Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сам счетчик и весь комплекс работ — установка прибора учета и опломбировка — для потребителя бесплатны. Но лишь в тех случаях, когда это осуществляется в порядке исполнения обязанности поставщика по замене вышедших за сроки эксплуатации, поверки, неисправных приборов учета и установке приборов (там, где потребитель ранее сам не выполнил эту обязанность).
Кто меняет счетчики электроэнергии
Кто именно будет менять счетчик, будет зависеть от того, с кем у граждан заключен договор и где они живут. Член Общественного совета при Минстрое советует: в случае если прибор вышел из строя, у него истек срок эксплуатации или межповерочного интервала, необходимо оставить соответствующую заявку:
- жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком (ГП), необходимо обращаться непосредственно в компанию;
- жителям многоквартирных домов, не имеющим прямых договоров с ГП, необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг в доме;
- жителям частного сектора — в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2021 по делу № А72-12907/2020
Если отсутствует техническая возможность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), то прибор учета должен быть установлен в месте, в котором имеется техническая возможность установки такого прибора, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.
По мнению суда, с внесением изменений в Основные положения № 442 постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554, правовой подход в данной части не изменился.
Положения абзацев 1-3 пункта 136 Основных положений № 442 нельзя толковать как исключающие право и возможность сетевой организации установить прибор коммерческого учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя в иных случаях, нежели при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации (срока поверки) прибора учета.
Ответственность за обеспечение коммерческого учета электрической энергии в отношении потребителей по-прежнему возлагается на сетевые организации.
Правила о приоритетности выбора прибора учета также установлены пунктом 142 Основных положений № 442 в новой редакции; они соответствуют правилам, установленным ранее в пункте 156 Основных положений N 442 (в прежней редакции).
Таким образом, для случаев установки сетевой организацией приборов учета до и после 1 июля 2020 года следует, по мнению суда, придерживаться единой правовой позиции.
Как установлено судом, ранее приборы учета у вышеназванных потребителей были установлены не на границе балансовой принадлежности, а на удалении от нее. При этом доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности в материалы дела не представлено.
Поскольку приборы учета установлены сетевой организацией на границе балансовой принадлежности, они обеспечивают более точный учет потребляемой электроэнергии, с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки.
Не согласование потребителем и гарантирующим поставщиком приборов учета в договорах энергоснабжения и в контракте на поставку электрической энергии в целях компенсации потерь не является основанием для того, чтобы не принимать показания данных приборов учета при определении объемов потребления конечных потребителей, объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и объемов фактических потерь электрической энергии в сетях ответчика.
С учетом изложенного, вновь установленные сетевой организацией приборы учета должны быть признаны расчетными во взаимоотношениях между гарантирующим поставщиком, сетевой организацией и потребителями.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020
Исходя из норм Основных положений № 442, недопуск представителей потребителя к расчетным приборам учета, установленным на объектах электросетевого хозяйства третьих лиц, не является основанием для применения расчетного способа для определения объема потребления электрической энергии (мощности).
Напротив двухкратный недопуск представителей сетевой организации к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета, а также непредставление показаний приборов учета влекут применение расчетного способа определения объема потребления электрической энергии (мощности).
Редакция спорного пункта договора, предложенная ответчиком, не в полной мере согласуется с требованиями Основных положений № 442, поскольку в качестве основания для применения расчетного способа она предусматривает непредставление потребителем акта снятия показаний приборов учета. В спорном случае потребитель не является ответственным лицом за снятие и предоставление показаний расчетного прибора учета.
Что нового появляется в документации
В Правилах теперь есть обязанности потребителя ежегодно, до 1 января, направлять в сетевую организацию:
- списки работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств;
- сведения об ответственном за электрохозяйство и его заместителе.
При изменении в данных обновленная информация передается в сетевую компанию не позднее чем за 1 рабочий день до допуска к работе новых лиц или ввода в действие корректировок.
Новые Правила вступают в силу 7 января 2023 года. Рекомендуем подать сведения в сетевую компанию 9 января 2023 года — в первый рабочий день нового года.
В части общих требований новые Правила для потребителей во многом стали аналогичны Правилам эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденных Приказом Минэнерго от 19.06.2003 № 229.
Во-первых, появилась норма о наличии в каждом структурном подразделении утвержденного перечня технической документации, который должен обновляться раз в три года. Он составляется с учетом п. 27 ПТЭЭП. В такие же сроки пересматриваются электрические (технологические) схемы (чертежи) на соответствие эксплуатационным.
Во-вторых, потребитель должен разрабатывать производственные инструкции:
- по эксплуатации электроустановок;
- по производствам переключений в ЭУ;
- по ведению оперативных переговоров;
- по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима в электроустановках.
Структура и объём ПТЭЭП
Первое, что замечаешь при сравнении старых и новых ПТЭЭП – это объем. Он сократился на 90%! В старых Правилах было 274 страницы, а в новых их всего 27.
Кроме того, новые Правила меньше приложений и они менее объёмные. В старых ПТЭЭП большую 146 страниц занимали именно приложения, а сами Правила всего 128.
Второе – структура. Новые ПТЭЭП проще по структуре – в них есть только главы, тогда как в старых были не только главы, но и разделы и более трёх десятков приложений, на которые приходился больший объем документа.
В новые ПТЭЭП не включены требования, рассматриваемые в ПОТЭУ, ПТЭЭС, Правила работы с персоналом, Правила переключений в электроустановках и прочих.
Так, в новые ПТЭЭП не вошли требования всех 12 глав раздела 2 старых ПТЭЭП, регламентирующие требования по организации и осуществлению эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей:
- силовых трансформаторов и реакторов;
- распределительных устройств и подстанций;
- воздушных линий электропередачи и токопроводов;
- кабельных линий;
- электродвигателей;
- устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей;
- заземляющих устройств;
- защит от перенапряжений;
- конденсаторных установок;
- аккумуляторных установок;
- средств контроля, измерений и учёта;
- электрического освещения.
Эксплуатацию указанного оборудования следует выполнять в объёме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в ПТЭЭСС.
До минимума сокращены нормы, регламентирующие переключения в электроустановках, диспетчерское и оперативное управление, а также требования к персоналу, которые перекочевали в Правила работы с персоналом, где раскрыты глубоко и подробно.
Кроме ранее указанного раздела 2, в новые ПТЭЭП не вошли:
- главы 1.5 – 1.8 из раздела 1 старых Правил;
Глава 1.5. Управление электрохозяйством |
Глава 1.6. Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция |
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований |
Глава 1.8. Техническая документация |
Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей
Пожалуй, это самый посещаемый специалистами раздел старых ПТЭЭП.
Структура старых ПТЭЭП | Структура новых ПТЭЭП |
Раздел 1. Организация эксплуатации электроустановок | – |
Глава 1.1. Общие требования | 1. Общие положения |
Глава 1.2. Обязанности, ответственность потребителей за выполнение правил | 2. Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей |
Глава 1.3. Приёмка в эксплуатацию электроустановок | 3. Техническая документация |
Глава 1.4. Требования к персоналу и его подготовка | 4. Требования к персоналу |
Процесс оформления компенсационных выплат за электричество
Лицу, относящемуся к категории льготников, следует воспользоваться своим правом на получение компенсации за электричество. Для этого ему потребуется передать пакет документации в соцзащиту. В список обязательных бумаг для оформления льготы включены:
- паспорт РФ заявителя;
- документ-основание, который подтверждает право получения компенсации;
- СНИЛС;
- справка о составе семьи;
- медсправка о подтверждении статуса инвалида (при необходимости);
- справка, доказывающая отсутствие долгов за электроэнергию;
- заявление, заполненное по образцу, на получение льготы;
- реквизиты личного счета из банка для перечисления компенсационных выплат.
Продемонстрируем логике скидок на примере одинокого инвалида. Допустим, он проживает в квартире, оборудованной электроплитой Норма для этого гражданина — 80 кВт/ч.
Скидка будет учитываться по следующей логике:
- Если израсходовано менее указанной нормы, то оплатить придется 50% использованной электроэнергии. Когда показания счетчика 60, то считается так: :60 кВт х 50% = 30 кВт.
- Если израсходовано более нормы (пусть это будет 130 кВт), то подсчет иной. Необходимо для начала вычесть из общих показаний норматив: 130 — 80 = 50. По льготе будет 50%. Следовательно, платить на общих основаниях придется за 40 кВт из 80 кВт. К ним следует присовокупить потребление, превышающее норму. 40 кВт + 50 кВт = 90 кВт.
- В деньгах на март 2017 года:
90 кВт х 3,52р. = 316,80 р. (здесь 3,52 — цена за киловатт).
Какие документы необходимы
Для подтверждения прав на льготу инвалиду необходимо представить в отдел соцзащиты пакет документов:
- Собственный гражданский паспорт.
- Свидетельство о временной регистрации или справку о месте фактического проживания, если оно отличается от указанного в паспорте.
- Заявление на получение компенсации установленного образца.
- Справку № 9 из паспортного стола о количестве проживающих на конкретной жилой площади.
- Документ из МСЭ, подтверждающий наличие у заявителя инвалидности 2 группы.
- Справку об отсутствии задолженности по ЖКУ. Получают документ в управляющей компании или у ответственного лица в ТСЖ.
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
Подключение юридических лиц
Прежде всего, подключение коммерческих компаний и ИП к электрическим сетям не может быть льготным (550 рублей за мощность до 15 кВт), пакет документов будет толще, согласований – больше, а минимальной мощности потребления для бизнеса обычно мало.
— При разрешенной выделенной мощности до 150 кВт – оплата по стандартной тарифной ставке;
— При разрешенной мощности более 150 кВт – по индивидуальному проекту.
При переводе жилого помещения в нежилое (например, магазин в жилом доме), предпринимателю необходимо предоставить в сетевую компанию подтверждение согласия управляющей компании, которая обслуживает дом на смену статуса помещений.
Если вам необходимо быстрое, успешное и недорогое подключение к электрическим сетям в Москве и МО, обратитесь к специалистам компании «ЭЛЕКТРИМ». Наши инженеры выполнят необходимые изыскания и расчеты, подготовят грамотную проектную документацию, выполнят обязательные согласования, получат технические условия и помогут подобрать оптимально функциональное оборудование для технологического присоединения к электрической сети на выгодных условиях.
Тарифы на электроэнергию для населения в Москве. Действуют с 1 января 2022 года
01.07.2022
Свет / Тарифы на электроэнергию
Архив тарифов можно посмотреть здесь.
Какой именно вид тарифов вам нужен? Ответ смотрите здесь.
- 1. Тарифы на электричество для населения, проживающего в Москве в домах, оборудованных газовыми плитами
- Одноставочный тариф на электроэнергию
- Тариф на электроэнергию, дифференцированный по двум зонам суток
- 6.81 руб за 1 кВт.ч — дневная зона (с 7 до 23 часов)
- 2.48 руб за 1 кВт.ч — ночная зона (с 23 до 7 часов)
Тариф на электроэнергию, дифференцированный по трем зонам суток
- 7.10 руб за 1 кВт.ч — пиковая зона (с 7 до 10 и с 17 до 21 часа)
- 5.92 руб за 1 кВт.ч — полупиковая зона (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов)
- 2.48 руб за 1 кВт.ч — ночная зона (с 23 до 7 часов)
- 2. Тарифы на свет для населения, проживающего в Москве в домах, оборудованных электрическими плитами и (или) электроотоплением
- Одноставочный тариф на электроэнергию
- Тариф на электроэнергию, дифференцированный по двум зонам суток
- 5.92 руб за 1 кВт.ч — дневная зона (с 7 до 23 часов)
- 1.74 руб за 1 кВт.ч — ночная зона (с 23 до 7 часов)
Тариф на электроэнергию, дифференцированный по трем зонам суток
- 6.18 руб за 1 кВт.ч — пиковая зона (с 7 до 10 и с 17 до 21 часа)
- 5.15 руб за 1 кВт.ч — полупиковая зона (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов)
- 1.74 руб за 1 кВт.ч — ночная зона (с 23 до 7 часов)
Третья ценовая категория
Для кого? | Для всех предприятий |
Как производится расчет | Сумма стоимости электроэнергии за каждый час плюс стоимость мощности |
Условие | Необходима установка приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления |
Тариф на услуги по передаче | Одноставочный |
Шестая ценовая категория
Для кого? | Для всех предприятий |
Как производится расчет | Потребитель планирует свое потребление на месяц по каждому часу и предоставляет данные поставщику. Стоимость потребления складывается из суммы фактической стоимости электроэнергии по каждому часу, суммы отклонений от плана и стоимости мощности |
Условие | Необходима установка приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления |
Тариф на услуги по передаче | двухставочный |
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.