Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип запрещения принудительного труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.
Комментарий к ст. 4 TК РФ
1. Запрещение принудительного труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК), основанным на общепризнанных нормах международного права и конституционной норме, устанавливающей принцип свободы труда (ст. 37 Конституции РФ).
2. Определение в ТК принудительного труда соответствует положениям конвенций МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).
3. В то же время ТК расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно-правовыми нормами, включив дополнительно в это понятие выполнение работы при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере, необеспечении работника средствами индивидуальной или коллективной защиты, угрозе жизни или здоровью работника.
4. Исчерпывающий в ТК перечень случаев, когда привлечение к труду не является принудительным, соответствует положениям Конвенции МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.).
См. также комментарий к ст. ст. 142, 220, 379 ТК.
Спрашиваем и отвечаем по статье 4 ТК
Считается ли работа, за которую работодатель задерживает выплаты, имеющей принудительный характер?
Да, в соответствии со статьёй 4 ТК. Принуждение к ней работодателем не допускается, и сотрудник может вовсе отказаться от этой работы или приостановить её выполнение (статьи 142 и 379 ТК). Однако на практике есть ряд тонкостей по отказу или приостановке работы. Так, по ст. 142 ТК сотрудник имеет право приостановить подобную работу, но лишь после того, как сообщил об этом нанимателю в письменном виде, а также при условии, что зарплата задерживается на срок свыше 15 дней. Также подчёркивается, что госслужащие не вправе приостанавливать свою деятельность в данной ситуации. Налицо коллизия по приостановке работы, если задержка зарплаты менее 15 дней.
На какие правовые положения опирается статья 4 ТК?
Если говорить о международном законодательстве, то базой для этой статьи являются Конвенции МОТ № 29 и № 105, а также Международные пакты ООН о правах граждан от 1966 года. Эти правовые акты были ратифицированы в надлежащем порядке ещё при СССР. Также соответствующие положения содержатся в иных международных актах – Европейской конвенции о правах и свободах от 1950 года и т.д. В России в ст. 37 Конституции специально подчёркивается свободный характер труда и содержится прямой запрет на принуждение к нему.
Какая ответственность положена нанимателю за нарушение им статьи 4 ТК?
В первую очередь речь идёт об административной ответственности по ст. 5.27 КоАП. По этой статье положены штрафы от одной до пяти тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц. В более тяжёлых формах речь может идти и о применении ст. 127.2 УК, по которой полагается весьма значительное наказание: сроки по обычным случаям до 5 лет, а с отягчающими обстоятельствами – до 15.
Как положения о принудительном труде применяются при увольнении сотрудника?
Работодатель не может отказать сотруднику в увольнении, если тот надлежащим образом оформил своё решение. Ведь в данной ситуации будет нарушена не только статья 4 ТК, но и статья 37 Конституции РФ. Исключения, указанные в ст. 4 ТК, касаются военнослужащих, периодов чрезвычайных ситуаций и т.д.
Право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве
К основным принципам трудового права Трудовым Кодексом относится право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.
Важнейшим направлением социальной политики государства являются мероприятия в области занятости. Для их реализации формируются специальные органы (Роструд, возглавляемый Минтрудом РФ), выделяются определенные финансовые ресурсы, предоставляются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельным категориям граждан.
Таким образом, Законом о защите инвалидов устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работающих (однако не меньше 2% и не больше 4%).
Статьей 2 Трудового Кодекса впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводится понятие справедливых условий труда, которое включает 3 составляющие:
- безопасную трудовую деятельность;
- отдых после труда в течение определенного временного периода;
- зарплату, обеспечивающую достойное существование человека и его семьи.
Статья 4 ТК РФ. Запрещение принудительного труда (действующая редакция)
Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.
Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности, из УК РФ исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядство).
Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающее значение такого запрета для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международным правовым актам: Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Конвенциям МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957).
В отличие от КЗоТ, ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение понятия принудительного труда, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ N 29.
Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международными правовыми нормами. Комментируемая статья определяет, что к принудительному труду относится работа, выполняемая работником под угрозой наказания, хотя в соответствии с ТК или иными федеральными законами он может от нее отказаться. К таким случаям отказа относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в т.ч. вследствие необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Комментарий к Статье 4 ТК РФ
В статье 4 Трудового кодекса РФ запрещено еще одно негативное явление в трудовых отношениях — принудительный труд.
Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч. в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе, в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Трудовой кодекс РФ к принудительным работам также относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, а также с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Статья 4 Трудового кодекса РФ также содержит определение работ, которые к принудительному труду не относятся. Это:
1) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
2) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
4) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Общая характеристика принудительного труда
Принудительный труд — это деятельность, при которой под угрозой наказания совершаются определенные действия для создания материальных благ. Этот вид работ может использоваться как в качестве наказания за определенные правонарушения, преступления, политические и религиозные взгляды, так и в качестве меры дискриминации определенных расовых, социальных, религиозных групп или сексуальных меньшинств.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) описывает принудительный труд как работу или службу, требуемую от человека под угрозой наказания, если человек не желает выполнять свои услуги Принудительный или обязательный труд: Конвенция Международной организации труда от 28 июня 1930 года.
Трудовой кодекс Российской Федерации определяет принудительный труд как — выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (применения силы), в том числе для поддержания трудовой дисциплины, как меру ответственности за участие в забастовке, как средство мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, как наказание за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоречащих установленной политической, социальной или экономической системе, как дискриминацию.
Согласно действующему законодательству, работник вправе отказаться от исполнения своих обязанностей в случае несвоевременной или неполной выплаты заработной платы, а также если совершение действий, предусмотренных трудовым договором, непосредственно угрожает жизни или здоровью работника вследствие нарушения требований охраны труда, установленных действующим законодательством.
Запрет принудительного труда регулируется международными правовыми актами, такими как:
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
- Конвенция МОТ о принудительном или обязательном труде 1930 года (№29);
- Конвенция МОТ 1957 года (№ 105) об упразднении принудительного труда: Конвенция Международной организации труда от 25 июня 1957 года № 105 .
Принудительный труд запрещен законодательством всех стран мира, особенно в связи с их участием в этих международных договорах.
Принудительный труд в СССР
Говоря об использовании принудительного труда на государственном уровне, необходимо рассмотреть советскую систему исправительно-трудовых лагерей. После Гражданской войны и захвата власти большевиками встал вопрос об экономическом развитии и индустриализации страны. В 1929 году секретарь Центрального комитета партии Сталин подписал документ, в котором говорилось о необходимости создания исправительно-трудовых лагерей. По замыслу Сталина, они должны были сыграть решающую роль в начале индустриализации.
С.А. Красильников выделил 2 этапа в возникновении принудительного труда в Советской России.
Первый этап начался в 1922 году и закончился в середине 1929 года, характеризуясь тем, что принудительный труд не рассматривался как средство экономического развития, а был простым, но эффективным средством наказания, при котором изгонялись все неугодные для власти. В это время советские власти все еще руководствовались решениями судебных органов, и масштабы карательной политики были незначительными.
Второй этап начался в 1929 г. и закончился в 1934 г. На этом этапе увеличились как масштабы, так и качество принудительного труда Красильников С.А. Советская система принудительного труда: некоторые черты и особенности ее формирования в конце 1920-х — первой половине трудовые лагеря занимали целую отрасль экономики страны. В некоторых северных и восточных регионах заключенные лагерей составляли основную часть трудоспособного населения.
Особый вариант принудительного труда был применен в 1930 году, когда были созданы отряды тыловой милиции. Это были военно-трудовые лагеря, состоящие из молодых людей, которые не подлежали призыву на военную службу из-за лишения избирательных прав, так называемых «бесправных». В этих лагерях они использовались для тяжелых строительных работ, в шахтах и так далее. Этот тип трудового лагеря был создан в интересах обороны и создания военной инфраструктуры. Эта модель трудовых лагерей просуществовала до 1937 года.
Следует также отметить значение Сибири в возникновении принудительного труда в СССР. Сибирь обладала огромным экономическим потенциалом, но из-за климата проводить индустриализацию на ее территории на добровольной основе было невозможно. Принудительный труд использовался по регионам, и были районы, где заключенных в лагерях было больше, чем местных жителей.
После смерти Сталина в 1953 году был издан указ об амнистии, благодаря которому было освобождено более 1 миллиона человек. Следует также отметить, что за весь период использования «лагерного» труда погибло более полутора миллионов человек.
Принудительный труд применялся и к другим гражданам, только в другой форме. Статья 12 Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является долгом и делом чести для каждого трудоспособного гражданина, по принципу: «Кто не работает, тот не ест»».
Ответственность за принуждение
За принуждение к труду под угрозой применения какого-либо наказания, виновное лицо может быть привлечено к ответственности. Однако следует отметить, что действующий Трудовой кодекс РФ не содержит специальных норм, устанавливающих порядок привлечения к ней.
При этом в качестве универсальной нормы, определяющей меру ответственности за нарушения трудового законодательства, следует использовать ст. 5.27 КоАП РФ. Так, виновные в них лица в соответствии с данной статьей могут быть оштрафованы. Кроме этого, допускается возможность административного приостановления деятельности организации или ИП.
Важно! В число лиц, которые могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, входят только организации и ИП. Граждане, использующие труд наемных работников в быту, не могут являться виновными в совершении данного административного правонарушения, что представляет собой несомненный законодательный «пробел».
Уголовной ответственности за сам факт принуждения не предусмотрено.
Принудительный труд и принцип его запрета в современных условиях
Рассмотрение вопроса о принудительном труде и законодательном регулировании era запрета необходимо начать с определения этого понятия, «Принудительный труд нельзя просто приравнять к низкой заработной плате или плохим условиям труда. Это понятие не охватывает также ситуации чистой экономической необходимости,, когда работник считает, что он не может покинуть рабочее место из-за реального или мнимого отсутствия альтернативной занятости. Принудительный труд представляет собой грубое нарушение прав человека и ограничение человеческих свобод в том виде, в каком они определены в соответствующих конвенциях МОТ и в других международных актах…». » Поэтому обратимся к международным нормам, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной мастью правовой системы нашего государства, и, прежде всего, к Конвенции Международной Организации Труда № 29 относительно принудительного или обязательного труда 1930 г/ и Конвенции Международной Организации Труда № І 05 об упразднении принудительного труда 1957 г.» Согласно Конвенции № 29 термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказании, для которой эчо лицо не предложило добровольно своих услуг. При этом он не включает в себя: — работу или службу в соответствии с законами об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера; «» — работу или службу, являющуюся частью обычных, іражданеких обязанностей; — работу или службу по приговору суда при условии, что она будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет передано в распоряжение частных лиц или компаний; — работу или службу в условиях чрезвычайных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения; — мелкие работы общинного характера при условии, что население или его представители имеют право высказывать свое мнение относительно целесообразности этих работ.
Конвенция обязывает каждого члена МОТ, ратифицировавшего ее, упразднить применение принудительного или обязательного труда в возможно кратчайший срок. В переходный период применение принудительного труда допускается в порядке исключения и только при соблюдении условий, содержащихся в Конвенции. Особо подчеркивается недопущение принудительного труда в пользу частных лиц или компаний.
Безусловно, Конвенция № 29, сформулировав понятие принудительного труда, его основные признаки и исключения, когда обязательное привлечение к труду принудительным трудом не является, дала прочную основу последующим международным договорам и развитию внутреннего законодательства государств — участников в сфере запрета принудительного і руда. Однако необходимо отметить, что Конвенция принималась преимущественно с целью защиты коренного населения территорий, находящихся под суверенитетом, юрисдикцией, протекторатом, сюзеренитетом, опекой или управлением иных государств, то есть урегулировала отношения по использованию труда, в корне отличающиеся от существующих в современном мире. В Конвенции подробно регламентирован порядок к принудительному привлечению к труду в случае возникновения такой необходимости, а также гарантии прав лиц, привлекаемых к такому труду (сроки привлечения, продолжительность рабочего дня, виды и порядок оплаты зруда и т. д.), В настоящее время исчезла необходимость в таком регулировании. В условиях абсолютного запрета принудительного труда нормы Конвенции, несомненно, нуждаются в изменении; не затрагивая самого определения принудительного труда, требуется провозгласить абсолютный его запрет, а также сформулировать признаки, которые позволят правоприменителям идентифицировать данное явление с целью привлечения к ответственности виновных лиц. В частности, необходимо определить, что должно пониматься под наказанием, под угрозой которого лицо принуждается к труду, а также что означает не добровольность труда. Деятельность контрольных органов МОТ в течение более семи десятков лет позволила внести ясность в оба эти элемента. Наказание не обязательно проявляется в форме карательных санкций, но может также иметь форму утраты прав и привилегий. Кроме того, угроза наказания может также иметь многочисленные и разнообразные формы. В частности, крайней формой является физическое насилие или ограничение свободы, либо даже угроза смерти жертвы или ее родственников. Могут быть также и более утонченные формы угроз, иногда психологического характера. Другие формы наказания моїут иметь финансовый характер, в том числе экономические наказания, связанные с долгами, невыплатой заработной платы или ее утратой, что часто сопровождается угрозами об увольнении, если работники отказываются работать сверх рабочего времени, предусмотренного в их трудовом договоре или в национальном законодательстве. Исходя из указанного толкования, любое проявление угрозы наказания или отсутствия добро вольности предложения труда позволяет рассматривать труд как принудительный. Все зти признаки должны найти отражение в Конвенции.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА.
Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.
Определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли законодательства. Предметом любой отрасли права являются отношения, на регулирование которых направлены правовые нормы.
Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности:
1) возникновени е этих отношений при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов;
2) возникновение данных отношений в процессе ивсвязи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями;
3) отсутствие равноправия между участниками отношений, входящих в предмет трудового права.
Предмет отрасли трудового права представляет собой те отношения, которые регулируют нормы данной отрасли. В Трудовом кодексе зафиксированы следующие отношения.
1. Отношения по организации труда и управлению трудом.
2. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.
3. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
4. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.
5. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.
6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.
7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.
8. Отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
9. Трудовые отношения в узком понимании.
В ст. 1 ТК РФ дан неисчерпывающий перечень отношений, составляющих предмет трудового права. В ней не указаны непосредственно трудовые отношения, о которых говорится во второй главе первого раздела Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Также нормы трудового права могут быть применены по аналогии и к другим отношениям.
МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.
Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.
В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:
А) трудоустройства;
Б) трудового договора;
В) рабочего времени, времени отдыха;
Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;
Д) дисциплины труда;
Е) материальной ответственности сторон трудового договора;
Ж) охраны труда.
РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И ВЕРХОВНОГО СУДА РФ. В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня, дает обязательные для исполнения толкования Конституции РФ.
Отдельные нормативные правовые акты или их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента вынесения соответствующего решения Конституционным Судом. Причем орган, издавший такой акт, не может придать ему юридическую силу путем повторного принятия. Таким образом, Конституционный Суд РФ, давая обязательные для исполнения толкования Конституции РФ, фактически издает новые правила поведения. Ккомпетенции Конституционного Суда РФ отнесено и признание нормативных правовых актов неконституционными, что влечет утрату этими актами юридической силы. Данные полномочия позволяют сделать вывод овыполнении Конституционным Судом РФ не только правоприменительной, но и правотворческой функции.
Акты Конституционного Суда РФ после официального опубликования становятся источниками права, так как в них появляются новые правила поведения. Поэтому данные акты относятся к числу источников трудового права.
Акты Конституционного Суда РФ рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, что служит основанием для их включения в число источников трудового права.
В связи с этим при возникновении аналогичных ситуаций Конституционный Суд РФ не выносит новое постановление, а применяет к возникшим отношениям положения вынесенных им актов. Следовательно, постановления и определения Конституционного Суда РФ являются нормативным правовым, а не индивидуальным актом, влекущим лишь изменение, установление или отмену прав и обязанностей конкретных лиц.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ также не могут быть отнесены к числу индивидуальных актов, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение, в них даны обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения.
Однако не только постановления Пленума Верховного Суда РФ отвечают критериям нормативного правового акта. В гл. 24 ГПК РФ регламентировано производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Вынесение решения судом общей юрисдикции о признании нормативного правового акта недействующим означает, что он утратил силу. Поэтому при возникновении аналогичных ситуаций, связанных с применением отмененного судом общей юрисдикции нормативного правового акта, будет применяться судебное решение.
В данном решении в результате толкования норм права могут появляться новые правила поведения, которые рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.
Основные принципы трудового права
Все принципы трудового права можно разделить на:
- конституционные или общие. Это те принципы, которые имеют отношение ко всем отраслям права, а не только к трудовому, и которые закреплены в Конституции РФ;
- межотраслевые. Это принципы, которые тесно взаимосвязаны с другими отраслями права. Например, принцип свободы труда упоминается не только в ТК РФ, но и в КоАП РФ и ГК РФ в той части, которая имеет отношение к труду;
- отраслевые или специальные. Это те принципы, которые имеют отношение только к труду.
В ст. 3 ТК РФ приведены основные отраслевые принципы трудового права. Это:
- Свобода труда.
- Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
- Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
- Равенство прав и возможностей работников.
- Обеспечение справедливых условий труда.
- Обеспечение справедливой заработной платы.
- Обеспечение защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту и др.
Конкретизируя эти принципы можно сказать, что:
- Каждый человек имеет право самостоятельно выбирать, где и на каких условиях ему трудиться. Он имеет право свободно выбирать, как ему распоряжаться своими способностями, какую ему выбрать профессию, специальность или род деятельности.
- Принудительный труд в России запрещён, равно как и дискриминация в трудовой сфере.
- Государство должно помогать безработным трудоустроиться. Для этого должны быть созданы соответствующие инструменты и рычаги.
- У каждого работника должно быть безопасное рабочее место, отвечающее требованиям санитарии и гигиены. Также каждый работник имеет право на отдых, на ограничение рабочего времени в течение трудового дня, недели, месяца. Право на ежедневный отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни не может быть ограничено ни работодателем, ни нормативным актом.
- У всех работников есть одинаковые права и одинаковые возможности.
- Каждый работник имеет право своевременно, без задержек и в полном объёме получать заработную плату. При полном рабочем дне и при полной нагрузке она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.
- Ни один работодатель не имеет права дискриминировать своих работников ни по одному из признаков – пол, вероисповедание, возраст и прочее.
Работники, имеющие одинаковое образование и квалификацию, имеют равное право на продвижение по службе, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Все работники, как и работодатели, имеют право на объединение в целях:
- защиты своих интересов и прав;
- разрешения индивидуальных и коллективных споров;
- обязательного и добровольного медицинского страхования;
- обращения в профсоюз и иные органы.
Что такое принудительный труд, и почему он запрещён в России? Это выполнение своих трудовых функций и обязанностей под угрозой какого-либо наказания или расправы. В частности, нельзя заставить работника трудиться (отрабатывать) по причинам:
- поддержания трудовой дисциплины;
- участия во всеобщей забастовке;
- улучшения экономического развития фирмы и укрепления её позиций в сегменте рынка;
- наказания за ранее высказанные политические, религиозные или общественные взгляды и мнения, если они противоречат уже сложившимся в обществе нормам;
- дискриминации по различным признакам.
При этом не считается принудительным трудом:
- воинская обязанность, а также выполняемая работа, связанная с этой обязанностью. Альтернативная служба, которая является заменой воинской обязанности, также не относится к принудительному труду;
- работа, которая выполняется в связи с тем, что в стране введено чрезвычайное военное положение;
- работа, выполняемая в связи с тем, что произошло стихийное бедствие, трагедия или катастрофа, или иное происшествие, которое так или иначе влияет на нормальное течение жизни населения в целом;
- работа, выполняемая по приговору суда под надзором уполномоченных органов.