Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Ставка платы в отношении пыли каменного угля

Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.

Год Размер
2022 67,12 руб./тонна
2021 61 руб./тонна
2020 61 руб./тонна

Что такое побочные продукты производства

В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.

Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).

Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Круг плательщиков сбора

Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:

  • выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
  • сброс загрязнителей в водные объекты;
  • размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.

Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):

  1. ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
  2. Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
  3. Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.
Читайте также:  Проверить Статус Выписки из ЕГРН

Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.

Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.

Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:

  1. ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
  2. ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.

Порядок и сроки внесения платы

Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:

  • 28 февраля – плата за 2019 год;
  • 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2020 г.;
  • 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2020 г.;
  • 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2020 г.;
  • 1 марта 2021 года – плата за 2020 год.

Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).

КБК платы за НВОС в 2020 году:

За размещение отходов производства 048 1 12 01041 01 6000 120
За размещение твердых коммунальных отходов 048 1 12 01042 01 6000 120
За выбросы в атмосферный воздух 048 1 12 01010 01 6000 120
За сбросы в водные объекты 048 1 12 01030 01 6000 120

За несвоевременное внесение экологических платежей согласно КОАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 000 рублей (см. ст. 8.41) за каждый квартал последнего года. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.

Выполнение работ по расчету экологических платежей и их согласованию организации могут произвести самостоятельно, но для этого необходимо знать нюансы природоохранного законодательства и составления экологической документации. Надёжнее и проще доверить это специалистам.

Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение ценных рекомендаций, позволяющих снизить экологические платежи, избежать штрафных санкций надзорных органов и траты времени в очередях Росприроднадзора/ ДПИООС.

Мы рассчитаем экологические платежи для Вашего предприятия и согласуем в природоохранных органах качественно и в короткие сроки! А также выполним разработку и согласование иных экологических документов.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Читайте также:  ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ в РАЗВОДЕ

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Плательщики и объекты платежей

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Постановление Правительства РФ N 632, Порядок N 632). В соответствии с п. 1 Порядка N 632 плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят учреждения, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и оказывающие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Кроме того, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 9 Приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007»).

Читайте также:  Загранпаспорт для детей: правила оформления в 2023 году

Обратите внимание! В силу Постановления КС РФ от 14.05.2009 N 8-П с 1 января 2010 г. утратило силу положение пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ N 632, согласно которому органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могли понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.

Объекты налогообложения

В качестве объектов налогообложения выделяется деятельность, относящаяся к негативной для окружающей среды.

Под действие экологического налога
не попадает:

  • деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
  • объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
  • упаковки и товары, используемые повторно;
  • экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
  • использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
  • скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
  • выбросы на объекте 4 категории;
  • старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.

Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:

  • выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
  • сброс в сточные воды;
  • обработка отходов любого класса опасности.

Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:

  • отработавшие товары и упаковки;
  • транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
  • транспортные средства согласно перечню.

Календарь эколога 2022

Отчёт Срок сдачи
I квартал
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
II квартал
Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
III квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
IV квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022

Ответственность за неуплату НВОС и неподачу отчета

За несвоевременное внесение (или не внесение) платы за НВОС налагается штраф. Размер его зависит от категории плательщика, которого привлекают к ответственности. Он составляет (Примечание к ст. 2.4, ст. 8.41 КоАП РФ):

  • для юрлица — от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 руб. до 6 000 руб.

Помимо штрафа на суммы недополученной платы и авансов начисляются пени.

За сдачу декларации с опозданием тоже предусмотрены штрафные санкции (примечание к ст. 2.4, ст. 8.5 КоАП РФ):

  • для юрлица — от 20 000 руб. до 80 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.

Штрафуется и юрлицо, и ответственное должностное лицо одновременно. Штраф, назначенный предприятию, не освобождает от ответственности виновного сотрудника и наоборот.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *