Уплата земельного налога на физических лиц в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уплата земельного налога на физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Посмотрим, что будет, если переплата, возникшая, например, в 2021 году, будет выявлена уже в 2023-м. На дату перехода на ЕНС этих сведений у налоговиков не было – в состав ЕНС засчитывать их формально как бы не положено. Нормы о возврате/зачете «нормальной» (не ЕНС-ной) переплаты больше не действуют.

Ставки земельного налога

Налог на земельный участок в 2022 году зависит от ставки. Ставка должна быть утверждена муниципальными властями, но она не может быть выше 0,3% кадастровой цены физической территории. Поэтому земельный налог и кадастровая стоимость взаимосвязаны. Но ограничение касается не любой земли, а только участков некоторых типов:

  • Что находятся в ограниченном обороте из-за использования их в таможенных нуждах или в обороне.
  • Имеющие сельскохозяйственное назначение (сельхозпроизводство).
  • Находятся в жилищном фонде, инфраструктуре ЖКХ и т.п.
  • Участки, что предназначены под личное подсобное хозяйство, садоводство, дачи и не только.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Порядок уточнения информации о суммах начисленного налога

В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

  1. Самостоятельно рассчитать налог.

  2. Перечислить авансовые платежи.

  3. Отразить данную операцию в регламентированном учете.

Декларирование земельного налога

В январе 2021 года плательщики земельного налога не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ. Это изменение внесено Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Важно

Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ внес изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Часть поправок отразится на работе бухгалтерии. В связи с изменениями бухгалтеру нужно обратить внимание: на периодичность проведения государственной кадастровой оценки; возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости; порядок исправления ошибок при определении кадастровой стоимости.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно. Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате.

Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже установленного срока уплаты налога. А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему – по месту нахождения земельных участков.

Важно

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и представить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Корректировка налоговой базы при изменении кадастровой стоимости

В общем порядке кадастровая стоимость устанавливается в момент постановки объекта недвижимости на учет в Росреестр.

Законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ установлено, что кадастровую оценку будут проводить один раз в четыре года, а в городах федерального значения – один раз в два года. Закон вступает в силу 11 августа 2020 года.

При этом для обновления налоговой базы в 2022 году во всех субъектах РФ будет проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году – зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест (без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки).

Кадастровая стоимость недвижимости, установленная на основании государственной оценки, может быть пересмотрена по следующим основаниям:

— при оценке недвижимости не были учтены существенные условия (местонахождение, состояние и т. п.);

— оценка объекта проводилась на основании необъективных данных и недостоверной информации (данное основание для пересмотра кадастровой стоимости с 2021 года не применяется);

— при расчете кадастровой стоимости допущены математические ошибки;

— при переносе расчетной стоимости в базу Росреестра допущена техническая ошибка, в связи с чем кадастровая стоимость объекта установлена неверно;

— установленная кадастровая стоимость объекта равна или превышает рыночную стоимость недвижимости на дату определения кадастровой стоимости;

— установленная кадастровая стоимость ошибочна из-за методологической ошибки, допущенной при ее определении.

При наличии документальных подтверждений одного или нескольких из вышеперечисленных фактов собственник недвижимости вправе оспорить установленную кадастровую стоимость, обратившись в специальную комиссию при Росреестре либо в суд.

В случае признания претензий заявителя объективными орган Росреестра выносит решение об установлении новой кадастровой стоимости, о чем уведомляет собственника в письменном виде.

Читайте также:  Статистическая отчетность 2023 года

Если для оспаривания кадастровой стоимости владелец недвижимости обратился в суд, то основанием для установления нового показателя кадастровой стоимости является соответствующее судебное решение.

Отметим, что, оспаривая кадастровую стоимость, юрлица первоначально обращаются в кадастровую комиссию при Росреесте и только после получения соответствующего решения об отказе в пересмотре стоимости подают иск в суд.

Основанием для перерасчета налога на имущество является письменное решение об установлении новой кадастровой стоимости, выданное специальной комиссией при Росреестре или судом.

На заметку

Установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – по решению мэра – через два года. Такая периодичность начнет применяться: по земельным участкам – с 1 января 2022 года; по недвижимости (зданиям, помещениям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, машино-местам) – с 1 января 2023 года. Установлено, что будет проведена внеочередная кадастровая оценка: в 2022 году – земельных участков; в 2023 году – зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. До этих пор сохраняется прежняя периодичность проведения кадастровой оценки.

Так как в общем порядке обращение заявителя и вынесение решение осуществляются в пределах календарного года, то перерасчет налога по новой кадастровой стоимости производится за полный отчетный период.

Кроме того, налог на имущество пересчитывается за весь период применения оспоренной кадастровой стоимости.

То есть если налог на имущество рассчитывался некорректно, например, в связи с технической ошибкой при переносе данных о кадастровой стоимости в ЕГРН, то перерасчет производится за весь период, в течение которого ошибочная кадастровая стоимость числилась в базе ЕГРН.

На основании Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ методологическая ошибка в определении кадастровой стоимости будет исправляться с учетом законных интересов налогоплательщика. А именно: если исправление влечет уменьшение кадастровой стоимости, то ее нужно будет применять ретроспективно за весь период, то есть со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости. В случае увеличения кадастровой стоимости ее новое значение будет применяться со следующего года.

Для перерасчета налога плательщик предоставляет в ФНС копию исполнительного документа (решение кадастровой комиссии или суда), а также уточненную налоговую декларацию за периоды перерасчета налога. В случаях, когда налогоплательщик сохраняет обязательства по уплате налога, сумма переплаты зачисляется в счет аванса будущих налоговых платежей.

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости нужно учитывать следующие особенности.

В случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового или отчетного периода права собственности на объекты недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента. Его определяют как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом или отчетном периоде (п. 5 ст. 382 НК РФ). Согласно Закону от 29.12.2015 № 396-ФЗ за полный месяц в целях определения коэффициента владения для расчета налога на имущество организаций принимается месяц, в течение которого собственник владел объектом более 15 дней.

Если право собственности на объект возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц (возникновения или прекращения указанного права) при определении коэффициента владения не учитывается.

Это прописано в абзацах 2 и 3 пункта 5 статьи 382 НК РФ. Однако следует обратить внимание, что данное правило применяется только к правоотношениям, возникшим начиная с 1 января 2016 года, и обратной силы не имеет (письмо ФНС России от 07.07.2016 № БС-4-11/12195@).

Поэтому, если объект недвижимости, который включен в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, был разделен в 2015 году, месяц, когда произошел раздел, учитывается при расчете налога в отношении и вновь образованных объектов, и разделенного объекта.

Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2022

Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.

Нужно сравнить фактически уплаченный налог на землю с суммой указанной в уведомлении. Если они совпадают, ничего предпринимать не надо. Если нет — тогда два варианта действий:

  1. при переплате — зачесть её в счёт будущих платежей, либо написать заявление о возврате излишне уплаченного налога;
  2. при недоплате — перечислить недостающую сумму и пени за просрочку уплаты недоимки.

Если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.

Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).

Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14. Это прослеживается и в судебных решениях постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.15 г. № А32-14467/2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.15 г. № А57-20559/2014.

Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).

Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.

Налогоплательщик в апреле 2015 г. подал в комиссию заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Судебное решение об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2016 г.

В этом случае рыночная стоимость будет применяться для целей исчисления земельного налога за 2015 г., т.е. начиная с 1 января 2015 г.

В этом случае дата вступления в силу решения суда не имеет принципиального значения, поскольку ориентиром для перерасчета земельного налога будет служить период подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Это означает возможность ретроспективного (т.е. задним числом) пересчета земельного налога.

Таким образом, в отношении сегодняшнего дня споров о том, с какого времени можно осуществить перерасчет базы по земельному налогу, быть не должно.

Вместе с тем, учитывая, что обновленная редакция п. 1 ст. 391 НК РФ вступила в силу с 1 января 2015 г., остается в зоне налогового риска ситуация, когда налогоплательщики подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка после 22.07.2014 г. и заявили ретроспективный пересчет земельного налога за 2014 г.

Актуальные ставки налога на землю

Налоговые ставки земельного налога регулируются на законодательном уровне. Это прописано в статье 394 НК. В частности, сказано, что они устанавливаются органами муниципальных образований (МО) и не должны быть больше 0,3 % для следующих типов земель:

  • сельскохозяйственного назначения и используемых для сельхоз. производства;
  • жилфонда, инженерной инфраструктуры, строительных участков, предоставленных под ИЖС (но не для коммерции);
  • используемых в качестве личных подсобных хозяйств, для садоводства и огородничества (продукция которых не используется для получения дохода);
  • предназначенных для работы таможни, обеспечения госбезопасности.

Все остальные категории подлежат налогообложению по тарифу 1,5 %.

Примечание: если власти МО не установили свой тариф, то выплаты рассчитываются из указанных 0,3 % и 1,5%.

Расчет и уплата земельного налога за налоговые периоды с 2020 г.

Подпункт б) пункта 25 статьи 1 порядок расчета и оплаты земельного налога.

Налогоплательщикам—организациям по месту нахождения принадлежащих их земельных участков будут передаваться (направляться) налоговыми органами сообщения о начисленном налоге.

В случае возникновения вопросов налогоплательщики предоставляют в налоговую инспекцию пояснения и/или документы, подтверждающие верное начисление, полную и своевременную оплату налога, обоснуют использование пониженных налоговых ставок, льгот или освобождение от оплаты налога.

Читайте также:  Как оформить военный билет с категорией «В»

Рассмотрение инспекцией пояснений и документов, передача налогоплательщикам уточненных сообщений (начисление налога) происходит в срок:

  • в течение 10 дней после формирования налоговым органом сообщения о начисленном налоге, подлежащем оплате этим налогоплательщиком за истекший налоговый период, но не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за данный период;
  • не позже 2-х месяцев со дня получения налоговой инспекцией документов и/или другой информации, влекущей начисление/перерасчет суммы налога, подлежащей оплате за предыдущие налоговые периоды;
  • не позже 1 месяца с момента получения налоговой инспекцией данных, включенных в ЕГРЮЛ о процессе ликвидации налогоплательщика.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Как пересчитать налог на имущество, если изменилась кадастровая стоимость?

Правила доначисления налога на имущество физических лиц за прошлые периоды или, наоборот, уменьшения при изменении кадастровой стоимости определены ст.403 НК РФ.

Так, если стоимость изменена из-за ошибок, допущенных в ЕГРН, и если налог на имущество рассчитан неверно даже за несколько лет, то ошибка будет учтена с года, когда стало применяться ошибочное значение.

Если изменение внесено после оспаривания кадастровой стоимости и удовлетворения иска комиссией, то оно учитывается с года, в котором подано заявление на оспаривание, т. е. все предыдущие года, даже если вы платили больше, не будут пересчитаны, поэтому необходимо быть бдительным.

Важно!

Кадастровая стоимость в ЕГРН обновляется раз в 3 года, и после очередного обновления уже невозможно оспорить предыдущее значение.

С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному, земельному налогам

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Земельный налог в 2021 году для физических лиц

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.
Читайте также:  Возможно ли открыть ИП и ООО одновременно

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

Налог на землю в 2021 году для юридических лиц претерпел изменения. Вступают в силу следующие поправки:

  1. Когда физлицо является собственником земли, но налоговая инспекция (НИ) не уведомила его о рассчитанной сумме налога, это означает, что в ФНС отсутствуют данные об этом. Чтобы решить проблему, предприниматель должен направить уведомление о том, что является владельцем земли, чтобы ему рассчитали сумму сбора. К сообщению обязательно прикрепить копии документов, которые подтверждают право на владение земельным участком. Все это нужно сделать до 31 декабря отчетного года.
  2. Если юрлицо купило землю в 2020 г., а инспектор не насчитал госпошлину, до конца 2021 г. организация должна направить в налоговую уведомление о наличии земельного участка.
  3. Если обязательство не исполнено, придется уплатить штраф в размере 20% от суммы налогового начисления.

Ставка налога составляет 0,01% или 1,5% – все зависит от вида собственности. Без этих данных невозможно посчитать сумму, которую необходимо уплатить в госбюджет.

Ставки устанавливаются нормативными актами уполномоченных органов муниципалитетов, законами субъектов РФ в Москве, Санкт-Петербурге (п. 1 ст. 394 НКРФ). Однако их максимальная величина ограничена законодательно.

Уведомление о земле, на которую накладывается пошлина, отправляется юридическим лицом в НИ до 31 декабря отчетного года. Это можно сделать через МФЦ, «Госуслуги» или аналогичные муниципальные сервисы.

Особенности изменения

С 2023 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным, тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2023 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

ВС о возможности перерасчета налога на прибыль при выявлении ошибки в его исчислении в прошлые годы

21 января Верховный Суд рассмотрел спор между налогоплательщиком и инспекцией о порядке включения в расходы по налогу на прибыль убытков, понесенных в ходе прошлых периодов, которые в свое время не вошли в состав налоговых вычетов по НДС и привели к переплате налога.

Общество «СБСВ-КЛЮЧАВТО Минеральные воды» заявило к вычету суммы входящего НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций по гарантийному ремонту, полагая, что имеет на это право согласно п. 4 ст. 170 НК РФ.

По результатам выездных налоговых проверок за 2008–2010 гг. и 2011–2012 гг. применение налоговых вычетов было признано необоснованным, поскольку доля расходов общества на осуществление необлагаемых операций в общей величине расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) превысила пороговое значение, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ. Вопрос о правомерности применения налоговых вычетов обществом являлся предметом судебного спора с налоговым органом и получил разрешение в постановлении апелляции по делу № А63-12167/2012, которая отказала в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам проверки за 2008–2010 гг.

При исчислении налога на прибыль за 2013 и 2014 гг. общество включило в состав внереализационных расходов выявленные в текущем налоговом периоде убытки прошлых лет на сумму 7,5 млн руб. После проведения выездной проверки налогоплательщика за этот период межрайонная инспекция ФНС РФ № 9 по Ставропольскому краю составила акт и приняла решение о привлечении его к ответственности.

Налоговый орган посчитал, что общество необоснованно включило в расходы такие затраты, поскольку они представляют собой суммы входящего НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций по гарантийному ремонту транспортных средств, освобожденным от налогообложения согласно подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эти суммы должны были не приниматься к вычету при исчислении НДС, как это ранее сделало общество, а подлежали учету в стоимости товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль согласно п. 2 ст. 170 НК РФ. Указанные суммы следовало отражать в периодах осуществления таких затрат – в налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2010–2012 гг. В результате инспекция доначислила обществу налог на прибыль на сумму 1,5 млн руб.; 10,5 тыс. руб. пеней, а также штраф за неполную уплату налога в размере 425 тыс. руб.

После безуспешной попытки обжалования этих решений в вышестоящий налоговый орган общество обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляция и кассация поддержали решение суда первой инстанции. Со ссылкой на ст. 272 НК РФ суды указали, что расходы должны были учитываться в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относились. Они также отклонили довод налогоплательщика о наличии у него права на исправление ошибок, допущенных при исчислении налога на прибыль за предыдущие периоды, в периоде их выявления, отметив, что такое право может применяться только в тех ситуациях, когда период совершения ошибки (искажения) определить невозможно.

Кроме того, суды отметили, что право на перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде может быть реализовано, если допущенная в предыдущих налоговых периодах ошибка привела к излишней уплате налога. Также они пришли к выводу о том, что общество не подтвердило то обстоятельство, что ранее соответствующие суммы входящего НДС не учитывались им при исчислении налога на прибыль в 2010–2012 гг.

В этой связи налогоплательщик направил кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.

Изучив обстоятельства дела № А32-37022/2017, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ вынесла Определение № 308-КГ18-14911, которым отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила его на новое рассмотрение.

Коллегия, со ссылкой на абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ отметила, что ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены. Этому корреспондирует право налогоплательщика при обнаружении в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, внести необходимые изменения в нее и представить в налоговый орган уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Такой подход был закреплен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 сентября 2008 г. № 4894/08: расходы прошлых налоговых периодов могут быть заявлены налогоплательщиком в текущем налоговом периоде на основании подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ и только в случае неизвестности периода возникновения расходов. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. 54 и 272 НК РФ.

Верховный Суд пояснил, что начиная с 1 января 2009 г. в новой редакции НК РФ за налогоплательщиком закреплялось право произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором были выявлены ошибки (искажения), если они привели к излишней уплате налога. Смысл этой нормы состоит в том, что ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога, которая привела к переплате последнего в бюджет, не имеет негативных последствий для казны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *