Публичное акционерное общество (ПАО)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичное акционерное общество (ПАО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.

Юридические признаки и виды

АО обладают следующими юридическими признаками:

  • относится в категории коммерческих юридических лиц, цель деятельности сводится к извлечению прибыли;
  • уставный капитал поделен на акции;
  • обособление имущества от акционеров;
  • действие от собственного имени при заключении договоров.

Законодательство разделяет АО на публичные и непубличные. До 1.09.2014 шло распределение на закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО).

Акции ПАО (публичного акционерного общества) подлежат открытому размещению и обращению, акционером может стать любой человек. Не допускается ограничивать число акций, их стоимость для одного акционера, требовать получения согласия на их продажу и предоставлять преимущественное право для приобретения. Акционеры ПАО имеют привилегии на покупку дополнительных акций из расчета сохранения пропорции к уже имеющемуся пакету.

ПАО должны содержать в официальном наименовании организации указание на публичность. Однако при наличии признаков публичности и регистрации АО до 1.09.2014 общество формально признается публичным, даже при отсутствии в наименовании аббревиатуры ПАО.

К категории непубличных относятся АО, которые не соответствуют признакам публичности и имеют закрытый состав акционеров.

Виды АО также различаются по минимально установленному размеру уставного капитала:

  • от 10 000 рублей для непубличных обществ;
  • от 100 000 рублей для публичных.

Исходя из легальных определений, акционерное общество — это коммерческая организация, а конкретнее хозяйственное общество, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры, при этом, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Как мы видим, законодатель, раскрывая суть акционерного общества, указал на его принадлежность к определенной группе юридических лиц, а также обозначил главные характеристики акционерного общества как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица.

При этом некоторые характеристики, такие как обязательственная природа прав участников, а также отсутствие ответственности акционеров по долгам организации, применимы и к другим юридическим лицам, к примеру, обществу с ограниченной ответственностью, в то время как разделение уставного капитала на акции — принадлежит только акционерным компаниям.

Выделение в дефиниции указанных признаков далеко не случайно и имеет глубокую основу: в конечном счете в них высвечиваются сами предпосылки появления и повсеместного распространения акционерной формы предпринимательства, призванной, с одной стороны, максимально обеспечить приток и концентрацию разрозненных капиталов, а с другой — «оградить» участников от возможной ответственности в связи с неудачными результатами деятельности компании.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также защита прав и интересов акционеров закреплены в Г ражданском кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Акционерное общество создается в целях получения прибыли и может заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Необходимо отметить, что, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», для осуществления определенных видов деятельности, необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Учреждение акционерного общества осуществляется на основании решения учредителей либо учредителя. Учредителями общества могут быть как граждане, так и юридические лица. Кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями акционерного общества. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.

Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав, который, утверждается учредителями (участниками) общества. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» также не предусмотрено иных, помимо устава, учредительных документов акционерного общества, поэтому устав, в отличие от иных локальных документов организации, выступает основным и самым важным документом. Требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами с момента государственной регистрации акционерного общества, проводимой на основании ст. 13 вышеуказанного Закона и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Срок деятельности акционерного общества не ограничен, если иное не предусмотрено уставом общества.

Важнейшими признаками, характеризующими акционерное общество, являются:

  • организационное единство: выражено в том, что, имея свою внутреннюю структуру, организация действует в рамках гражданских правоотношений, как единое целое. Структурированность акционерного общества выражается в наличии упорядоченной системы органов с собственной компетенцией, а при необходимости и иных обособленных подразделений: филиалов и представительств, действующих на основании утвержденного организацией положения;
  • имущественная обособленность: состоит в том, что акционерное общество имеет на праве собственности имущество, обособленное от имущества иных субъектов, в том числе имущества своих учредителей (участников). Также показателем обособленности служит самостоятельный баланс. Акционерное общество имеет право открывать банковские счета, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;
  • самостоятельная имущественная ответственность: заключается в том, что акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. По обязательствам акционеров, публичных образований и их органов, акционерное общество ответственности не несет. Акционеры также, по общему правилу, не могут быть привлечены к ответственности по обязательствам акционерного общества и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью компании, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Исключения составляют обстоятельства, указанные в абзаце 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Ограниченная ответственность общества или «безответственность» акционеров традиционно рассматривается в качестве одной из решающей особенностей акционерной формы предпринимательства.

В России данный принцип впервые отчетливо прозвучал еще в Указе Александра I Сенату от 1 августа 1805г.: «Акционерная компания отвечает одним складочным капиталом, и, следовательно, ни один из акционеров ея при неудачах не теряет свыше положенного в компанию капитала», иное «совершенно противно самому существу сего рода компаний». Тем не менее данному признаку нельзя в настоящее время придавать значение главенствующего так как только риск убытков, а не ответственность несут участники и иных юридических лиц. Достойное место рассматриваемый признак может найти только в системе признаков акционерного общества.

По этому поводу высказывался А. И. Каминка: «Как ни важно значение характера ответственности членов товарищества для определения его юридической структуры, как ни значительно влияние этого характера ответственности не только для всех внешних, но и для внутреннихотношений, однако тот или иной характер ответственности товарищества является, в свою очередь, результатом всей совокупности отношений, связывающих предпринимателей в данное предприятие. …Та или иная ответственность вызывается определенными причинами, но дело именно в том, что известные черты могут быть общи разным формам предприятия, крайне отличным в целом ряде других отношений»;

  • выступление в гражданском обороте и в суде от собственного имени: означает, что акционерная компания может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, создавать и исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.

Индивидуализирующим признаком акционерного общества является фирменное наименование, которое отражается в уставе общества. Так, в соответствии с п.2 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, акционерное общество:

  • должно иметь полное фирменное наименование на русском языке, содержащее:
  • собственно наименование общества;
  • указание на организационно-правовую форму;
  • указание на тип общества;
  • может иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента акционерному обществу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 29-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», место нахождения общества, является место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, также имеет индивидуализирующее значение.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно говорить о юридическом лице, как о самостоятельном субъекте, обладающем собственной правоспособностью.

В зависимости от того, вправе ли юридическое лицо иметь права и нести свои обязанности, необходимые для осуществления любых или только предусмотренных учредительными документами видов деятельности, различают общую (универсальную) и специальную (ограниченную) правоспособность.

В настоящее время выделяют два вида акционерных обществ: публичные и непубличные. Однако такое деление появилось сравнительно недавно. Так, до сентября 2014 года акционерные общества могли быть открытыми (ОАО) или закрытыми (ЗАО). Вопрос о необходимости исключения разделения акционерных обществ на открытые и закрытые и выделения публичных и непубличных акционерных возникал давно. В «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации», одобренной решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, отмечалось, что в Гражданском кодексе необходимо закрепление особых требований к гражданско-правовому статусу публичных акционерных обществ. Основной критерий выделения таких обществ должен быть строго формально-юридическим, а не фактическим, то есть акционерное общество должно приобретать статус публичного с момента государственной регистрации проспекта ценных бумаг (акций), подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.

Особенности такого статуса должны заключаться:

  • в повышенных требованиях к минимальной величине уставного капитала;
  • в обязательном вхождении в состав совета директоров независимых директоров;
  • в публичном ведении таким обществом дел, проявляющемся в раскрытии информации о характере его деятельности;
  • в наличии специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров.

В Концепции говорилось, что «акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит сейчас с закрытыми акционерными обществами. В этой связи представляется недопустимым установление ограничений обращения акций таких обществ, в том числе и посредством закрепления за их участниками преимущественных прав приобретения акций, отчуждаемых третьим лицам. В связи с этим следует в принципе отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые)». Таким образом, уже в 2009 году затрагивался вопрос об отказе от деления акционерных обществ на закрытые и открытые и закрепления деления акционерных обществ на публичные и непубличные, однако это произошло несколько позже.

В рамках проводимой в 2014 году реформы гражданского законодательства, был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99- ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который существенным образом изменил положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах. В частности, были внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, значительно затрагивающие правовое положение акционерных обществ.

С 1 сентября 2014 года — момента вступления в силу вышеуказанного закона — на смену открытым и закрытым акционерным обществам, в соответствии со статьями 66.3 и 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли публичные и непубличные общества.

Как было указано ранее, акционерное общество является одной из форм юридического лица.

Понятие «органа юридического лица» неоднозначно. Так, И.В. Матанцев и В.И. Елисеев придерживаются точки зрения, что орган юридического лица представляет собой «лицо или группу лиц, представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий».

Однако, наиболее верной видится позиция С.Д. Могилевского и С.Г. Бушевой, которые представляют данный орган как «организационно оформленную часть юридического лица, представленную одним или несколькими физическими лицами».

По вопросам группирования органов юридического лица существует несколько различным мнений. Так, по мнению В.В. Долинской их следует классифицировать по следующим признакам:

  • по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные и назначаемые;
  • по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные;
  • по характеру полномочий и задач — руководящие и иные структурные органы;
  • по срокам деятельности — постоянные и временные.
Читайте также:  Порядок выезда из России за границу несовершеннолетних граждан РФ

Несколько иную классификацию, в частности, применительно к органам управления хозяйственного общества, предлагает А.В. Олейников, который выделяет органы:

  • По функциональным особенностям:
  • высший орган общества как орган непосредственного управления;
  • органы профессионального управления;
  • контрольно-ревизионные органы;
  • По способу выражения воли:
  • органы, созданные только для формирования воли общества;
  • органы, которые одновременно выражают его волю вовне.

Однако, по мнению С.Д. Могилевского, данные классификации не являются всеобъемлющими, а эффективность последней, в связи с возможностью изменений функций органов общества, вовсе ставится под сомнение.

Наиболее емкой выглядит классификация, предложенная Г.Л. Рубеко, по мнению, которого, автономия воли и диспозитивности в методах гражданского и акционерного права способствовала разделению органов по принципу обязательности их присутствия в обществе. Так, он выделил:

  • обязательные органы, такие как общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган;
  • органы, создаваемые по усмотрению самого общества, в качестве примера которых можно привести совет директоров, функции которого, при условии наличия в обществе количества владельцев голосующих акций менее пятидесяти, может выполнять общее собрание.

Высшим органом, осуществляющим управление акционерным обществом является общее собрание.

Размышляя о правовой природе данного органа, нужно учитывать то, в качестве чего мы его рассматриваем. Так, общее собрание можно рассматривать в нескольких аспектах.

Если охарактеризовать общее собрание как орган юридического лица, то необходимо заметить, что, по сути, юридическое лицо является объектом, в природе несуществующим. Классической теорией юридического лица, созданной в методологической традиции, в правоведении признают теорию «фикции». Как поясняет И. Н. Алексеев: теория фикции означает, что «юридический субъект не тождественен с какой-либо воспринимаемой нами реальной целостностью явлений; он невидим и неосязаем». Из этого следует, что юридическое лицо стоит рассматривать как примышленный субъект.

Однако, как заметил профессор Петри Мантисаари: «кто-то должен представлять компанию при принятии внутренних решений, при взаимодействии с третьими лицами, при осуществлении контроля за деятельностью менеджмента и.т.д.». Эти функции выполняет орган юридического лица — общее собрание акционеров, который посредством принятия решений, выражает волю компании.

В юридической литературе органы юридического лица, в зависимости от того, какую роль они играют при формировании воли компании, делятся на волеобразующие органы, волеизъявляющие органы и органы, которые одновременно выполняют обе функции.

Ряд авторов, такие как И.С. Шиткин и Г.Л. Рубеко, относят общее собрание акционеров к волеобразующим органам. А, в свою очередь, Г.В.Цепов определяет общее собрание как орган, выполняющий две функции: волеобразование и волеизъявление.

Наиболее верной представляется позиция, характеризующая общее собрание акционеров, как орган волеобразующий в силу того, что он лишь выражает волю акционерного общества, а исполнение своих решений не входит в его компетенцию.

Рассматривая общее собрание акционеров, как орган корпоративного управления, профессор И.Т. Тарасов в своем труде «Учение об акционерных компаниях» писал, что «общие собрания составляют необходимый и главный орган в акционерных компаниях, хотя фактически и утративший свое влияние на управление компанией, превратившись в бесполезные дискуссии акционеров».

Современное российское законодательство определяет общее собрание как высший орган управления акционерного общества, но в пределах своей компетенции.

По общему правилу, к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относятся:

  • изменение размера уставного капитала общества;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
  • распределение прибылей и убытков общества.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции общего собрания относятся:

  • определение приоритетных направлений деятельности общества, принципов образования и использования принадлежащего ему имущества;
  • утверждение и изменение устава общества;
  • определение порядка приема в состав участников общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества в соответствии с Законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о создании обществом других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общества, за исключением случаев, если уставом общества, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общества.

В случае принятия общим собранием решения, выходящего за рамки его компетенции, акционеры вправе обратиться в суд в целях оспаривания данного решения. Суды, при этом, встают на сторону акционеров, так как, в соответствии с п. 10 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1, решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением его компетенции, не имеютюридической силы, независимо от их обжалования в судебном порядке. Указанное положение ранее содержалось в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Вместе с тем, данная позиция не всегда отвечает интересам общества, так как получается, что акционеры не имеют возможности самостоятельно и в полном объеме управлять своим предприятием. В этом случае оправдана позиция И.Т. Тарасова, который считает нужным утвердить право общего собрания принимать решения по любым вопросам деятельности компании, но с оговоркой, что данные решения не были приняты органами, в чьей компетенции они находятся или вопрос не относится к компетенции ни одного органа.

Рассматривая общее собрание в плоскости отношений таких субъектов корпоративных отношений, как акционерное общество и акционеры, выявляется факт того, что, по сути, общее собрание — это связующее звено между акционерным обществом и акционерами. Это средство взаимодействия между указанными субъектами правоотношений, с помощью которого участники правоотношений осуществляют свои права и исполняют обязанности в отношении друг друга.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общее собрание акционеров занимает двойственную позицию по отношению к акционеру. Так, акционер является его участником, но при этом, в случае принятия общим собранием решения, противоположного интересам акционера, он и общество становятся противниками в корпоративном споре.

Процедура проведения общего собрания включает в себя три стадии: подготовка, созыв и проведение.

Принятие решения общим собранием, а также состав участников общества, присутствовавших на общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, выполняющим функции счетной комиссии. В случае непубличного общества, данный факт должен быть удостоверен нотариально.

Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривается два вида собраний: ежегодное и внеочередное. Общество обязано каждый год проводить общее собрание акционеров. Сроки проведения собрания закреплены в уставе общества.

На ежегодном общем собрании акционеров наиболее важные для деятельности акционерного общества вопросы, такие как:

  • избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества
  • утверждение аудитора общества;
  • утверждение отчетов, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании:

  • решения совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы;
  • требования ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • требования аудитора общества;
  • требования акционеров (акционера), являющихся владельцами

не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Данное требование подписывается соответствующими лицами (лицом). Совет директоров, в свою очередь, не позднее трех дней с момента принятия решения, направляет заинтересованным лицам ответ, содержащий либо решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо мотивированное решение об отказе в его созыве.

Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества установлен Приказом ФСФР Российской Федерации от 02.02.2012 года № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение собрания считается принятым в случае, если в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников собрания, а также при большинстве голосов, проголосовавших «за» принятие данного решения. Также следует заметить, что решение может приниматься также путем заочного голосования.

Решение собрания может быть признано недействительным по двум основаниям: если оно признано таковым судом (оспоримое решение): как правило, в случаях нарушения правил подготовки и проведения собрания, или если данное решение по своей сути является ничтожным, а именно, в случаях, когда:

  • нет необходимого кворума;
  • решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (если только в собрании не участвуют все участники сообщества);
  • решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.

Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества — совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.

Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе.

В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего». Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой — за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.

Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.

Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.

В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:

• определение приоритетных направлений деятельности общества.

  • Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.
Читайте также:  Проверка на действительность загранпаспорта для гражданина России

Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва

собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;

  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
  • размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного фонда и иных фондов общества;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • создание филиалов и открытие представительств общества;
  • одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:

  • совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
  • совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав

акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;

  • совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:

  • по характеру вопросов:

а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

  • по степени участия совета директоров в их решении:

Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи.

2. Внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальных стоимостей размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов.

3. Внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций. В этом случае уставный капитал общества уменьшается на сумму номинальных стоимостей погашенных акций.

4. Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция») осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений — на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.

5. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Статья 36. Цена размещения акций общества

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

1. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций.

Оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона, но не ниже их номинальной стоимости.

2. Цена размещения дополнительных акций акционерам общества при осуществлении ими преимущественного права приобретения акций может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10 процентов.

Размер вознаграждения посредника, участвующего в размещении дополнительных акций общества посредством подписки, не должен превышать 10 процентов цены размещения акций.

О создании общества акционерного типа

Что Федеральный закон «Об акционерных обществах» гласит о порядке формирования организаций акционерного типа? Согласно статье 8, общество может быть создано как «с нуля», так и путем реорганизации существующего юридического лица. Реорганизация может носить характер разделения, преобразования, слияния, а также выделения. Организация может считаться окончательно сформированной только после заключения государственной регистрации акционерного общества.

В статье 9 рассматриваемого нормативного акта говорится об учреждении общества. Несложно догадаться, что учреждение возможно лишь при активном участии учредителя. Решение о формировании общества принимается на специальном учредительном собрании путем голосования либо одним лицом единолично (если учредитель один).

Об общественном уставе

Немаловажное место в правовом положении акционерного общества занимает устав. Согласно статье 11 рассматриваемого нормативного акта, он принимается на учредительном собрании по учредительному документу. Требования устава формируются членами организации, после чего становятся общеобязательными для всех акционеров.

Что должен содержать в себе устав? Закон указывает на следующие положения:

  • место нахождения организации;
  • фирменное наименование;
  • стоимость, категории и виды привилегированных акций, а также их количество;
  • размер уставного общественного капитала;
  • права членов организации;
  • порядок формирования и реализации общих собраний акционеров, даты и места проведения собраний;
  • структура органов управления общества, порядок принятия решений;
  • иные положения, соответствующие рассматриваемому Федеральному закону и Гражданскому кодексу.

Таким образом, организационный устав должен содержать особенности правового положения акционерного общества.

Акционерным обществом управляют не непосредственно акционеры, а органы. В АО обязательно образуется два таких органа: общее собрание акционеров и исполнительный орган. Наряду с ними в непубличном АО по решению акционеров может создаваться совет директоров, а в ПАО совет директоров обязателен. Каждый орган обладает своей компетенцией и принимает решения по определенным вопросам.

Если изобразить схематично, то управление АО выглядит так:

Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров — высший орган АО, который состоит из объединившихся акционеров. Все другие органы АО прямо или косвенно образуются по воле общего собрания акционеров.

Например, в некоторых АО совет директоров избирается общим собранием акционеров. А тот, в свою очередь, избирает единоличный исполнительный орган, или, если использовать более привычное наименование — генерального директора.

Общее собрание акционеров принимает решения по вопросам, которые отнесены к его компетенции законодательством и уставом АО. Перечень этих вопросов зависит от того, каким является АО, — публичным или непубличным.

Если это ПАО — общее собрание акционеров не может рассматривать и принимать решения по вопросам вне своей компетенции. Если это непубличное АО — все наоборот. Часть вопросов можно передать совету директоров. Но в любом случае у общего собрания акционеров есть вопросы исключительной компетенции, которые передать нельзя. Например, никто, кроме общего собрания акционеров, не может:

Общее собрание акционеров бывает годовым и внеочередным.

Годовое проводится в сроки, которые установлены уставом общества и связаны с финансовым годом — не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На таком собрании, например, решаются вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии, утверждении аудитора общества.

Внеочередное общее собрание акционеров проводится в любое другое время помимо годового по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора или акционеров, которые владеют не менее чем 10% голосующих акций.

Процедура подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров регулируется в основном федеральным законом «Об акционерных обществах» и Положением Банка России «Об общих собраниях акционеров».

Исполнительный орган общества. Он может быть в двух вариантах — коллегиальный (правление) и единоличный (генеральный директор). Единоличный исполнительный орган образуется всегда, а коллегиальный исполнительный орган — нет: все зависит от усмотрения и решения акционеров. Но единоличный должен быть в любом случае.

Единоличным исполнительным органом может быть физическое или юридическое лицо. В последнем случае такое юридическое лицо называется управляющей организацией и полномочия единоличного исполнительного органа получает по договору.

Исполнительные органы общества руководят текущей деятельностью. Исключение — вопросы, которые отнесены к компетенции общего собрания или совета директоров общества, если он образован.

Совет директоров общества. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью и избирается общим собранием акционеров кумулятивным голосованием — голоса акционеров умножаются на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров. Акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

Реорганизация и ликвидация акционерного общества

Реорганизация АО. АО вправе принять решение о реорганизации — выделении, слиянии, присоединении, разделении и преобразовании. Если решение принято, а акционер проголосовал против или не участвовал в таком общем собрании акционеров, он имеет право требовать, чтобы его акции выкупили. Общество информирует акционеров о возможности требовать выкупа, а цена выкупа определяется оценщиком и не может быть ниже рыночной.

Ликвидация АО. Ликвидация подразумевает прекращение деятельности АО. Если решение о ликвидации принято, назначается ликвидационная комиссия и к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Она выявляет кредиторов и получает неполученную задолженность от должников.

После того как ликвидационная комиссия рассчитается с кредиторами, она распределяет оставшееся имущество между акционерами по определенной очередности:

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставной капитал которой разделён на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Читайте также:  Налоговый вычет на детей в 2023 году

Различают открытые и закрытые акционерные общества. Их акции отличаются элементами открытой или закрытой подписки. 1.Основной критерий для различия — способность свободно обращаться. Акции открытого акционерного общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого акционерного общества могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе.

2.Второй критерий — способ первичного размещения среди инвесторов. Акции открытого акционерного общества эмитируются в форме публичного размещения ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением эмиссии рекламной программой, регистрацией проспекта эмиссии. Акции закрытого акционерного общества эмитируются в виде частного размещения без объявления рекламы, регистрации и публикации проспекта эмиссии. Круг инвесторов заранее известен и ограничен.

Особенности правового статуса основных и дочерних хозяйственных обществ.

Хозяйственное товарищество или общество может иметь дочерние общества, созданные по российскому законодательству,как на территории России, так и за ее пределами.

Дочернее хозяйственное общество— коммерческая организация, создаваемая в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Особенности правового положения дочернего хозяйственного общества определяются его взаимоотношениями с основным (контролирующим) обществом или товариществоми возможным возникновением ответственности контролирующей компании по долгам дочерней компании.

Дочерним может быть только хозяйственное общество, а контролирующим — не только хозяйственное общество, но и хозяйственное товарищество.

У дочернего общества может быть более одной контролирующей компании, например, одна — в силу преобладающего участия в его уставном капитале, другая — в силу заключенного с ним договора.

Правовое положение унитарных предприятий: понятие, виды, особенности правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Особенности унитарных предприятий состоят в том, что они не являются собственниками своего имущества — оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

В соответствии с законом создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являются коммерческими организациями.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности

в уставе отражают размер уставного фонда и источники его формирования. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Органом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом и подотчетный ему

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника.

Определение статуса некоторых АО пока вызывает затруднения

Отличить публичное общество от непубличного можно при помощи признаков, которые связаны с особенностями размещения и оборота ценных бумаг акционерного общества.

Как уже было сказано выше, публичное общество — акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и/или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Публичное размещение ценных бумаг — размещение (то есть отчуждение) ценных бумаг путем открытой подписки. При этом под открытой подпис­кой понимается способ увеличения уставного капитала общества, возмездное размещение дополнительных акций в процессе эмиссии неограниченному кругу лиц.

Способ размещения ценных бумаг фиксируется в решении о выпуске ценных бумаг. Этот до­кумен­т утверждается советом директоров общества и регистрируется у госрегулятора рынка ценных бумаг (ранее — ­ФКЦБ РФ, ­ФСФР РФ, в настоящее время — ЦБ РФ), после чего эмитент обязан хранить его. Текст решения позволяет установить, проводило общество открытую подписку дополнительных акций или нет.

Обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги вне процедуры эмиссии (то есть после их первого отчуждения после выпуска эмитентом). Признак пуб­личных АО — публичное обращение. Под этим термином подразу­мевается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее — Закон о рынке ценных бумаг).

Публичное обращение ценных бумаг может быть как разовым мероприятием, ограниченным по времени (продажа ценных бумаг неограниченному кругу лиц на аукционе, торгах), так и процессом, не ограниченным по продолжительности (обращение ценных бумаг на бирже).

На практике при квалификации АО в качестве публичного или непубличного обозначился ряд проблем, связанных с применением критериев этого деления. В частности, возникает вопрос: как правильно определять наличие признака публичного обращения и/или публичного размещения? Какой критерий применять — исторический или актуальный?

Исторический критерий фиксирует что в истории корпорации имело место событие, которое определило ее последующий правовой статус. Если признавать, что при классификации применяется этот критерий, то если событие хотя бы когда-то в прошлом имело место, корпорация навсегда признается пуб­личной.

Актуальный критерий фиксирует, что в текущей деятельности корпорации имеет место корпоративная процедура, которая влияет на ее правовой статус. В случае применения этого критерия, пока процедура реализуется, общество признается публичным. Но если она прекращается, то общество вправе изменить свой правовой статус и стать непубличным.

Согласно одной точке зрения публичное размещение и пуб­личное обращение по-разному влияют на правовой статус общества.

Публичное размещение ценных бумаг — исторический критерий, на основании которого определяется правовой статус общества. Это событие, реализуемое в ограниченный период времени, но его завершение определяет последующий правовой статус общества. Если корпорация публично размещала ценные бумаги (было заимствование инвестиций среди неог­раниченного круга лиц), то это влияет на его дальнейший правовой статус, оно признается пуб­личным.

Публичное обращение ценных бумаг — актуальный критерий, на основании которого определяется правовой статус общества. Пока ценные бумаги находятся в процессе публичного обращения, общество признается публичным. Если публичное обращение ценных бумаг прекратилось, то общество имеет право изменить свой правовой статус на непубличный.

Теперь, после введения поправок в ГК РФ, чтобы осуществить даже разовое мероприятие по публичному обращению ценных бумаг, общество должно сначала принять статус пуб­личного (исключение составляют сделки по продаже акций, принадлежащих государству, в соответствии с законодательством о приватизации). Но если по завершении публичных торгов (аукциона) ценные бумаги не попадают в процесс дальнейшего публичного обращения, общество имеет возможность изменить свой правовой статус.

Прекращение публичного обращения ценных бумаг является основанием для изменения правового статуса общества. Действующее законодательство предусматривает процеду­ру прекращения публичного обращения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, — делистинг (п. 1 ст. 75 Закона об АО). В случае делистинга ценных бумаг общество имеет право изменить свой правовой статус с публичного на непуб­личное.

Такой подход предусмотрен и в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в час­ти приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)», который предусматривает возможность going public для непуб­личных компаний и обратного движения going private для публичных компаний.

В нем сказано, что статус пуб­личного акционерного общества, акции которого не обращаются публично на условиях, установленных законодательством о рынке ценных бумаг, может быть прекращен по решению акционеров путем исключения из устава и фирменного наименования указания на публичный статус общества (текст законопроекта размещен на сайте Мин­экономразвития России).

Однако существует иная позиция, согласно которой пуб­личное обращение ценных бумаг — это не актуальный, а исторический критерий определения правового статуса общества. Если корпорация хотя бы раз провела публичное обращение ценных бумаг (однократные торги или аукцион), это оставляет несмываемое «родимое пятно» на всей ее дальнейшей жизни. Она навсегда признается публичной, несмотря на то что публичного обращения ее ценных бумаг фактичес­ки нет. Эта позиция изложена в письме ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ „О внесении изменений в главу 4 час­ти первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“». В нем сказано, что признаками пуб­личного акционерного общества, предусмот­ренными п. 1 с. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акцио­нерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).

В этом же письме отмечается, что акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Напомним, что данное письмо не является нормативным актом, а только выражает мнение чиновников по спорному вопросу.

Различное толкование природы такого критерия определения правового статуса акционерного общества, как пуб­личное обращение, актуально прежде всего для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Непубличное акционерное общество

История современного российского акционерного предпринимательства началась во второй половине 1990 г. после принятия Советом Министров РСФСР «Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью». В декабре 1990 г. Федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было определено, что на территории Российской Федерации могут свободно создаваться акционерные общества открытого типа и акционерные общества закрытого типа. Последние рассматривались как организационно-правовая форма предпринимательства, тождественная товариществам с ограниченной ответственностью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *