ЕСХН в налоговом кодексе: всё о спецрежиме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕСХН в налоговом кодексе: всё о спецрежиме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

В чём выгода применения ЕСХН

Чтобы понять, почему применять ЕСХН выгоднее, сравним налоговую базу и налоговую ставку разных режимов налогообложения.

Элемент системы налогообложения ЕСХН ОСНО УСН Доходы УСН Доходы минус расходы
Налоговая база Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами Денежное выражение доходов Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов
Налоговая ставка 6% 20% (в общем случае) 6% От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Новое в налоге на прибыль

С 1 января 2023 г. при наличии задолженности перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

С 2023 года произошли изменения в налоге на прибыль. Производить уплату налога не придётся в следующих случаях:

Прибыль, не подлежащая налогообложению налогом на прибыль Нормативный акт
Дивиденды либо часть распределённой прибыли, не востребованные участниками хозяйственного общества или товарищества, восстановленные в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ
Имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 166-ФЗ
Имущество, имущественные права или неимущественные права в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ
Безвозмездно полученные услуги, являющиеся предметом сделок Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ
Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований и переданные безвозмездно Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 344-ФЗ
Средства, полученные общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений. Указанные средства не учитываются при определении налоговой базы при условии их использования в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 344-ФЗ

Новое в налоге на имущество для юридических лиц

В 2023 году произошли некоторые изменения при уплате налога на имущество для юридических лиц:

Изменения Нормативный акт
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ

Основные изменения главы 26.1 «ЕСХН»

Во-первых, с 1 января 2004 г. данный налоговый режим на территории России действует в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ, а не законами субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, новая редакция гл.26.1 расширила перечень налогоплательщиков ЕСХН. К ним примкнули организации и индивидуальные предприниматели, выращивающие рыбу, занимающиеся ее первичной и последующей переработкой и реализацией.

В-третьих, переход сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату ЕСХН стал их правом, а не обязанностью (п.2 ст.346.1 Налогового кодекса РФ).

В-четвертых, изменилась и налоговая база. Она определена как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Так предусмотрено в п.1 ст.346.6 Налогового кодекса РФ.

Иначе говоря, ЕСХН превратился в аналог упрощенной системы налогообложения для производителей сельскохозяйственных товаров.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН

ЕСХН к уплате в бюджет — 6 процентов от налоговой базы (п.1 ст.346.9 Налогового кодекса РФ). При расчете налоговой базы доходы и расходы определяют нарастающим итогом с начала года (п.4 ст.346.6 Налогового кодекса РФ).

Читайте также:  Как оплачивается больничный при коронавирусе в 2022 году

Налоговый период по ЕСХН — это календарный год, а отчетный период — полугодие. Поэтому с 1 января 2004 г. ЕСХН нужно рассчитывать по окончании первого полугодия и года (п.2 ст.346.9 Налогового кодекса РФ).

Сумма авансового платежа по налогу за первое полугодие 2004 г. перечисляется в бюджет по местонахождению сельскохозяйственной организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 25 июля (п.5 ст.346.9 Налогового кодекса РФ).

Сумму налога, рассчитанную по итогам года, нужно уменьшить на величину авансового платежа и перечислить в бюджет не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пример. По итогам первого полугодия 2004 г. доходы ООО «Раздолье» составили 600 000 руб., расходы — 500 000 руб.

Что такое единый сельскохозяйственный налог?

Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются налогом в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства, если ранее такая норма не применялась.

«>крестьянские (фермерские) хозяйства)*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.

Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:

  1. Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
  2. Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
  3. Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
  4. По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.

Снятие с учета ЕСХН и утрата права применения

Независимо от того, по какой причине происходит отказ от ЕСХН, не позднее 15 дней с момента окончания деятельности нужно в обязательном порядке подавать в налоговую документ по форме 26.1-7 «Уведомление о прекращении деятельности ЕСХН».

Добровольный переход с ЕСХН на любую другую систему исчисления налогов можно совершить только с начала нового календарного года. Чтобы это делать, нужно подать в налоговую службу заполненное заявление по форме 26.1-3 «Уведомление об отказе от применения ЕСХН» до 15 января того года, в котором будет сделан отказ.

Фирма обращается с этим вопросом по месту нахождения, а предприниматель — по месту жительства.

Компания теряет право применять сельхозналог, если:

  • Полученный доход превысил 60 млн. руб.
  • Производство продукции происходит из покупного сырья.
  • Доля дохода от реализации собственной продукции менее 70%.

Фирма или предприниматель считаются утратившими право на сельхозналог с начала того периода, когда было выявлено нарушение. Необходимо подать в налоговую заявление по форме 26.1-2 «Сообщение об утрате права на ЕСХН». За это время необходимо исчислить и уплатить все виды налогов, характерные для общего режима — НДС, налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество.

Единый налоговый платеж

С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.

Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.

За счет ЕНП нужно уплачивать:

  • налоги, в том числе НДФЛ за работников;
  • авансовые платежи по налогам;
  • страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
  • сборы;
  • пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.

Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.

Назначение КБК
Текущий платеж и задолженность Пени Штраф
Единый налоговый платеж 182 0 10 61201 01 0000 510
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 2100 110 182 1 01 01011 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 2100 110 182 1 01 01012 02 3000 110
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01013 01 1000 110 182 1 01 01013 01 2100 110 182 1 01 01013 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01014 02 1000 110 182 1 01 01014 02 2100 110 182 1 01 01014 02 3000 110
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний 182 1 01 01015 01 1000 110 182 1 01 01015 01 2100 110 182 1 01 01015 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний 182 1 01 01016 02 1000 110 182 1 01 01016 02 2100 110 182 1 01 01016 02 3000 110
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов 182 1 09 01020 14 1000 110 182 1 09 01020 14 2100 110 182 1 09 01020 14 3000 110
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство 182 1 01 01030 01 1000 110 182 1 01 01030 01 2100 110 182 1 01 01030 01 3000 110
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01040 01 1000 110 182 1 01 01040 01 2100 110 182 1 01 01040 01 3000 110
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 2100 110 182 1 01 01050 01 3000 110
С дивидендов от иностранных организаций 182 1 01 01060 01 1000 110 182 1 01 01060 01 2100 110 182 1 01 01060 01 3000 110
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110 182 1 01 01070 01 2100 110 182 1 01 01070 01 3000 110
С процентов по облигациям российских организаций 182 1 01 01090 01 1000 110 182 1 01 01090 01 2100 110 182 1 01 01090 01 3000 110
С прибыли контролируемых иностранных компаний 182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 2100 110 182 1 01 01080 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме

налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр)

182 1 01 01102 01 1000 110

182 1 01 01102 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии 182 1 01 01101 01 1000 110

182 1 01 01101 01 3000 110
Читайте также:  Выплаты при несчастном случае или при профзаболевании

Право на выход из-под уплаты НДС

Несмотря на новшества, сельхозкомпании сохранили возможность освобождения от НДС (аб. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ). Для процедуры предусмотрен особый порядок, он отличается от классических требований для выхода из-под налога (№335-ФЗ).

Предприятия и ИП на ЕСХН должны выполнить следующие условия:

  • подать заявление на освобождение от налога в год перехода на спецрежим;
  • выручка от сельхоздеятельности за предыдущий 2021 год не должна превышать 100 млн рублей.

Для последующих налоговых периодов установлены иные значения прибыли, дающие право на освобождение от НДС. Они уменьшаются каждый год на 10 млн в течение 5 лет. Таким образом:

  • в 2021 году выручка должна быть не более 90 млн рублей;
  • 2020 — не выше 80;
  • 2021 — не больше 70;
  • 2022 и последующие — не более 60 млн.

Чтобы освободиться от уплаты пошлины, необходимо:

  • подать в отделение ИФНС заявление, составленное в письменной форме;
  • соблюсти срок подачи — не позже 20-го числа месяца, следующего за возникновением права на льготу;
  • ежегодно подтверждать полученное право.

Если льготу планируется продлить, в ФНС направляют соответствующее уведомление для освобождения от сбора на следующие 12 месяцев, приложив документы, подтверждающие все полученные доходы за отчётный год. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истечением одного календарного года с момента получения льготы.

Договорные отношения: дополнительное соглашение об изменении ставки НДС

Договорные вопросы трактуются таким образом — все контракты, датированные 2021 годом и ранее, сроком реализации которых является 2019, должны быть инвентаризированы. Особенности пересмотра договоров зависят от изначальных условий:

  1. Цена была согласована уже с учетом добавленной стоимости. Между производителем (поставщиком, продавцом) и покупателем возникает необходимость определения стоимости с учетом новых обстоятельств: 1.1. увеличение цены договора — соразмерное удорожание финальной стоимости для покупателя на 2 % (разница в ставках НДС) с сохранением базовой цены предмета сделки;
    1.2. сохранение оговоренных обязательств перед покупателем — снижение цены предмета сделки без учета НДС. Тогда продавец компенсирует разницу по добавленной стоимости за счет собственных средств.
Читайте также:  Что такое ЕСХН, сколько стоит и как работает
  • Добавленная стоимость не учитывалась в договоре. Если сумма сделки была определена без НДС, значит начисление налога будет производиться сверх согласованных сумм. Это наиболее простой вариант пересмотра взаимных обязательств — в качестве дополнительного информационного соглашения можно составить краткий документ, отражающий текущий и будущий размер налога. Поскольку стоимость не корректируется, то и окончательная цена останется неизменной, с той лишь разницей, что плюсом к сумме будет являться не 18 а 20-процентный сбор.
  • В договоре нет прямых указаний о включении налога или его невключении. Для исключения разногласий со второй стороной сделки и споров с ФНС, такие контракты должны быть конкретизированы. Оптимальным вариантом будет следующая оговорка — стоимость не включает налог на добавленную стоимость, его начисление производится по ставке, установленной на день фактического выполнения взаимных обязательств сторон.Такой подход максимально прозрачен и удобен, он сокращает текст документа, исключает возможность использования двусмысленных формулировок и, по сути, просто отсылает адресатов к действубщим нормам НК.
  • Что касается государственных или муниципальных соглашений с условием фиксированной (неизменной) цены — контракты, заключенные до наступления 2021 пересмотру не подлежат. Но и особого порядка налогообложения для субъектов таких договорных обязательств не предусмотрено. Министерство финансов комментирует коллизию таким образом — на время действия госконтракта его цена остается неизменной в соответствии с контрактным законодательством.
  • Изменения могут коснуться исключительно таких соглашений:

    • федеральных — на срок более 36 месяцев и сумму свыше 10 млрд;
    • региональных — на тот же срок, но свыше 1 млрд;
    • муниципальных — от 12 месяцев и более чем на 500 000 000.

    Остальные контракты не могут быть изменены и рост налоговой нагрузки не влияет на установленные суммы. Как быть в таком случае — твердая цена так и останется фиксированной, работа по договору будет производиться по аналогии с вариантом 1.2. и компенсация налога ляжет на плечи поставщика.

    Специфика использования

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

    Основные преимущества ЕНС

    Введение с 01.01.2023 единого налогового счёта:

    • должно исключить наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов;
    • обеспечит экономически обоснованный расчет пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом.
    ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК ПОВЛИЯЕТ ВВЕДЕНИЕ ЕНС
    Обеспечительные меры Взыскание именно общей суммы задолженности исключит применение налоговыми органами избыточных обеспечительных мер к плательщикам
    Уточнения и зачеты платежей Ситуация, при которой у одного плательщика имеется одновременно задолженность и переплата по разным платежам, станет невозможной. Уточнения и зачеты исчезнут за ненадобностью.
    Пени Обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на именно общую сумму задолженности перед бюджетом. Исчезает необходимость перечисления большого количества платежей.

    Цифровые лимиты имущественного налога

    Налог на имущество платится с объектов, входящих в состав ОС, использующихся более 1 года. Регионами устанавливаются собственные ставки (федеральные законы утверждает лишь максимальную), возможность льгот и полного освобождения. В таблице представлены важные цифры, касающиеся ограничений по ставкам налога на имущество, в том числе и для плательщиков ЕСХН.

    Предельные ставки налога и сроки подачи деклараций

    Наибольшая возможная ставка налога на недвижимость Предел ставки по налогу на движимое имущество (регион вправе установить льготу или убрать налог)
    по среднегодовой стоимости по кадастровой стоимости максимальный минимальный
    2,2% 2% 1,1% 0%
    В регионах ставка может быть снижена Регион вправе установить льготу или полностью убрать налог

    Установлено, что предприятие должно перечислить единый сельскохозяйственный налог в продолжение двадцати пяти календарных дней, следующих за последним днем полугодия. Иначе говоря, авансовый платеж нужно перечислить до 25 июня.

    Далее необходимо выплатить оставшуюся сумму налога, срок погашения составляет три месяца, таким образом, она должна быть перечислена компанией не позднее 1 апреля следующего года.

    При этом если предприятие в данном году работает в режиме единого сельскохозяйственного налога, то у него нет возможности перейти на иную налоговую систему до того, как этот год завершится.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *