Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Диагностическая карта для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Срок создания диагностической карты в ЕАИС ТО
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для передачи по окончании проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
При прохождении аккредитации оператор технического осмотра, кроме прочего, должен иметь возможность немедленно передать информацию в единую автоматизированную информационную систему.
Напомню, что до 1 марта 2021 года допускалось выгружать информацию в базу данных в течение суток. Теперь же пункт технического осмотра должен иметь постоянный доступ к сети Интернет.
4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.
4. Сведения, указанные в пунктах 1, 3, 6, 7 части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра после окончания проведения технического диагностирования при оформлении диагностической карты. Сведения, указанные в пункте 8 части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра непосредственно после выявления несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.
Кроме того, что оператор должен иметь постоянный доступ к базе данных, он также должен в режиме реального времени вносить в эту базу данных информацию о проведенном техническом осмотре. То есть сразу же после того, как машина прошла все технические проверки, в ЕАИС ТО должна быть оформлена электронная диагностическая карта.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО и срок её действия
Согласно закону каждый водитель должен предоставлять транспортное средство на технический осмотр. При этом осмотру подлежат не все транспортные средства. Рассмотрим, когда нужна карта для оформления как обычного, так и электронного договора ОСАГО.
Срок действия карты для физического гражданина, который использует машину в личных целях:
Новые ТС | Что касается новых транспортных средств, которые покупаются в салоне, то им можно проходить осмотр только спустя 3 года с момента выпуска ТС.
К примеру, год выпуска машины 2020 год. Пройти проверку собственник обязан только в 2023 году. При этом если машина будет куплена в салоне в 2021 году, то все равно проходится в 2023 году. Важно понимать, что отсчет происходит не с момента приобретения, а с года выпуска. |
Старше трех лет | Как только с момента выпуска пройдет 3 года, по итогам прохождения выдается бланк, который действует 2 года. |
Старше 5 лет | Владельцы обязаны предоставить на осмотр, по итогам которого выдается документ также на 2 года. |
Старше 7 лет | Автомобили старше 7 должны проходить проверку каждый год, согласно требованиям единого закона. |
Что касается юридических граждан и водителей, которые используют транспорт для перевозки людей, то они обязаны оформлять документ каждые 6 месяцев.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
В 2022 г. личные легковые авто и мототранспорт граждан освобождены от обязательного ТО, а ДК исключена из списка обязательной документации при оформлении автостраховки ОСАГО. Соответствующая законодательная редакция произошла в августе 2021 г. в ФЗ №40-ФЗ.
Обязательства по прохождению ТО остались в таких случаях:
- Для первичной постановки на регистрационный учет ТС, с даты производства которого прошло более 4-х лет.
- При регистрации, связанной со сменой владельца (например, после покупки), если с момента производства авто прошло больше 4-х лет.
- При регистрационных операциях, опосредованных конструктивными изменениями в ТС, заменой основных агрегатов, а также при внесении таких изменений в эксплуатируемый транспорт для соблюдения соглашения ЕЭС.
- Для грузовых авто, автобусов и такси.
- Зрительное выявление дефектов, угрожающих БДД.
Таким образом, делать диагностическую карту для ОСАГО в 2022 г. не придется, поскольку в этом нет законодательной необходимости.
Как можно проверить действительна ли диагностическая карта для ОСАГО
Проверить действительность ДК возможно через ЕАИС. База круглосуточно доступна операторам, экспертам ТО, сотрудникам ГИБДД и страховщикам. Отдельные страховые предприятия и маркетплейсы на своих интернет-ресурсах размещают онлайн-сервисы для оперативной проверки легальности выданной ДК. Для этого нужна соответствующая информация, поэтому рекомендовано получать ДК, подтверждаемую бумажной версией. Ее получение происходит исключительно в заявительном порядке.
Далее в онлайн-форму вносятся следующие сведения:
- госномер искомого транспорта;
- VIN-нумерацию авто;
- номерные значения кузова, шасси;
- информацию о выданной ДК (нумерация по ЕАИСТО).
Порядок прохождения техосмотра
Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.
При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.
Зачем нужен техосмотр
При прохождении технического осмотра делаются соответствующие отметки о том, что он действительно был пройден, в диагностической карте. Существует даже возможность купить эту бумагу, если по каким-либо причинам водитель не хочет пригонять автомобиль для осмотра.
Проходить ТО самостоятельно или покупать его – это, конечно же, дело каждого, но тут нужно понимать, для чего нужен техосмотр вашего автомобиля и почему он так важен. Ведь на самом деле эта процедура направлена на то, чтобы не допустить к езде по дорогам транспорт, который является неисправным и потенциально угрожает безопасности других людей и самого водителя.
На данный момент существуют нелегальные конторы, которые осуществляют продажу поддельных документов.
Никто в аккредитованном центре не пойдет вам навстречу, поскольку при выявлении нарушения на него будут наложены существенные санкции в виде штрафа и оплаты суммы последствий за ДТП.
Кроме того, если при проверке документа через базу ЕАИСТО страховщик обнаружит, что документ является поддельным, то и ОСАГО оформлено не будет.
Что подтверждает подлинность
Многие водители транспортных средств сталкиваются с необходимостью определения подлинности диагностической карты. Это происходит при покупке автомобилей, или участии в ДТП, когда собственник рассчитывает на получение компенсации ущерба. Подлинность ДК в подобных ситуациях является очень важным фактором. Поскольку документ печатается на обыкновенном листе бумаги формата А4, без каких-либо защитных эмблем, бланк легко подделать, воспользовавшись образцом из интернета.
Проверить диагностическую карту можно в сети, набрав в строке поиска «Онлайн-проверка ДК». Здесь же необходимо указать наименование станции техобслуживания, дилерского центра, страховой компании, которые проводили диагностику транспортного средства и заполняли карту. Но самым действенным способом проверки ДК является профессиональная сверка кода ЕАИСТО. Это могут сделать только сотрудники СТО, где проводился техосмотр и где был присвоен индивидуальный код.
Что такое номер ЕАИСТО? Это федеральная база, расшифровывающаяся как Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра.
Диагностическая карта автомобиля для страховки оформляется в виде листа формата А4. Информация в ней размещена тоже с двух сторон несколькими блоками. Никакой защиты этот документ не имеет, кроме печати и подписи эксперта. А как же проверить подлинность документа? Для этого сегодня существует специальная электронная база данных ЕАИСТО, в которой и можно сверить индивидуальный номер, состоящий из 15 и 21 цифры. Карта содержит таблицу, отражающую сведения обо всех проверенных механизмах и системах транспортного средства. В документе представлено 65 пунктов, содержащих информацию о тормозной системе машины, рулевом управлении, состоянии и марке колес, приборах освещения, пробеге и др. Кроме того, документ содержит сведения о ПТС, фамилию оператора, который проводил проверку, и дату следующего технического осмотра. Далее в диагностической карте делается вывод о том, соответствует или не соответствует автомобиль требованиям и нормам безопасности. В карте отражается срок ее действия, по истечении которого автовладелец должен вновь пройти техосмотр.
Основная информация о диагностической карте
Диагностическая карта заменила собой талон техосмотра. Оба документа являют собой свидетельство о надлежащем техническом состоянии авто.
Пункт 1 статьи 19 федерального закона о техосмотре транспортных средств говорит, что в этом документе содержится заключение о том, соответствует ли авто обязательным требованиям безопасности. Выдается диагностическая карта после прохождения технического осмотра.
Раньше это была ламинированная карточка, содержащая только данные автомобиля и срок действия талона, а сейчас это бланк формата А4, на котором, помимо этих сведений, указывается идентификационный номер документа в специальной базе (об этом ниже) и информация о том, успешно ли машина прошла техосмотр.
Если транспорт соответствует необходимым требованиям, то указывается срок, в течение которого его эксплуатация считается безопасной. Если авто признано небезопасным для эксплуатации, то в карте должен быть список несоответствий требованиям, чтобы владелец знал, какие неполадки нужно устранить. На документе обязательно должна быть подпись технического инспектора.
Составляют бумагу сразу в двух формах: письменной и электронной. Письменный документ делают в двух экземплярах, один из которых получаете вы, а второй остается у оператора тех. осмотра, как минимум, на трехлетний срок.
Электронный вариант карты на 5 лет отправляется в информационную базу тех. осмотра. Такая система хранения позволяет не защищать и не заверять дополнительно документ: при необходимости можно просто обратиться к базе ЕАИСТО.
Если вы купили машину «с рук», то вам не нужно проходить техосмотр заново: диагностическая карта, оформленная ее предыдущим владельцем, будет действительна в течение всего срока действия. Если бланк испортится или вы его потеряете, то нужно просто обратиться к любому оператору (даже не обязательно к тому, который сделал вам оригинал — недаром все данные хранятся в ЕАИСТО).
Он выдаст вам или вашему представителю по доверенности дубликат документа в тот же самый день, когда вы обратитесь к нему. Это платная опция, цена ее не может быть выше десятой части самой высокой платы за оформление карты, установленной в вашем регионе.
Как сделать диагностическую карту?
Сделать диагностическую карту можно на любой СТО, которая имеет лицензию на проведение тех. осмотров. Список станций, прошедших аккредитацию, есть на сайте Российского союза автостраховщиков — называется «реестр операторов ТО». Одни из них проверяют легковые машины, другие — грузовики.
Владелец, обращаясь на станцию, предъявляет свой паспорт и ПТС. Заняться этим может и ваш представитель, но он должен подтвердить свои полномочия доверенностью. Машина должна быть чистая. Вся процедура техосмотра длится не более получаса, вы можете присутствовать.
Второй вариант получения диагностической карты — обращение в офис страховой. Подобную услугу предоставляют, например, Ингосстрах или Росгосстрах. Там подготовят бланк, но техосмотр вам, естественно, придется проходить на СТО. Страховая укажет вам срок, в который это должно быть сделано.
То, как часто вам придется проходить техосмотр, зависит от новизны авто. Первый раз сделать это нужно спустя 3 года с момента выпуска авто с завода, независимо от даты покупки.
В этом случае, успешно пройдя процедуру, вы получите диагностическую карту сроком действия 2 года. Как только машине исполнится 5 лет, вы должны будете получить документ с тем же сроком действия, а после 7-летия с момента ее выпуска проходить техосмотр вам придется ежегодно.
Зачем нужна диагностическая карта ОСАГО в 2022 году
Получать диагностическую карту обязаны все водители, планирующие приобрести полис. Порядок оформления ОСАГО утвердило Правительство постановлением от 7 мая 2003 года. В нем указаны правила страхования ТС, особенности продажи и продления полисов.
При покупке ОСАГО водителю потребуется предъявить актуальную диагностическую карту с пометками о регистрации. В случае сомнений в ее подлинности возможна дополнительная проверка. Провести процедуру помогает программа, работающая с единой базой ЕАИСТО. Если после прохождения проверки станет известно о несостоятельности бланка, в продаже страховки будет отказано. При этом возможно снижение рейтинга покупателя либо полный отказ от дальнейшего сотрудничества.
Если пройти проверку удалось без проблем, страховщик переходит к расчету ОСАГО. При этом он использует актуальные тарифы, обращает внимание на КБМ (участие клиента в ДТП, наличие штрафов), категорию транспорта, мощность силового агрегата. Действия выполняются на специальном калькуляторе. Он быстро обрабатывает информацию, позволяет легко узнать стоимость страхования.
Произвести личный расчет ОСАГО, не прибегая к помощи специалиста, помогут программы на сайтах страховщиков. Принцип их работы аналогичен калькулятору эксперта. Приложения находятся в свободном доступе. Для их эксплуатации не нужно проходить регистрацию, оставлять электронную почту или телефон.
Деятельность страховых компаний контролируется Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Организация не позволяет продавать ОСАГО слишком дорого, оказывает помощь в обработке заявок с запросами о проверке подлинности.
Нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО и срок её действия
Согласно закону каждый водитель должен предоставлять транспортное средство на технический осмотр. При этом осмотру подлежат не все транспортные средства. Рассмотрим, когда нужна карта для оформления как обычного, так и электронного договора ОСАГО.
Срок действия карты для физического гражданина, который использует машину в личных целях:
Новые ТС | Что касается новых транспортных средств, которые покупаются в салоне, то им можно проходить осмотр только спустя 3 года с момента выпуска ТС. К примеру, год выпуска машины 2020 год. Пройти проверку собственник обязан только в 2020 году. При этом если машина будет куплена в салоне в 2020 году, то все равно проходится в 2020 году. Важно понимать, что отсчет происходит не с момента приобретения, а с года выпуска. |
Старше трех лет | Как только с момента выпуска пройдет 3 года, по итогам прохождения выдается бланк, который действует 2 года. |
Старше 5 лет | Владельцы обязаны предоставить на осмотр, по итогам которого выдается документ также на 2 года. |
Старше 7 лет | Автомобили старше 7 должны проходить проверку каждый год, согласно требованиям единого закона. |
Что касается юридических граждан и водителей, которые используют транспорт для перевозки людей, то они обязаны оформлять документ каждые 6 месяцев.
Что будет, если ДТП и нет бланка
Согласно закону страховая компания обязана оформить бланк обязательного страхования при наличии действующего ТО. При этом неважно, через сколько дней бланк прекратит свое действие.
В результате некоторые водители получают заветную страховку и не продлевают документ, который подтверждает техническое состояние автомобиля. Но какое наказание за это предусмотрено? Как уже было сказано, сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за его отсутствие.
Что касается выплаты компенсации, в результате наступления дорожно-транспортного происшествия, то тут компания может отказать. При принятии бланка заявления страховщик запрашивает бланк, чтобы убедиться, что машина находилась в исправном состоянии.
Если клиент получает отказ, необходимо отстаивать свои права, а именно:
- требовать письменный отказ в отказе выплате, с указанием причины;
- писать досудебную претензию, с которой обращаться к страховщику;
- получить ответ по досудебной претензии от страховщика;
- если компания повторно откажет, обратиться в суд.
Однако суд всегда встает на сторону клиента и обязывает страховщика выплатить не только средства для восстановительного ремонта, но и штрафные санкции. Бывают случаи, когда компания доказывает свои права и клиент компенсирует все расходы за собственные средства.