Нюансы уплаты налога на прибыль представительства иностранной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы уплаты налога на прибыль представительства иностранной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество организаций (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией

Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
  • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.

Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.

Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.

Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.

Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:

  • услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
  • услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
  • услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
  • услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
  • услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).

С товарами и услугами разобрались, а что с НДС по распродаваемым основным средствам и другому имуществу? Представительства и филиалы, осуществляющие вспомогательную и дополнительную деятельность, по ОС учитывают НДС так же, как по товарам и услугам. То есть налог относится на стоимость приобретенных объектов.

Продажа имущества при закрытии представительства или филиала предусматривает определение налоговой базы расчетным методом. Речь идет о разнице между стоимостью продаваемого имущества (с учетом переоценки) и ценой реализации, рассчитанной исходя из рыночной цены с учетом НДС (письмо Минфина №03-07-08/69455 от 19.07.2022). Налог при этом определяют по расчетной ставке.

Если разница получается нулевой, такой же будет и налоговая база по НДС. В этом случае налог в бюджет не уплачивается.


Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства

В п. 2 ст. 373 НК РФ указано, что деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Наличие постоянного представительства иностранной организации в России определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе РФ по месту осуществления деятельности в следующих случаях:

  • в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство в РФ;
  • в случае осуществления деятельности подготовительно-вспомогательного характера;
  • в случае осуществления некоммерческой деятельности, то есть деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения в РФ.

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Остаточная стоимость ОС определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации.

Начисление амортизации по объектам ОС производится в порядке, установленном соответствующими положениями Приказов N 26н и N 91н.

Как иностранным представительствам платить «зарплатные» налоги?

В части «зарплатных» налогов у представительства нет никаких особенностей представления расчетов и уплаты. Также, как и российские компании, иностранные представительства должны перечислять НДФЛ при выплате заработной платы и иного вознаграждения своим работникам (п.1 ст.226 НК РФ).

Читайте также:  Через сколько лет нужно менять счетчик на воду?

Начисленная заработная плата является объектом обложения страховыми взносами и представительства должны в те же сроки, что и российские компании, отчитаться и оплатить взносы (ст.419, 420 НК РФ).

Например, турецкая головная компания направляет в свое представительство в России турецких граждан для работы. В этой ситуации представительство турецкой компании в России должно уплачивать страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, занятым в представительстве гражданам Турции (Письмо Минфина РФ от 29.12.2018 г. №03-15-06/96582).

Не избавлены представительства и от сдачи отчетности в ПФР, в т.ч. и от форм СЗВ–М, СЗВ–ТД.

Споры о налогообложении прибыли

К сожалению, налоговые органы не всегда правильно применяют приведенные выше правила, содержащиеся в международных соглашениях и в Налоговом кодексе РФ.

Как правило, налоговые инспекторы полагают, что любая предпринимательская деятельность нерезидента на территории Российской Федерации приводит к появлению постоянного представительства, а в этой связи ему необходимо платить налоги по правилам РФ. В свою очередь нерезиденты в меру своих сил стараются отстоять свою позицию.

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.03.2005 по делу № А56-24202/04 признал недействительным решение налоговиков о доначислении финской компании налога на прибыль. Суд посчитал, что деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, если представительство иностранной компании создано на территории России для маркетинговых целей. Регулярная предпринимательская деятельность, связанная с проведением работ или оказанием услуг в рамках основной предпринимательской деятельности компании, на территории России не велась. Заключение компанией единичного договора на выполнение работ и их выполнение в рамках этого договора не могут быть признаны регулярной предпринимательской деятельностью. Факт регистрации представительства компании в России не имеет значения для квалификации коммерческой деятельности как деятельности через постоянное представительство. Следовательно, в соответствии с законодательством об избежании двойного налогообложения, полученные данной компанией от российской организации доходы подлежат налогообложению только в Финляндии.

В аналогичном решении суд указал, что выполняемые представительством организации на территории РФ услуги по содействию головной организации в вопросах технического менеджмента судов, проведения маркетинговых исследований российского рынка в области судоходных технологий, фрахтования и судоремонта не привели к образованию постоянного представительства. А следовательно, они не подлежат обложению спорным налогом.

ФАС Московского округа постановлением от 20.08.2002 по делу № КА-А40/5398-02 удовлетворил исковое требование немецкой компании к налоговой инспекции о признании недействительным решения о привлечении истца к налоговой ответственности. Компания не вела предпринимательской деятельности через представительство на территории РФ. Предпринимательская деятельность на территории РФ осуществлялась непосредственно работниками иностранной компании из иностранного государства, командированными в Россию на время осуществления этой деятельности при заключении контрактов головным офисом. В результате суд отметил отсутствие у истца обязанности по уплате налога на прибыль от деятельности в РФ.

ФАС Дальневосточного округа постановлением от 03.04.2008 по делу №Ф03-А59/08-2/802 признал недействительным решение инспекции в части доначисления налога на прибыль и ЕСН. В обоснование своей позиции инспекция сослалась на то, что компания по месту своего нахождения осуществляла поиск и подбор квалифицированного персонала для своих контрагентов. Кроме того, налоговый орган отметил тот факт, что компания была добровольно зарегистрирована в налоговом органе на территории РФ. Однако суд решил, что иностранное лицо не имеет на территории РФ постоянного представительства или филиала.

Наряду с решениями в пользу налогоплательщика, есть случаи кога арбитражные суды признают образование иностранной компанией постоянного представительства на территории РФ. Так ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22.08.2005 по делу № А56-8948/2004 отказал в удовлетворении части требований иностранной компании. Суд посчитал, что деятельность компании образует постоянное представительство на территории РФ. При этом на момент вынесения решения инспекция не располагала данными о доходах компании, позволяющими применить прямой метод расчета налога на прибыль в отношении деятельности компании на территории РФ. Поэтому инспекция правомерно применила расчетный метод определения суммы налога на прибыль.

Наконец, еще в одном споре суд постановил, что выполнение иностранной компанией функций агента других иностранных организаций следует оценивать как деятельность через постоянное представительство на территории России. Аргументом стало то, что представительство компании зарегистрировано в России, и здесь же имеется обособленное подразделение, которое на регулярной основе за вознаграждение оказывает услуги коммерческого характера третьим лицам.

Если иностранная компания ведет в России деятельность, приводящую к возникновению постоянного представительства, она обязана уплачивать налог на прибыль. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные организации являются налогоплательщиками (ст. 246 НК РФ). Ниже перечислены объекты налогообложения таких компаний:

  • доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности на территории России через постоянное представительство, за вычетом расходов, произведенных этим постоянным представительством;
  • доходы от владения, пользования и распоряжения имуществом постоянного представительства за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов (амортизация, коммунальные платежи и пр.);
  • другие доходы от источников в России, относящихся к постоянному представительству (например, владение ценными бумагами и получение по ним дивидендов).

Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?

Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.

Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.

Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.

В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.

Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица. Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара. Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией. Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.

Как видно, при наличии статуса постоянного представительства, деятельность иностранного подразделения подлежит налогообложению по российским нормам в полном объеме. За некоторыми исключениями, к примеру — отсутствие обязанности уплачивать ввозной НДС при получении товаров от головной организации.

Но что же еще выигрывает компания от открытия филиала? Филиал – это нерезидент с точки зрения валютного законодательства. Он может осуществлять расчёты и получать выручку на территории России как в валюте, так и в рублях. Также возможны облегченные переводы между головной организацией и филиалом без валютного контроля.

Открытие представительства – это ответственный шаг, который ведет к расширению бизнеса. Чтобы всё прошло без проблем, Вам следует знать, какие сюрпризы могут Вас поджидать в новой стране.

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства.

Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется в соответствии с положениями соответствующего международного договора, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ.

Что касается положений НК РФ, то в п. 2 ст. 306 НК РФ указано, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение и т.п., через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Однако критерий регулярности главой 25 НК РФ не определен.

По мнению работников налоговых органов, соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации в каждом конкретном случае (п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).

В Методических рекомендациях также разъясняется, что понятие «постоянное представительство», в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Признаками постоянного представительства, по мнению налоговиков, являются: наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).

Аналогичные выводы сделаны и в письме Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации доходы, получаемые представительством (филиалом) иностранной компанией носят регулярный и систематический характер, то деятельность иностранной компании можно рассматриваться как деятельность, образующую постоянное представительство.

Читайте также:  Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2023 года

При этом, как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671, решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации на территории РФ к образованию постоянного представительства на территории РФ, должен принимать налоговый орган РФ, в котором эта организация состоит на учете.

В случае, если деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, она, на основании ст.ст. 246 и 307 НК РФ, является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2008 N 03-08-05, иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанности постановки на учет в налоговых органах РФ, а также представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в налоговые органы РФ.

Аналогичное требование содержится и в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118, в которой говорится, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 307 НК РФ налоговая декларация представляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.

В п. 1 ст. 289 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации.

Пункты 1 и 2 ст. 285 НК РФ указывают, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Кроме того, в п. 8 ст. 307 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации

Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.

На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.

Налог на имущество для иностранных организаций

Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

С 1 января 2020 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2020 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2020.

Комментарии к ст. 306 НК РФ

Налоговые органы в пункте 2.1 Методических рекомендаций МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 по применению положений, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее — Методические рекомендации), наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется, исходя из положений законодательства о налогах и сборах; в случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Кроме того, по мнению налоговых органов, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

Налогообложение доходов иностранных организаций без постоянного представительства.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций, наряду с российскими организациями, признаются также иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от российских источников.

Налогообложение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, имеет некоторые особенности, о которых мы расскажем в этой статье.

Особенности налогообложения доходов указанных иностранных организаций установлены статьей 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Все доходы, получаемые такой иностранной компанией, можно разделить на две категории – доходы, подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (налогового агента), и доходы, не подлежащие налогообложению.

Рассмотрим доходы, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ облагаются налогом на прибыль. Причем, как уже было отмечено, исчисление, удержание и уплату налога за налогоплательщика – иностранную организацию производит налоговый агент – российская организация или иностранная компания, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций (подпункт 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ).

Дивидендом, согласно пункту 1 статьи 43 НК РФ, признается любой доход, полученный от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим получателю акциям (долям) в уставном капитале этой организации.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется ставка 15 процентов, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ.

Обратите внимание!

В Письме Минфина Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 03-08-05 рассмотрен вопрос касательно налогообложения дивидендов, выплачиваемых российской организацией через иностранный банк-депозитарий, который распределяет полученные дивиденды между владельцами глобальных депозитарных расписок пропорционально количеству ценных бумаг, принадлежащих им.

Согласно разъяснениям чиновников депозитарные расписки удостоверяют право собственности владельца на определенное количество ценных бумаг российской организации-эмитента, депонированных на счетах иностранного депозитария.

При распределении дивидендов российским эмитентом доход, получаемых по депонированным акциям держателями депозитарных расписок, для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения квалифицируется как дивиденды, а держатели депозитарных расписок в свою очередь являются фактическими получателями такого дохода.

Таким образом, российская организация – эмитент акций, осуществляющая выплату дивидендов иностранным организациям – держателям депозитарных расписок, для удержания налога с дивидендов по пониженным ставкам, установленным нормами конкретного двустороннего договора об избежании двойного налогообложения, должна согласно нормам статьей 310 и 312 НК РФ располагать документами, подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации – фактического получателя дохода.

Следует обратить внимание на то, что при выплате дивидендов от обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организация не освобождается даже в том случае, если сама не является его плательщиком в случае применения специальных налоговых режимов. На это указывают положения соответствующих глав НК РФ, регулирующих порядок налогообложения при применении специальных налоговых режимов.

В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. То есть применение упрощенной системы российской организацией не влияет на установленный законодательством Российской Федерации порядок исполнения ею обязанностей налогового агента при выплате иностранной организации доходов в виде дивидендов. Такие разъяснения приведены в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 11 сентября 2007 года № 18–11/3/0860080@.

Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 НК РФ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 309 НК РФ).

Напомним, что перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. На основании подпункта 4 пункта 1 этой статьи не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде имущества (имущественных прав), которые получены в пределах вклада (взноса) участников хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками. Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются, в том числе, к правоотношениям с участием иностранных организаций, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 3 августа 2010 года № 03-03-06/1/519. Также в письме, со ссылками на статьи 247 и 309 НК РФ, сделан вывод, что доход в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, получаемый иностранной организацией при выходе из общества, подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации в части, превышающей взнос этого иностранного участника в капитал общества.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

При этом налог с рассматриваемых доходов исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть по ставке 20 процентов. Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации возлагается на налогового агента – организацию, выплачивающую доходы.

Специалисты Минфина напомнили в письме, что в случае наличия действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, резидентом которого является иностранный участник, доход при выходе из российского общества с ограниченной ответственностью, налогообложение такого дохода осуществляется в соответствии с положениями Соглашения.

Процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (подпункт 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ), в том числе:

– доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

– доходы по иным долговым обязательствам, не указанным в предыдущем подпункте.

Процентами, согласно пункту 3 статьи 43 НК РФ, признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида независимо от способа его оформления. При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 328 НК РФ, на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов должна вести расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

Комментарий к Ст. 386 Налогового кодекса

По общему правилу место уплаты налога на имущество организаций и место представления отчетности по данному налогу совпадают. Налог в отношении имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, необходимо уплачивать по месту нахождения организации.

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

С 1 января 2015 г. статья 386 НК РФ была дополнена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» пунктами 4, 5, также в пункт 3 был введен новый абзац. Согласно изменениям иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 374 НК РФ, в определенном случае одновременно с представлением налоговой декларации подают сведения о своих участниках, актуальные по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая данные о порядке косвенного участия (при его наличии) физических лиц или публичных компаний. Аналогичным образом направляют сведения об учредителях иностранные структуры без образования юридического лица.

Официальная позиция.

ФНС России в письме от 23.01.2015 N БС-4-11/835 указала, что первым налоговым периодом исполнения предусмотренной пунктом 3 статьи 386 НК РФ обязанности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, по представлению одновременно с налоговой декларацией сведений об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) будет налоговый период 2015 года.

ФНС России пришла к выводу, что указанные сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год по состоянию на 31 декабря налогового периода 2015 года.

Дополнительно сообщила, что разработка формы сведений, представление которых предусмотрено пунктом 3 статьи 386 НК РФ, относится к компетенции ФНС России.

Внимание.

ФНС России рассмотрела в письме от 11.11.2014 N БС-4-11/23216@ вопрос корректного отражения КПП в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций.

Налоговая служба, основываясь на статье 386 НК РФ, указала, что в соответствии с пунктом 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) (далее — Порядок) в титульном листе (лист 01) при заполнении титульного листа указываются КПП, которые присвоены организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.

Таким образом, в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения организации, необходимо указать КПП, который присвоен организации в налоговом органе по месту нахождения организации, т.е. КПП, указанный в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения, должен указываться в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации.

КПП по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, — на основании соответствующего уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

Важно.

Письмом от 29.04.2014 N БС-4-11/8482@ ФНС России разъяснила порядок применения отдельных положений статьи 386 НК РФ в части представления налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) и Порядков заполнения налоговой декларации по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, в случае наличия у организации подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Так, с 1 января 2014 г. налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 г. соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае представления налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за первый квартал 2014 года без учета указанных разъяснений ФНС России, налоговым органам следует уведомить таких налогоплательщиков о необходимости представления уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам за первый квартал 2014 года.

Если указанными налогоплательщиками первичные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый квартал 2014 года в отношении указанных объектов недвижимого имущества:

— были представлены в налоговые органы не по местонахождению указанных объектов недвижимого имущества (представлены в порядке, установленном статьей 386 Кодекса, с учетом разъяснений Управления ФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 16-15/066539@) или представлены крупнейшими налогоплательщиками в порядке, установленном статьей 386 НК РФ, с реквизитами (КПП и код налогового органа), отличными от реквизитов по местонахождению указанных объектов;

— в установленный статьей 386 НК РФ срок;

— суммы авансовых платежей уплачены без нарушения сроков, установленных законами субъектов Российской Федерации, то начисленные пени подлежат сторнированию в КРСБ и с учетом положений пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ к организации не применяются предусмотренные меры по взысканию пеней и штрафов за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

При этом течение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки по представленным в отношении указанных объектов недвижимого имущества уточненным налоговым расчетам по авансовым платежам начинает исчисляться со дня представления налогоплательщиком указанных уточненных расчетов (письмо ФНС России от 02.06.2014 N БС-4-11/10451).

Внимание.

Как разъяснено в письме ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539, в соответствии со статьями 386, 398 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, в том числе по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и ее обособленных подразделений, налоговую декларацию по налогам (налоговые расчеты по авансовым платежам).

При этом на основании статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (авансового расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Особенности налогового учета ИК

В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.

Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.

Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:

  • использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
  • организация помещений для формирования товарных запасов;
  • организация помещений в целях закупки товаров;
  • обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.

Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *