Как определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС в 2020-2021 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС в 2020-2021 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сумма налога, которую необходимо уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов. Следовательно, «входной» НДС подлежит возмещению налогоплательщику в том случае, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного им налога.

Порядок исчисления налога

Каждый вид налога рассчитывается согласно строгому перечню правил, регулируемому ст. 52 Налогового Кодекса. Определено, кто вычисляет сумму налога в каждом отдельном случае. Также здесь указаны все параметры, необходимые для расчетов: объект и база, период и срок, льготы и вычеты, если они имеют место быть.

Так, налогоплательщик рассчитывает размер налога, подлежащего уплате за налоговый период (п. 1 ст. 52 НК РФ). Но некоторые отчисления обязаны рассчитать органы ФНС (Федеральной налоговой службы): так это происходит с налогом на имущество физических лиц, на транспорт и земельный участок.

Расчет и отчисление с зарплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц) производит работодатель, а вот с большинства других видов дохода — сам налогоплательщик. Налог с арендной платы, поступающий в местный бюджет, рассчитывается и отчисляется арендодателем (п. 3 ст. 161 НК РФ). Налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассчитывается ими самостоятельно.

Общая базовая формула расчета налога выглядит так:

Н = Б х С (Н — налог; Б — налоговая база; С — ставка налога).

В зависимости от вида налога, его база, ставка и льготы определяются соответствующей главой Налогового Кодекса или региональными законодательными актами. Закон гласит, что в налогообложении котируются исключительно рубли, без копеек. Менее 50 коп. — сумма округляется в меньшую, от 50 коп. — в большую сторону (п. 6 ст. 52 НК РФ).

В основном, этот вид льгот касается работников, на чьем попечении находятся несовершеннолетние дети или студенты очной формы обучения (до 24 лет). За каждого ребенка из этой категории полагается вычесть из суммы дохода по 1400 рублей, а если детей больше 2, то каждый последующий отпрыск на иждивении сэкономит на НДФЛ по 3000 руб. Такую же сумму – 3 тыс. руб. – полагается вычитать на ребенка-инвалида 1 или 2 группы. Опекуны, усыновители или попечители имеют те же права, что и родная семья. Права должны быть подтверждены документально.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! К работающим по совместительству такой вид льгот может быть применен только на основной работе.

Пример 1. Сотрудница Ласкина Н.А., работающая на окладе 10000 руб. в мес., имеет троих несовершеннолетних детей. По итогам года она получила премию 2000 руб. и материальную помощь 4000 руб. Рассчитаем НДФЛ для Ласкиной Н.А.
Ее доход за год: 12х10000 + 2000= 122000 руб. 4 тыс. руб материальной помощи мы не учитываем, поскольку этот вид дохода не облагается НДФЛ. Сотрудница подпадает под социальные льготы, так как ее годовой доход меньше 200 тыс. руб. На первых двух детей Ласкиной Н.А. полагается вычет по 1400 руб., а на третьего – 3000 руб. Итого, облагаемая налогом сумма: 122000 – (1400 Х 2 + 3000) *12 = 52400 руб. Ласкина Н.А. является резидентом РФ, так что вычисляем НДФЛ по ставке в 13%: 6812 руб.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
Читайте также:  Как зарегистрировать дачный дом в 2023 году

Как посчитать УСН «доходы»

Чтобы произвести расчет налога УСН, налогоплательщику, выбравшему объект «доходы», следует выполнить следующие действия:

  • рассчитать налоговую базу;
  • определить размер авансового платежа;
  • определить окончательную сумму налога к уплате.

Правила и формулы, действующие на каждом этапе, не допускают двойственного толкования. Особенности могут коснуться только размера ставки данного вида налога, так как регионам дано право устанавливать ставки, отличные от 6%. Правда, только в сторону уменьшения. Сниженная ставка не может быть ниже 1% (за исключением ставки 0% для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах и впервые зарегистрированных после вступления в силу в субъекте Федерации закона о «налоговых каникулах»). Однако наиболее широко применяемой остается ставка 6%, и на нее мы будем ориентироваться в нашей статье.

Рассмотрим поэтапно, как при УСН — доходы рассчитать налог. Для этого приведем пример, как считать УСН 6%.

Пример

ООО «Омега», использующее в своей деятельности УСН с объектом «доходы», в 2019 году получило доход в объеме 3 200 000 руб. С разбивкой по месяцам это выглядит так:

  • январь — 280 000 руб.;
  • февраль — 310 000 руб.;
  • март — 260 000 руб.;
  • апрель — 280 000 руб.;
  • май — 260 000 руб.;
  • июнь — 250 000 руб.;
  • июль — 200 000 руб.;
  • август — 245 000 руб.;
  • сентябрь — 220 000 руб.;
  • октябрь — 285 000 руб.;
  • ноябрь — 230 000 руб.;
  • декабрь — 380 000 руб.

По итогам квартала доход составил 850 000 руб., полугодия — 1 640 000 руб., 9 месяцев — 2 305 000 руб., года — 3 200 000 руб.

В налоговом периоде ООО «Омега» уплатило в фонды страховых взносов:

  • за 1-й квартал — 21 000 руб.;
  • за полугодие — 44 300 руб.;
  • за 9 месяцев — 66 000 руб.;
  • за весь год — 87 000 руб.

В течение квартала закрыто обособленное подразделение

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то представлять декларацию по истечении каждого отчетного и налогового периода организации необходимо в налоговые органы как по месту своего нахождения, так и по месту расположения каждого обособленного подразделения (абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

По месту нахождения организации необходимо представить декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ). То есть, помимо тех листов декларации, которые являются общими для всех налогоплательщиков, такой организации следует заполнить приложение № 5 к листу 02 декларации, причем количество листов данного приложения должно соответствовать числу имеющихся у нее обособленных подразделений (п. 10.1 Порядка заполнения декларации), включая закрытые в текущем периоде.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка заполнения декларации организация, уплачивающая ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения представляет декларацию, включающую титульный лист, подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1 и приложение № 5 к листу 02.

Если организация приняла решение о прекращении деятельности обособленного подразделения, уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налог за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производятся (письмо ФНС России от 01.10.2009 № 3-2-10/23@).

Рассмотрим самую сложную ситуацию, когда обособленное подразделение ликвидировано после наступления одного или двух сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей на квартал, в котором это обособленное подразделение закрыто. В подобной ситуации нужно подать уточненные декларации по обособленному подразделению и по организации в целом с корректировкой соответствующих данных в приложении № 5 к листу 02, подразделе 1.1 и 1.2 раздела 1.

Причем если к моменту представления уточненных деклараций организация уже по месту нахождения закрытого обособленного подразделения, то такие декларации подаются в налоговый орган по месту нахождения головной организации (п. 2.8 Порядка заполнения декларации). Так, в отношении закрытого обособленного подразделения по ненаступившим срокам уплаты должны быть сняты ежемесячные авансовые платежи и на эти же суммы одновременно увеличены платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-03‑06/1/82).

Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

Читайте также:  Денежные выплаты многодетным семьям: какие суммы положены от государства

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

  • 1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей сути НДС можно признать налогом на потребление. Налог обычно взимается с добавленной стоимости продукции при каждой операции ее продажи и приобретения. НДС относится к универсальным косвенным налогам.

В России НДС был введен в том числе для решения задачи гармонизации национальной налоговой системы с налоговыми системами стран – членов Европейского экономического сообщества. НДС отнесен к числу федеральных налогов, и поступления от его уплаты формируют примерно половину всех налоговых доходов федерального бюджета России.

…ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли

Налоговый кодекс предусматривает возможность перехода на авансовые платежи по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Такой способ оплаты целесообразен для предприятий, выручка которых носит «волнообразный» характер, когда, как говорится, то густо, то пусто (например, в сезонных отраслях).

Имейте в виду, что переход на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли – это право налогоплательщиков. Если они захотят им воспользоваться, то должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему авансовых платежей (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Обратите внимание

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Авансовый платеж производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого исчисляется налог (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сумма авансового платежа, который организация должна уплатить в бюджет за соответствующий отчетный период (АПк доплате), определяется как разность сумм авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода (АПотчет.), и авансового платежа, начисленного по итогам предыдущего отчетного периода (АПпредыдущ.):

АПк доплате = АПотчет. — АПпредыдущ.

Вполне очевидно, что при наличии убытка за отчетный период сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

Исчисленные ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли отражаются в налоговой декларации, которая представляется в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ). Таким образом, при данном способе внесения авансовых платежей налоговая отчетность подается ежемесячно: за январь – 28 февраля, за январь – февраль –

28 марта, за январь – март – 28 апреля и т. д. (разумеется, с учетом праздничных и выходных дней).

Декларация по итогам налогового периода (за календарный год) представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Пример 2

Организация приняла решение о переходе с 2013 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Об этом организация уведомила свою налоговую инспекцию в срок до 31 декабря 2012 года.

Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

С января по апрель налоговая база составила:

  • за месяц (январь) – 1 000 000 руб.;
  • за два месяца (январь – февраль) – 1 400 000 руб.;
  • за три месяца (январь – март) – убыток;
  • за четыре месяца (январь – апрель) – 3 000 000 руб.

В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели:

Показатели листа 02 декларации

Код строки

Месяц

Два месяца

Три месяца

Четыре месяца

Налоговая база для исчисления налога

120

1 000 000

1 400 000

3 000 000

Сумма исчисленного налога на прибыль – всего, в том числе

180

200 000

280 000

600 000

– в федеральный бюджет

190

20 000

28 000

60 000

– в бюджет субъекта РФ

200

180 000

252 000

540 000

Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период – всего, в том числе

210

200 000*

280 000*

– в федеральный бюджет

220

20 000

28 000

– в бюджет субъекта РФ

230

180 000

252 000

Сумма налога на прибыль к доплате

– в федеральный бюджет

270

20 000

8 000

60 000

– в бюджет субъекта РФ

271

180 000

72 000

540 000

Сумма налога на прибыль к уменьшению

– в федеральный бюджет

280

28 000**

– в бюджет субъекта РФ

281

252 000**

Читайте также:  Как правильно узаконить пристройку к дому?

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

  • Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.
  • Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  • Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
  • В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.
  • К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.
  • К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.
  • Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
  • Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.
  • Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Общий порядок расчета и отражения в декларации сумм налога и авансовых платежей

Налогоплательщики могут перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). Если организация такого решения не приняла, то ей необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 286 НК РФ. Так, если у налогоплательщика доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превышают в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то исчисляются и уплачиваются только квартальные авансовые платежи. В противном случае, помимо квартальных, необходимо исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ) . Рассмотрим правила расчета налога и авансовых платежей при таком порядке уплаты налога на прибыль, а также связанный с ним алгоритм заполнения налоговой декларации.

В статье рассматривается порядок уплаты авансовых платежей вновь созданными организациями.

Суммы ежемесячных авансовых платежей, которые подлежат уплате в бюджет в течение текущего квартала, определяются исходя из суммы квартального авансового платежа, исчисленного по итогам предыдущего квартала (абз. 3 — 5 п. 2 ст. 286 НК РФ). Например, размер ежемесячного авансового платежа, подлежащего перечислению во II квартале, равняется 1/3 величины квартального авансового платежа, исчисленного по итогам I квартала. Допустим, во II квартале организация получила убыток или размер налогооблагаемой прибыли за полугодие равен ее размеру за I квартал. Тогда рассчитанная сумма ежемесячного авансового платежа получится отрицательной или равной нулю, а значит, в III квартале указанные платежи не осуществляются (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Примечание. Ежемесячные авансовые платежи не уплачивают бюджетные, автономные учреждения, постоянные представительства иностранных организаций, некоммерческие организации, не имеющие доходов от реализации, и другие категории налогоплательщиков, поименованные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Как видим, суммы подлежащих уплате ежемесячных авансовых платежей определяются исходя из предполагаемой прибыли (равной размеру прибыли, полученной за предыдущий квартал). Вместе с тем фактически в течение текущего квартала организация может заработать прибыли меньше, чем в предыдущем квартале, а то и вовсе получить убыток. В подобных ситуациях сумма ежемесячных авансовых платежей, перечисленных в текущем квартале (либо ее часть), будет признаваться переплатой по налогу на прибыль.

Разумеется, сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченная организацией в течение отчетного (налогового) периода, засчитывается при уплате квартальных авансовых платежей. Об этом сказано в абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ. Обратите внимание: в данном контексте под уплаченными ежемесячными авансовыми платежами следует понимать начисленные (подлежащие уплате), а не фактически уплаченные суммы.

За предыдущий период по результатам камеральной проверки доначислен налог на прибыль

Суммы авансовых платежей, доначисленных (уменьшенных) по результатам камеральной налоговой проверки декларации за предыдущий отчетный период, результаты которой учтены налогоплательщиком в декларации за последующий отчетный (налоговый) период, следует учесть при заполнении строк 210 — 230 листа 02 этой декларации (абз. 5 п. 5.8 Порядка заполнения декларации).

Примечание. Выявленные в ходе камеральной проверки декларации за предыдущий отчетный период ошибки должны быть учтены при составлении декларации по итогам следующего отчетного периода. То есть показатели последней декларации не должны содержать ошибок, выявленных указанной проверкой в предыдущей декларации.

Обратите внимание: указанное относится только к случаям, когда в налоговой декларации за предыдущий отчетный период камеральная проверка выявила следующие нарушения:

  • налогоплательщиком занижена сумма налога на прибыль, отраженная в строке 180 листа 02;
  • неправильно указаны ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в следующем квартале (строки 290 — 310 или 320 — 340 листа 02, 120 — 140 и 220 — 240 подраздела 1.2 разд. 1).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *