Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство и патронаж в гражданском праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Что такое опека и попечительство
По сути данные термины имеют одинаковое определение. Разница заключается только в возрасте подопечного. Опека оформляется над ребёнком, который не достиг 14 летнего возраста. Попечительство назначается над частично дееспособными детьми (от 14 до 18 лет). С 18 лет человек считается полностью дееспособным и не нуждается в опеке (исключение — наличие психологических или физических проблем со здоровьем).
По общим правилам у одного ребенка может быть только один опекун (попечитель). Лица, которые не состоят в законном браке, не могут быть опекунами одного ребёнка. При этом наличие законно зарегистрированного брака не является обязательной нормой. Граждане, которые не имеют супруга (супругу) могут быть оформить опеку над несовершеннолетним.
Данная форма устройства значительно отличается от усыновления. Согласно ст. 125 СК, усыновление производится только по решению суда. Опека и попечительство над несовершеннолетним устанавливается соответствующим муниципальным органом. По правовому статусу усыновление приравнивается к родству по рождению.
Тайна усыновления охраняется законом (в соответствии со ст. 139 СК РФ). Опека и попечительство — открытая процедура, при которой несовершеннолетний имеет право видеться и общаться с кровными родственниками.
Особенности правового статуса опекаемого ребенка
Обычно в замещающей семье опекаемого ребенка любят, как родного. Но с юридической точки зрения у него остаются права и обязанности по отношению к кровной семье. Ребенок претендует на наследство кровных родителей и обязан содержать их после наступления совершеннолетия, если они окажутся недееспособными.
- Права и обязанности попечителя и опекаемого прекращаются, как только последнему исполняется 18 лет.
- Если попечитель умирает, то его статус не переходит к родственникам — им придется повторить процесс оформления документов, для того, чтобы оставить ребенка в семье.
- Опекун должен управлять имуществом опекаемого в его интересах. Например, если у ребенка есть денежные активы, необходимо обеспечить их сохранность от инфляции.
- Опекун должен отчитываться об управлении активами опекаемого, а также о расходовании пособий на него.
- Опекаемый имеет право на получение жилья от государства, только если за ним не закреплена никакая недвижимость.
- Опекаемый имеет право поступить в ВУЗ вне конкурса.
- Опекаемый не наследует имущество опекуна, если тот не составил в отношении него завещание.
Если вы решили получить право опеки над ребенком, но не знаете, с чего начать процедуру оформления — обратитесь в наше агентство. Наши юристы проконсультируют вас по условиям и порядку передачи детей в семью. Если органы опеки отказываются поставить вас на учет в качестве кандидата в опекуны, мы поможем подготовить письменное обращение с обоснованием неправомерности их действий. Также наши юристы помогут подготовить исковое заявление в случае нарушения закона органами опеки, руководством учреждения соцзащиты, кровными родственниками опекаемого ребенка.
Что учитывается при выборе опекунов и попечителей
При выборе опекунов или попечителей соответствующие службы учитывают различные факторы. Их можно подразделить на три большие группы:
- материальные;
- правовые;
- медицинские.
Материальные | Правовые | Медицинские |
заработная плата | отсутствие судимости | крепкое здоровье |
размер пенсии | отсутствие открытых дел | отсутствие психических заболеваний |
суммы социальных выплат | ||
Опекуны и попечители. Установление опеки.
Опекун (попечитель) назначается органами опеки и попечительства по месту жительства нуждающегося в опеке лица. Это происходит в течение месяца с момента, когда стало известно о такой необходимости. Началом месячного срока служит день вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о лишении родителей родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или день вступления в силу приговора суда относительно родителей ребенка.
Датой утраты родительского попечения признается день смерти одинокой матери, последнего из родителей и т. д. В случае если дату возникновения потребности в опеке (попечительстве) установить невозможно, она соответствует дню составления акта обследования уполномоченным на это лицом. При обращении потенциального опекуна (попечителя) в органы местного самоуправления с просьбой о его назначении, месячный срок исчисляется со дня подачи такого заявления.
При определенных обстоятельствах опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства, расположенным по месту жительства опекуна (попечителя). Например, если он уже перевез нуждающегося в помощи гражданина к себе в дом или не имеет возможности долго пребывать в доме своего подопечного. Если опека оформляется по месту жительства опекуна (попечителя), то все необходимые документы он получает по месту принятия постановления об опеке, однако затем личное дело подопечного пересылается по месту жительства подопечного.
Если нуждающемуся в опеке или попечительстве опекун (попечитель) в течение месяца не назначен, исполнение обязанностей по опеке временно возлагается на сам орган опеки и попечительства. Эти обязанности органы опеки несут столько времени, сколько потребуется для поиска и назначения опекуна (попечителя) или подбора соответствующего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении. При принятии решения о назначении опекуна (попечителя) орган местного самоуправления выдает ему экземпляр постановления и удостоверение опекуна.
Органы опеки и попечительства
Органы попечительства и опеки (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.
Органы опеки и попечительства РФ — это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.
Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.
Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:
- определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
- подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
- установление попечительства и опеки;
- предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
- заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
- предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
- проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
- защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.
В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:
- контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
- освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
- оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.
А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.
Право на управление имуществом
Обычно попечительство устанавливается над несовершеннолетними и недееспособными гражданами. Однако существует отдельное направление, предусматривающее защиту имущества. В этом случае на попечителя возлагаются обязанности по заботе и воспитанию владельца движимого или недвижимого объекта.
Обеспечение сохранности имущества выступают как второстепенные функции. Однако это не смягчает требования, которые предъявляются лицу, берущего на себя подобные обязательства. Если представитель уполномоченного органа сделает вывод, что человек не выполняет задачи по охране недвижимости подопечного или нецелесообразно распоряжается материальными ценностями, может быть составлен соответствующий акт о возмещении убытков. Произведен расчет. В иной ситуации в его отношении могут быть применены санкции.
Прекращение попечительства
Попечительство прекращается, если:
-
между сторонами возникла конфликтная ситуация, неподдающаяся разрешению;
-
помощник добровольно сложил с себя обязанности;
-
закончился срок договора или попечительство было отменено судом;
-
попечитель отстранён от исполнения обязанностей органами опеки в результате выявления фактов нарушений полномочий.
Что такое опека над родителями
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», опекой признается форма устройства лиц, лишенных судом дееспособности, при которой органы опеки назначают таким лицам опекуна. Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ, признание недееспособности осуществляется в судебном порядке и лишь в отношении лиц, которые в силу страдания психическим заболеванием не в состоянии отдавать отчет о своих действиях. Поэтому ответ на вопрос, можно ли оформить опекунство над матерью, зависит от наличия у нее психического расстройства, а также наличия решения суда о признании ее недееспособной. В случае ограничения дееспособности допускается лишь установление попечительства, которое предусматривает ограниченные полномочия опекуна.
Оформляя опеку над родителем, сын или дочь становится его законным представителем, выступая от его лица в отношениях с другими субъектами, а также исполняя вместо него все юридически значимые действия.
Согласно ст. 31 ГК РФ, делается это с целью защиты прав и интересов опекаемого. Установление опекунства осуществляется по решению органа опеки, на основании поданного лицом, желающим стать опекуном, заявления.
Требования к личности опекуна и попечителя
Опекун – это лицо, которое осуществляет заботу о ребенке, который остался без попечения своих родителей, а также о взрослых, признанных недееспособными. Эта опека длится до тех пор, пока он не достигнет совершеннолетия. Попечитель назначается только лица в возрасте от 14 лет, которых государство признает дееспособными лишь частично.
Опекуны не приравниваются к родителям в юридическом смысле, но в целом выполняют их функции. Многое зависит от личности опекуна, к примеру, органы опеки могут отдать предпочтение человеку, не состоящему в родстве с подопечным, хотя у того есть родственники. Назначение постороннего человека опекуном может произойти, если родственники не подходят на эту роль или не выполняют требования органа опеки.
Условия подбора опекунов установлены законодательством Российской Федерации. Взять ребенка под опеку может только совершеннолетний гражданин, признанный дееспособным. Требования, предъявляемые к личности такого кандидата, достаточно серьезны. Первоочередное право на опеку над ребенком, не достигшим совершеннолетия, или над недееспособным взрослым имеют его ближайшие родственники.
В первую очередь органы опеки и попечительства обращают внимание на:
- Личные качества лица, которое собирается оформить опекунство. Если обнаружится, что нравственность будущего опекуна не соответствует требованиям, в передаче ребенка на воспитание могут отказать.
- Возможность лица выполнять свои обязанности представителя. Особо важными являются его педагогические способности и положительное влияние на подопечного.
- Качество отношений между ребенком и возможным опекуном. Также учитывается отношение к ребенку ближайших родственников лица.
- Мнение ребенка по поводу личности опекуна и его желание. Если ребенку исполнилось 10 лет, то его мнение учитывается обязательно.
Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей осуществляется за счет государства. При этом никаких дополнительных выплат после назначения непосредственно опекуну или попечителю законодательством не предусмотрено. Выплачиваются только пособия на ребенка.
Но в некоторых случаях органы опеки могут назначить дополнительные выплаты за счет фондов социальной помощи и т. д. Что касается имущества ребенка или взрослого подопечного, то в исключительных случаях опекун имеет право пользоваться им в своих интересах. Но только на основании заключенного договора.
Основания для назначения опекуна
Опекун может быть назначен в тех случаях, когда родители несовершеннолетнего:
- умерли;
- признаны судом безвестно отсутствующими;
- лишены или ограничены в родительских правах;
- решением суда признаны недееспособными;
- не могут содержать своего ребенка в силу длительной серьезной болезни;
- длительное время отсутствуют (к примеру, находятся в длительной командировке, либо судом им назначено наказание в виде лишения свободы и они находятся в МЛС);
- отказались от ребенка;
- создают постоянную угрозу их жизни и здоровью;
- сами являются несовершеннолетними в возрасте младше шестнадцати лет.
Для совершеннолетних граждан основанием для назначения ему опекуна может стать только лишение его дееспособности по суду.
Порядок и нюансы оформления
Для того чтобы стать официально попечителем над юным представителем Российской Федерации предусматривается установленный порядок, а кроме того процедура сопряжена с целым рядом нюансов. На практике алгоритм выглядит следующим образом:
- Прежде всего, предстоит выбрать ребенка для последующего принятия на обеспечение и воспитание.
- Далее предстоит пройти соответствующие курсы, где впоследствии будут проверены знания на правила воспитания.
- Впоследствии подготавливаются необходимые документы, после чего подается заявление в органы попечительского совета.
- При одобрении заявки начинается процедура рассмотрения и оформления попечительства над подопечными.
- Следующим этапом подается исковое заявление в суд при предоставлении разрешения из соответствующей инстанции.
- Впоследствии предстоит дождаться вступления в силу постановления суда, после чего оформить соответствующий документ об усыновлении в ЗАГСе.
- Далее осуществляется регистрация несовершеннолетнего по месту жительства, а кроме того передается отчет в инстанцию опеки.
В соответствии с действующим законодательством, также предусматривается регулярная отчетность перед соответствующими органами, которые будут оценивать правильность воспитания и соблюдения, законных прав ребенка его приемными родителями.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако не всегда можно выяснить, какие именно подразделения органов местного самоуправления выполняют те или иные конкретные функции.
Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР в ст. 120 указывал, что «органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов». При этом осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования — в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения — в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения — в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Такое же распределение функций по опеке и попечительству было закреплено в Положении об органах опеки и попечительства РСФСР .
Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 // СП РСФСР. 1986. N 15. Ст. 109.
Данные акты утратили силу. Ст. 34 действующего Гражданского кодекса РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» : «Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Семейный кодекс РФ, устанавливая правила защиты интересов несовершеннолетних членов семьи, в ст. 121 также указывает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.