Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебное расследование трудовой кодекс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004
ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.
Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
- Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
- Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».
Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.
Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.
При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).
Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.
В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.
Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.
1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).
При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.
Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
- прогул (подпункт «а»);
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);
Обжалование результатов
Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.
Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.
Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.
Возмещение ущерба по результатам служебного расследования
Оценка и возмещение по результатам служебного расследования ТК РФ прописывает в 248 статье. Если размер причинённого ущерба не превышает средней месячной заработной платы сотрудника, то взыскание денежных средств может быть произведено по решению руководства. Распоряжение работодателя делается в месячный период с момента точного установления объёма причинённого ущерба. По истечении месяца или несогласии виновного лица заплатить требуемую сумму в случае превышения месячного заработка решение о взыскании принимается исключительно судом.
На основании достигнутой договорённости наёмное лицо может добровольно возместить суммы, выявленные в процессе служебного разбирательства, ТК РФ допускает:
- в полном объёме одной суммой или по частям;
- с отсрочкой платежа на установленный срок;
- предоставлением равноценных активов;
- проведением ремонта испорченного имущества за счёт собственных средств.
Документально оформляется предоставлением письменного обязательства сотрудником с указанием формы и граничных сроков погашения задолженности. При увольнении с дальнейшим отказом от оплаты долга работодатель может осуществить взыскание в судебном порядке.
Привлечение виновного к материальной ответственности не исключает ответственности других видов:
- дисциплинарной со стороны нанимателя;
- уголовной со стороны государства.
Служебное расследование в отношении работника
Порядок наложения дисциплинарного взыскания, регламентированный ст. 193 ТК РФ, определяет, что:
- первоначально работодатель затребует от работника письменное объяснение, который последний может представить в течение двух дней. Но он может и отказаться от дачи объяснений, об этом составляется соответствующий акт;
- на основании объяснений работника (актов об отказе в их даче), докладных (служебных) записок непосредственного руководителя, данных систем электронного пропуска и т.п. работодатель решает вопрос о целесообразности привлечения работника к дисциплинарному наказанию из перечня, предусмотренного ст. 192 ТК РФ;
- срок, в течение которого возможно наложение взыскания, не должен превышать по общим правилам одного месяца;
- по окончании изучения собранных материалов и принятии решения о наказании работника издается приказ о наложении дисциплинарного взыскания, который необходимо объявить работнику под роспись.
То есть служебным расследованием дисциплинарного проступка можно считать процесс изучения всех названных выше материалов, доказывающих событие нарушения, его последствия, вину работника, смягчающие обстоятельства и прочие моменты, важные для применения к работнику взыскания.
Прямую обязанность работодателя проводить проверку для установления размера и причин ущерба, причиненного ему работником, устанавливает ст. 247 ТК РФ.
Эта проверка, именуемая практиками служебным расследованием, должна быть проведена обязательно перед принятием решения о возмещении ущерба конкретными работниками.
Проводиться она может комиссией, созданной приказом работодателя, с привлечением специалистов (юрисконсульта, экономиста, кадровика).
В ходе расследования необходимо установить обязательные моменты, без которых невозможно правомерное взыскание ущерба с работника:
- нет ли обстоятельств, исключающих его матответственность (ст. 239 ТК РФ);
- были ли действия/бездействие работника, причинившие вред имуществу работодателя, противоправными (нарушены ли им закон, или условия трудового договора, или иные нормы);
- есть ли его вина (умысел или неосторожность) в ущербе;
- присутствует ли причинная связь между поведением сотрудника и ущербом;
- причинен ли работодателю прямой действительный ущерб.
Размер такого ущерба может быть установлен в ходе инвентаризации путем выявления расхождений между фактическим наличием имущества и данными регистров бухгалтерского учета (ст. 11 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»).
При этом перечень подлежащих инвентаризации объектов, а также случаи, сроки и порядок ее проведения работодатель определяет самостоятельно (кроме случаев обязательного проведения инвентаризации).
Комиссия, проводя проверку, обязательно истребует от работника письменное объяснение. Если же работник отказывается или уклоняется от объяснений, то составляется соответствующий акт об отказе.
Итогом проверки, проведенной в порядке ст. 247 ТК РФ, является акт служебного расследования.
При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.
Как правило, такая проверка проводится в случаях:
- недостачи при инвентаризации;
- жалобы со стороны клиентов или персонала;
- нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
- нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
- разглашения коммерческой информации;
- нанесения материально ущерба организации или работникам;
- получения и дачи взятки;
- иных злоупотреблений.
Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.
Итак, приведем образец служебного расследования в отношении работника.
Работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Например, если речь идет о хищении, в составе комиссии наверняка окажется представитель бухгалтерии, службы безопасности и подразделения, где хищение было выявлено. Часто возглавляет комиссию либо руководитель, либо внутренний аудитор.
Действия комиссии и результаты ее работы
Собственно деятельность комиссии напрямую не регулируется, однако должна соответствовать целям расследования. Для применения материальной ответственности к работнику это будет установление размера ущерба и причин его возникновения. Отраслевые же акты могут устанавливать и регламент проведения проверок, регулируя включение в проверку определенных мероприятий, ее сроки (см. упоминавшийся выше порядок № 161).
В рамках своих полномочий комиссия:
- берет объяснения у работника, его коллег, непосредственного руководителя;
- составляет акты об отказах в даче объяснений, отсутствии работников на рабочем месте;
- исследует имеющиеся документы — как внутренние, так и полученные извне (судебные акты и акты административных органов, письма контрагентов и др.).
Результатом служебного расследования обычно становится заключение или акт комиссии, в котором последняя излагает свои выводы о предмете расследования:
- какое нарушение было совершено;
- к какой ответственности рекомендуется привлечь виновного работника.
Проступки, требующие проведения служебного расследования
Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность.
Прогул или неявка на рабочее место
Оформляется акт, который ежедневно по факту отсутствия сотрудника на рабочем месте, будет дополняться служебными записками, копиями об отсутствии отметок о приходе и уходе подчиненного в соответствующем журнале, уведомлениями о врученных заказных письмах с вызовом на работу и другими документами.
Явка на работу в нетрезвом виде, под действиями наркотиков
По факту явки на рабочее место сотрудника в нетрезвом виде либо под воздействием наркотических препаратов составляется акт, дополняемый объяснительной самого подчиненного, специальным актом медицинского учреждения и подписями не менее двух свидетелей. Сотрудник имеет право, в соответствии с российским законодательством, требовать прекращения освидетельствования либо просто отказаться от него.
Срок проведения служебного расследования
Срок проведения служебной проверки законом не установлен. Но привлечение сотрудника к дисциплинарному наказанию возможно не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что срок расследования (от даты обнаружения пропуска и до даты применения взыскания к сотруднику) не должен превышать 1 месяц.
В этот период не включается время, когда сотрудник болел или находился в отпуске и время, необходимое на учет мнения профсоюзной организации.
Максимальный срок проверки, с учетом указанных выше обстоятельств, не должен превышать 6 месяцев. Если проводилась ревизия или аудиторская проверка, срок проверки не должен превышать 2 лет (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
В каких случаях проводится служебное расследование
Вообще, неприятную ситуацию служебного расследования может инициировать работодатель при малейших своих подозрениях на какое-либо отклонение. Чаще всего служебные расследования возникают в следующих отклоняющихся от нормальной работы случаях:
- При проведении плановой инвентаризации были выявлены недостачи. Будут предприняты действия, для того чтобы выяснить ее причины.
- При приеме обращения от работников или постоянных клиентов организации. Это могут быть также постоянные жалобы от какой-либо категории обращающихся клиентов.
- Нарушение одним или группой работников принятых правил. Это могут быть нормы, прописанные в трудовых договорах, должностных инструкциях. Например, прогул – отсутствие на работе какого-либо сотрудника в рабочее время более 4 часов.
- Выход сотрудников за рамки, очерченные локальными актами, например, техники пожарной безопасности.
- В случае, когда принципиально важная для ведения бизнеса информация каким-то образом попала к конкурирующим организациям.
- Был нанесен моральный или материальный вред отдельным сотрудникам или компании в целом.
- Был установлен факт получения, дачи взятки.
Естественно, это далеко не все причины, побуждающие к проведению расследования. Но большая часть случаев в них вписывается. Некоторые из ситуаций подробно описаны в существующем законодательстве. Например, 247 статья Трудового кодекса посвящена действиям работодателя, если ему был нанесен ущерб.
Порядок проведения расследования
Для производства служебного расследования должна быть обязательно сформирована комиссия. Обычно комиссия состоит не менее чем из трех человек. Как правило, комиссию возглавляет либо начальник службы безопасности, либо начальник службы персонала. В состав комиссии включаются специалисты службы безопасности, специалисты службы персонала и представители профсоюзной организации. В комиссии не может быть непосредственного руководителя того работника, в отношении которого проводится служебное расследование, и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Это необходимое условие для соблюдения объективности и исключения предвзятости в проводимом расследовании.
Трудовой кодекс в определении порядка проведения служебного расследования указывает на определенные требования в самой процедуре (ст. 193 ТК РФ). В этой статье указан перечень фактов, которые подлежат расследованию. Также в Постановлении Пленума ВС РФ N 2 даны уточнения данного перечня: предшествующее поведение работника и его отношение к труду.
Таким образом, в ходе служебного расследования целесообразно получить ответы на следующие вопросы:
- факт нарушения дисциплины труда (когда, где и какими средствами он был совершен);
- кто является виновником нарушения дисциплины труда (ч. 1 ст. 192 ТК РФ);
- какие обстоятельства и причины привели к совершению проступка (ч. 5 ст. 192 ТК РФ);
- какова тяжесть совершенного проступка и последствия нарушения дисциплины труда (ч. 5 ст. 192 ТК РФ);
- наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность виновного лица;
- каково было предшествующее поведение работника и его отношение к труду.
Первым шагом работы комиссии при проведении служебного расследования является выявление виновного в нарушении трудовой дисциплины и обстоятельства ее нарушения. Далее комиссия должна доказать вину нарушителя, тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
При выявлении лица, допустившего дисциплинарный проступок, комиссия должна затребовать от работника объяснение в письменном виде. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется председателем комиссии. Требование оформляется в виде уведомления (см. пример 2). В уведомлении кратко сообщается о факте происшествия, приводятся данные на работника, от которого требуется объяснение, и перечисляются вопросы, на которые он должен ответить. При получении данного уведомления работник обязан расписаться в отметке о получении.
Служебное расследование по Трудовому кодексу: алгоритм
Порядок действий при осуществлении расследования:
1. Создание комиссии и издание приказа. Обычно в комиссии состоит не меньше 3 человек: например, юрист, экономист и кадровый работник.
2. Непосредственная работа комиссии с изучением всех сторон дела, сбором доказательств, опросом свидетелей и т.д.
3. Если известен виновный сотрудник, он пишет объяснительную записку.
4. Подготовка акта расследования и его подписание всеми участниками разбирательства.
При расследовании устанавливаются обязательные моменты, без которых взыскание ущерба невозможно:
- причинен ли фактический ущерб и в каком размере,
- наличие материальной ответственности по статье 239 ТК РФ,
- присутствие виновных действий или бездействия работника,
- наличие связи между действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.
Служебное расследование по Трудовому кодексу: алгоритм
1. Создание комиссии и издание приказа. Обычно в комиссии состоит не меньше 3 человек: например, юрист, экономист и кадровый работник.
2. Непосредственная работа комиссии с изучением всех сторон дела, сбором доказательств, опросом свидетелей и т.д.
3. Если известен виновный сотрудник, он пишет объяснительную записку.
4. Подготовка акта расследования и его подписание всеми участниками разбирательства.
При расследовании устанавливаются обязательные моменты, без которых взыскание ущерба невозможно:
- причинен ли фактический ущерб и в каком размере,
- наличие материальной ответственности по статье 239 ТК РФ,
- присутствие виновных действий или бездействия работника,
- наличие связи между действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.
Фактически, служебное расследование – это непосредственная процедура изучения материалов дела, которые доказывают виновность нарушителя.
Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после Акта об отсутствии на рабочем месте при намерении уволить работника за прогул.
Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.
Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с Актом об отказе от получения). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась (Акт об отказе от подписи).
Приказ составляется на основании унифицированного образца. Но в него допускается вносить свои корректировки. Обязательно в распоряжении должны иметься сведения:
- наименование компании
- личные данные специалиста, который написал докладную записку
- сведения о работнике, подозревающегося в совершении правонарушения
- ссылка на записку
- сведения о лицах, ответственных за проведение расследования и включенных в состав комиссии
На приказе обязательно проставляется дата составления и подпись руководства.
Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД
Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.
При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.
Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:
- Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
- Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
- Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
- После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
- По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
- Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны