. Внимательно изучается личное дело каждого абитуриента, его достижения, успехи и награды, если принималось участие в соревнованиях и олимпиадах.
Даже, если было принято решение предоставить поступающему место в ВУЗе, оценка его знаний и возможностей не прекращается. Важно не просто предоставить возможность абитуриенту бесплатно обучаться, но дать ему базу для получения качественного образования и эффективного развития личности. Подобный грамотный подход поможет инвалиду беспрепятственно найти достойную работу. Можно интегрироваться в социальное общество, выстроить карьеру, несмотря на разные ограничения, связанные с заболеванием.
Алексеева Елена Николаевна, проректор по учебной деятельности ОрелГТУ.
Современное государство дает возможность получить качественное профильное образование всем без исключения граждан, инвалидам, в том числе. Образование можно получить всем людям с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы.
Не все граждане данной категории знают свои права и возможности. На основании этого возникают определенные ошибки. Вот самые распространенные из них.
Ошибка 1. Человек с инвалидностью получил низкий балл при поступлении и не предпринял никаких действий.
Если абитуриент понял, что ему поставили заниженную оценку, он имеет право составить апелляцию. Подавать ее требуется в специальные структуры для пересмотра ранее полученных результатов вступительных экзаменов.
Ошибка 2. Многие граждане с ограниченными возможностями изначально не пытаются поступить, опасаясь, что их не примут и откажут в поступлении. У них есть опасения, что вопросы будут непрофильными, а оценки не справедливыми.
Это не так. В ВУЗах работают специальные комиссии, установлены правила поступления. Вступительные экзамены оцениваются максимально объективно и справедливо. Вопросы полностью соответствуют базовым и профильным требованиям проходных проверок. В тест входят только такие вопросы, которые были пройдены в процессе обучения в обычных общеобразовательных заведениях.
Апелляционная комиссия при поступлении оценивает промежуточные результаты, пройденные тесты ЕГЭ в обычных школах и иные положенные в ВУЗе испытания. Таким образом можно правильно оценивать уровень знания абитуриента с инвалидностью.
Учебные заведения не имеют права отказать поступающим по причине отсутствия условий для комфортной жизнедеятельности инвалида на территории ВУЗа. Согласно современному законодательству, учреждение обязано обеспечить доступ ко всем без исключения кафедрам, а также к общественным помещениям. Доступ должен быть обеспечен для перемещения на коляске, если это нужно.
Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.
Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.
Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.
Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.
Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.
При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.
По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.
Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.
Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.
Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:
- Уроки через интернет;
- Теле-присуствие;
- Занятия с использованием чата;
- Обучение посредством онлайн-конференции;
- Проведение онлайн-консультаций с педагогом.
Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.
При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.
Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.
В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.
Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.
Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.
Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.
Так, инклюзии присущи следующие особенности:
- Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
- Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
- К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
- Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.
Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.
Для этого используется несколько методов:
- Более широкие возможности по доступу к образованию;
- Интеграция в учебный процесс;
- Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
- Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.
Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.
Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.
На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.
Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.
- ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
- интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
- развитие личных возможностей, способностей;
- реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.
Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.
К инвалидам относятся:
- инвалиды 1 группы;
- инвалиды 2 группы;
- инвалиды 3 группы;
- инвалиды детства;
- дети-инвалиды.
Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.
Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная; |
- ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
- интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
- развитие личных возможностей, способностей;
- реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Для поступления ребенка в училище/вуз/колледж необходимо подать следующие документы:
- заявление о приеме;
- 2 фотографии 3×4 см;
- паспорт;
- документ, удостоверяющий гражданство (при необходимости);
- документ, подтверждающий инвалидность (если она есть);
- документы, подтверждающие наличие особого права на прием в учреждение (если есть);
- документ, удостоверяющий наличие образования соответствующего уровня (аттестат, диплом, сертификат);
- документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений (аттестат с отличием, наличие статуса чемпиона мира в каком-то виде спорта, оценка вуза за итоговое сочинение, являющееся допуском к итоговой аттестации, диплом за победу в школьной олимпиаде и т.д.);
- документ, подтверждающий состояние здоровья, требующее предоставление особых условий для сдачи вступительных экзаменов (при необходимости);
- нотариально оформленная доверенность (при подаче документов через доверенное лицо).
Почему можно получить отказ
Причины отказа могут быть различными.
- В первую очередь вы не подходите под льготную категорию граждан, имеющих право на данную субсидию, а именно в нашем случае дети сироты
- Во вторых, предоставили не полный комплект документов, необходимых для оформления компенсации.
- В третьих, у справок мог истечь срок действия
- Ошибки в поданных документах
- Предоставлены не самим заявителем
- Не хватает оригиналов
В случае вашего не согласия, если вы предоставили все документы и считаете, что вам отказано без оснований, для начала обратитесь к выше стоящему начальству, если результатов не даст, тогда напишите в прокуратуру, и в крайнем случае несите иск в суд и защищайте свои права.
Преимущества и недостатки:
Преимущества | Недостатки |
К преимуществам можно отнести удобный способ оформления, поскольку в МФЦ много сотрудников, которые принимают документы ,для льгот по квартплате | Пособие выплачивается до достижения 18 лет, затем инвалидность может быть снята |
Возможность получить компенсацию на карту, снять денежные средства, по которой можно в любой момент, даже находясь в другой стране для ЖКХ | Льготы положены в том случае, если обучаешься на дневной форме |
Возможность обучения бесплатно | Социальная пенсия инвалидам выплачивается до 18лет |
Шанс поступить вне конкурса |
Льготы при поступлении в колледж для детей инвалидов в 2021 году
Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.
Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:
- Уроки через интернет;
- Теле-присуствие;
- Занятия с использованием чата;
- Обучение посредством онлайн-конференции;
- Проведение онлайн-консультаций с педагогом.
Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.
При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.
Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.
В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.
Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.
Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.
Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.
Так, инклюзии присущи следующие особенности:
- Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
- Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
- К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
- Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.
Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.
Для этого используется несколько методов:
- Более широкие возможности по доступу к образованию;
- Интеграция в учебный процесс;
- Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
- Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.
Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.
Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.
На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.
Льготы детям инвалидам при поступлении в колледж 2021
Зачисление в ВУЗ на бюджетное место может происходить по основаниям, предусмотренным непосредственно в регулирующем федеральном документе, либо по условиям, установленным самим учебным заведением в части, не урегулированной нормами права.
- Профильное учебное заведение обязуется предоставить образовательные услуги по аккредитованной программе;
- Муниципальное или государственное учреждение, выполняющее роль спонсора, обязуется своевременно вносить плату за образовательные услуги;
- Абитуриент получает профессию, по которой должен отработать на производстве у спонсора от 3 до 5 лет.
- участвовавшие во всероссийской олимпиаде, и занявшие призовые места, подтвержденные соответствующим дипломом;
- принявшие участие в международной олимпиаде по школьной программе, предметы которой соответствуют специализации выбранного ВУЗа;
- прошедшие ЕГЭ на «отлично» с максимальным набором баллов;
- ставшие чемпионами или призерами спортивных Олимпийских игр — касается ВУЗов спортивной специализации.
Подавая документа на поступление в ВУЗ, абитуриент должен понимать, что это вступление в правовые отношения, регламентированные соответствующими нормами законодательства.
- паспорт;
- аттестат о получении основного общего образования;
- фотографии;
- справку об инвалидности;
- программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.
Эксперты Общероссийского народного Фронта провели опрос в 68 регионах РФ и выяснили, что родители детей, имеющих особенности в развитии (в некоторых случаях, инвалидность), не хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного образования, считая, что во многих регионах нет условий для получения образования, в том числе, среднего профессионального.
- направление из поликлиники от лечащего врача либо со стационара больницы
- выписку из истории болезни либо другие документы, подтверждающие факт болезни
- заявление родителей, в случае оформления инвалидности ребенку
- свидетельство о рождении
- сироты и дети, чьи родители лишены в отношении них родительских прав;
- инвалиды, относящиеся к первым двум группам;
- лица, пострадавшие от лучевой болезни и имеющие иные заболевания, связанные с катастрофами, техногенного характера;
- студенты, имеющие только одного родителя, являющегося инвалидом 1 группы;
- лица, проходящие службу по контракту.
Формы получения образования
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
Читать дальше: На время ремонта предоставить аналогичный товар
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная; |