34. Возбуждение уголовного дела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «34. Возбуждение уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.

Комментарий к ст. 146 УПК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием , осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору (руководителю СО) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля). Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318.

———————————

См.: Постановление КС РФ от 14 января 2000 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гр. И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ» // РГ. 2000. 2 февр. N 23.

2. Правом возбудить уголовное дело наделены орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель СО (при принятии дела к своему производству). При этом от имени органа дознания постановление составляет должностное лицо органа дознания. Такое постановление требует утверждения начальником органа дознания. Напротив, постановление дознавателя в согласовании с начальником органа дознания не нуждается.

3. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждения дела, когда он предположительно установлен, т.е. имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту. В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» — по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности (см. коммент. к ст. 151). Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого (см. коммент. к ст. 171).

4. Часть 3 коммент. статьи с учетом п. 2 ч. 2 ст. 38 в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ страдает неполнотой. Уголовное дело для определения подследственности направляется дознавателем и органом дознания прокурору, а следователем — руководителю СО. В случае возникновения спора о подследственности его разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. Основанием для отмены постановления о возбуждении дела прокурором является его незаконность и (или) необоснованность. В некоторых случаях эти основания в силу их очевидности могут быть установлены прокурором путем изучения копии самого постановления (в нем не указана информация, предусмотренная ч. 2 ст. 146; оно вынесено ненадлежащим лицом, например, подлежащим отводу, или постановление органа дознания не утверждено начальником органа дознания; допущена грубая ошибка в квалификации преступления по нормам УК, истекли сроки давности уголовного преследования — п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК; не соблюден порядок возбуждения дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом, — ст. ст. 447, 448 УПК). Однако содержательная оценка законности и обоснованности решения о возбуждении дела, в частности выяснение наличия большинства оснований для отказа в возбуждении дела (ст. 24 УПК), требует изучения материалов предварительной проверки: повода для возбуждения дела, объяснений заявителя, пострадавшего, очевидцев, протокола осмотра места происшествия, заключения специалиста и др.

Уголовно-процессуальный закон прямо предусматривает обязанность следователя предоставить прокурору лишь те материалы, которые послужили основанием для возбуждения дела. Однако систематическое толкование позволяет сделать вывод о том, что прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; часть 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» и ч. 4 ст. 21 УПК закрепляет право прокурора истребовать информацию, справки, документы и их копии. По буквальному смыслу комментируемой нормы «с момента получения материалов» прокурор изучает не только копию постановления, но и материалы проверки. Именно такие предписания содержит п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». Данный Приказ обязывает прокуратуру вести учет в специальных книгах копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним и постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел.

6. Комментируемая норма устанавливает срок для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела — 24 часа. Ограничение срока в данном случае обеспечивает стабильность предварительного расследования и судебного разбирательства, так как отмена решения о возбуждении дела делает юридически ничтожными все результаты расследования. Вместе с тем сравнительно малый срок не позволяет произвести содержательную проверку законности и обоснованности данного решения.

Читайте также:  Удержание алиментов из пособий в пилотных регионах ФСС

Основания прекращения уголовного дела и преследования

Уголовное дело не возбуждается вовсе, если имеются основания, исключающие преследование. В ситуации, когда дело было возбуждено, оно подлежит прекращению.

Разница между прекращением уголовного преследования имеется. Если прекращается преследование, то рассмотрение дела продолжается, так как это касается конкретного подозреваемого или обвиняемого. Если же прекращается дело, то процесс закрывается вовсе.

Есть несколько оснований для прекращения уголовного дела:

  • Примирение сторон. Возможно по заявлению потерпевшего, при наличии признаков примирения, компенсации ущерба.
  • Назначение наказания в виде штрафа. Для этого в суд должно поступить ходатайство органов следствия. Ситуация возможна только по отношению к делам небольшой и средней тяжести.
  • Деятельное раскаяние. Если рассматривается дело небольшой или средней тяжести, при этом произошло примирение, у обвиняемого нет судимости, оно содействовало следствию и возместило ущерб потерпевшему, с согласия сторон процесс может быть прекращен.
  • Возмещение ущерба. Лицо освобождается от наказания, если рассматривается экономическое преступление и ущерб компенсируется в полном объеме.

Кто может инициировать возбуждение уголовного дела

По ст. 146 этим правом обладают строго определенные в законе лица.

Инициатор Категория дел
следователь по последовательности, категория – обязательность проведения предварительного следствия
дознаватель по последовательности, категория – предварительное расследование осуществляется в виде дознания
орган дознания по последовательности, передача дела дознавателю или следователю, срок передачи уг. дела – 10 суток
председатель СК, действующий при прокуратуре РФ уг.дела в отношении определенных лиц
руководитель СУ СК при прокуратуре РФ

Категории уголовного дела и их особенности

Выделяют три вида производства, имеющих особенности:

  • в отношении лиц до 18 лет;
  • применение мер принудительного и медицинского характера;
  • отдельная категория граждан.
Категория Примеры статей УПК, УК Важные нюансы
несовершеннолетние

(лица, не достигшие 18 лет)

172, ч. 1
173
сроки проверки первичных материалов уг.дела – 3 суток+10 (исключит. случаи)
проверка целесообразности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности
точное установление возраста подростка
меры принудительного характера ст. 99 УК –перечень мер меры направлены:
• не на привлечение лица к ответственности, а на его излечение;
• на изоляцию его от общества;
• обеспечение безопасности человека от себя самого
отдельные лица

(представители 3 –х ветвей власти+чиновники местных органов)

гл. 19, 20, 23 УПК, ст. 448 УПК эти лица привлекаются к ответственности как обвиняемые с предоставлением гарантий по ст. 448 УПК;
предварительное расследование осуществляет следователи СК РФ (ст. 151, ч. 3, п.7)

Другой комментарий к статье 146 УПК РФ

1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 — 14 к ст. 476 УПК.

7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).

8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.

9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.

10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки — не более 5 суток.

11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.

Заключение судебной коллегии областного суда о наличии в действиях депутата областной Думы признаков состава преступления изменено с исключением из него указания на состав преступления и включением в него указания о признаках преступления, поскольку судебная коллегия ошибочно дала заключение о наличии признаков состава преступления, так как признаки состава преступления являются более широким понятием, чем признаки преступления (Определение ВС РФ от 30.06.2005 N 72-о05-21).

Процессуальные действия до возбуждения уголовного дела

Процессуальные действия, которые проводятся в ходе доследственной проверки, перечислены в статье 144 УПК РФ. К ним относятся:

  • осмотр места происшествия, документов и пр.;
  • получение объяснений;
  • получение образцов для сравнительного исследования;
  • истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ;
  • назначение необходимых судебных экспертиз, участие в их производстве и получение заключений эксперта в разумный срок;
  • освидетельствование;
  • производство документальных проверок, ревизий, исследований документов и пр., привлечение к участию в этих действиях специалистов;
  • направление органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Читайте также:  Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) в 2023 году

Принятые процессуальные решения, результаты проверочных действий сразу доводятся до заявителя по их завершению. Через 3 суток после принятого сообщения о совершенном преступлении или через 10 дней, если это было мотивированное ходатайство.

В течение месяца возбуждают дела, когда проводят оперативно-розыскные мероприятия, документальные проверки. В результате потерпевшему и исполнителю противоправного действия направляют постановление. Другим заинтересованным лицам законом не предусмотрено сообщать об исходе дела.

Судебная и следственная практика показывает, что никто не ждет истечения 3 дней, если дознаватель обнаружит явные, неоспоримые признаки противоправных действий. Возбуждение дел происходит без замедления. Потерпевшим тоже сразу сообщают, что дело заведено, началось полноправное расследование.

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  • кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  • чем подтверждается факт обращения;
  • в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
  • чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  • о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Это истоки сведений, связанных с преступлением, принимаемые законодательством в качестве юридических фактов. В рамках ст. 140 УПК фигурирует всего 4 таких повода:

  • поступление заявительной бумаги о преступлении – это наиболее частый повод (при этом роли не играет, является ли заявитель пострадавшей стороной, или нет), бумага может носить письменный или устный характер;
  • появление преступника с повинной, эта явка должна отвечать определенному набору требований, в частности – быть добровольной и включать указания о преступных деяниях;
  • поступление сообщения, которое включает в себя различные материалы о совершенном деянии, основанием для формирования УД в данном случае выступает ст. 143 УПК;
  • прокурорское постановление о направлении материалов в соответствующие инстанции: если в процессе ведения прокурорско-надзорной деятельности специалист выявит факт нарушения, он также может завести УД.

Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.

В этом и заключается сущность данной стадии.

Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Что не считается поводом или основанием

Заведение уголовного дела — это начальная самостоятельная стадия процесса расследования правонарушения. Она должна проходить соответственно законодательству, чтобы являться гарантией обоснованности принятого решения.

Читайте также:  Что такое договор ренты на квартиру и как правильно его заключить?

Если дело заведено или не возбуждено необоснованно, это означает нарушение закона и нанесение вреда интересам граждан, обществу и страны.

В качестве поводов не могут выступать:

  1. Анонимные заявления. Однако, когда в письме содержится конкретная информация о месте и времени происшествия, то такие его отправляют в специализированные службы для разбирательств.
  2. Заявления, подписанные несуществующим именем.
  3. Заявление, высказанное в утной форме, не зафиксированные в протоколе.

Заявление о возбуждении уголовного дела по мошенничеству

Уголовное дело возникнуть из неоткуда не может, его объективному появлению предшествуют определённые события. Кроме того, они заверены на законодательном уровне, о чём говорит УПК РФ:

  • Личное обращение гражданина в полицейский участок, сопровождающееся устной или письменной (заявление) просьбой возбудить уголовное дело.
  • Добровольное прибытие преступника и его раскаяние, которое значительно смягчит наказание. Такие случаи чаще всего бывают из-за незаконных, но справедливых, по мнению некоторых граждан, деяний. К примеру, месть или самосуд.
  • Предупреждение органов об уже произошедшем или только планируемом правонарушении.
  • Вынесение прокуратурой постановления о передаче некоторых материалов судопроизводства другим уполномоченным органам.

Все вышеперечисленные ситуации чётко описывает Уголовный кодекс России.

Обратите внимание! Ст. 140 УПК РФ включает 4 повода, в соответствии с которыми исполнительный орган имеет право начать уголовное производство по преступлению.

Если говорить о возбуждении дела, то в список уполномоченных будут входить следующие субъекты:

  • ОВД и его органы.
  • Следственный комитет.
  • Командиры судов дальнего плавания.
  • Консульство Российской Федерации и представитель страны на международной арене (посол).
  • Управляющие лица станций Антарктиды.

Исходя из перечисленных органов, возникает недопонимание в сфере уголовного процесса. Обычно складывается впечатление, что такими делами занимается только полиция, но на самом деле это не так. Любой государственный орган, уполномоченный заниматься уголовным судопроизводством, имеет право действовать только в рамках своей власти и осведомлённости.

К примеру, специалисты ОВД рассматривают более лёгкие правонарушения, а вот тяжёлые переходят уже к следователям. Соответственно, и дело будет возбуждать та или иная структура в рамках собственной компетенции.

Если говорить о самом постановлении, то его имеет право составлять только прокурор. Без его решающего слова судопроизводство не будет считаться начатым, даже когда соответствующий уполномоченный орган уже запустил рассмотрение и подготовил все материалы для передачи в суд. Они попадут туда только с разрешения прокуратуры или будут отозваны в соответствии с неполноценно произведённым расследованием.

Образец Заявления о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения

Под объективной стороной понимается собственно преступное действие в его наглядном проявлении, в определенное время, в определенном месте, определенным способом и повлекшее определенные последствия. Именно из объективной стороны происходит золотое правило юриспруденции – квалификация по последствиям.

Это значит, что каким бы ни был умысел преступника, его действия будут квалифицированы по последствиям. Например, субъект решил совершить кражу из квартиры, но обнаружил в доме хозяина. Он толкнул хозяина и убежал, прихватив с собой китайскую вазу. Несмотря на то, что умысел был направлен на тайное хищение, квалифицироваться его действия будут как грабеж. То есть по последствиям, а не по умыслу.

Под субъектом понимается лицо, совершившее деяние. Причем это лицо должно соответствовать следующим признакам:

  • быть вменяемым, то есть отдавать отчет своим действиям;
  • быть достигшим возраста 14 лет, если деяние предусмотрено ч.2 ст.20 УК РФ;
  • быть достигшим возраста 16 лет, если деяние не включено в категорию тяжких преступлений, предусмотренных ч.2 ст.20 УК РФ;
  • быть живым, потому что привлечение к уголовной ответственности мертвых недопустимо.

По сути, субъективная сторона – это отношение субъекта к тому, что он совершил. Именно по субъективной стороне производится дифференциация умышленных преступлений от неосторожных.

То есть следователь должен ответить на вопрос «хотел ли субъект наступления преступных последствий». Если хотел и сознательно действовал, то налицо умышленное преступление.

А вот в случае «не хотел» все намного сложнее. Потому что субъект мог не хотеть, но допускать, что последствия наступят. А мог не только не хотеть, но даже не допускать возможности их наступления.

Приведем примеры:

  • лесник обнес сторожку проволокой, подал на нее напряжение и повесил табличку «Осторожно! Ток! Убьет!». Двое детей, не умеющих читать, решили перелезть через проволоку, и были убиты током. В данном случае лесник, хотя и не желал наступления подобных последствий, но должен был допускать, что они могут наступить;
  • тот же лесник получил отпуск и уехал на море, предварительно обесточив рубильником дом и проволоку вокруг него и сняв предупреждающую табличку. Пробравшийся в дом вор решил включить свет, и перевел рубильник в рабочее состояние. С украденными вещами он покинул дом и увидел на проволоке двух детей, убитых током. В данном случае против вора будет возбуждено уголовное дело за кражу, но что касается детей, то он не может отвечать за их смерть, поскольку не знал о том, что на проволоку подается электричество.

Теперь разберем, как связан субъект и субъективная сторона в случае, если лицо признано экспертизой невменяемым.

В силу невменяемости лицо не только не руководит своими действиями, но и не может реально оценить возможные последствия. Поэтому в отношении невменяемых либо выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо оно прекращается.

В ответ на ходатайство будет выслана информация, содержащая место и время, когда будет проведено ознакомление. Как правило, это происходит там, где и было принято Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Лучше всего не просто прочитать документы, а сделать их фотокопии (в заявлении специально указывался пункт о технических средствах). В дальнейшем это значительно облегчит обоснование обжалования. И необязательно лично наносить этот визит. При наличии доверенности это может сделать и ваш представитель. Обратите внимание: родители или опекуны несовершеннолетних в ней не нуждаются. Им достаточно свидетельства о рождении или документа, подтверждающего право представлять интересы ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *