Инвентаризация перед годовой отчетностью за 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация перед годовой отчетностью за 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Инвентаризация материальных запасов.

В ходе инвентаризации материальных запасов комиссия в присутствии материально ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся в помещении материальные ценности. При этом не допускается внесение в описи сведений об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Материальные запасы (в том числе товары и готовая продукция) вносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества, артикула, сорта и других данных.

Данные по таре должны вноситься в инвентаризационные описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию. На тару, пришедшую в негодность, комиссия составляет акт на списание с отражением причин порчи.

В отношении нереализованных товаров уточняются суммы наценок (скидок) согласно установленным учетной политикой учреждения размерам сумм наценок (скидок) на соответствующие товары. В случае выявленных расхождений делаются записи в графах 5, 19 инвентаризационной описи.

Отдельно следует провести проверку материальных запасов:

  • находящихся в пути;

  • отгруженных, но не оплаченных покупателями в срок;

  • находящихся на складах других организаций.

Выявлена безнадежная дебиторская задолженность

Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).

В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.

В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).

Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.

Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-03-07/2970, от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).

На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:

  1. Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
  2. Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.

Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-07-11/5018, от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.

Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.

Читайте также:  Смешанный стаж в мвд для выхода на пенсию в 2023 году

На счетах бухгалтерского учета:

  1. Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
  2. Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
  3. Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
  4. Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

Правила осуществления инвентаризации финансовых активов

Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:

  • руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
  • сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
  • оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
  • на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).

Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:

  • сумма просроченной задолженности;
  • сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
  • сумма задолженности учреждения в целом;
  • суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.

Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:

  • информацию о контрагентах учреждения;
  • суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
  • суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
  • сведения о суммах задолженностей учреждения;
  • денежные обязательства;
  • срок исковой давности.

Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.

Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:

  • просроченная задолженность учреждения;
  • кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
  • движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.

Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.

Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).

Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:

  • получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
  • обнаружить ошибки в учете обязательств.

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Как уже было отмечено выше, в результате инвентаризации могут быть выявлены излишки, недостачи имущества, факты несоответствия имущества критериям признания его активом, убытки от обесценения активов или их снижение.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете записей по результатам инвентаризации являются оформленные должным образом ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие факты хозяйственной жизни.

В случае если документы по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, подписаны после отчетной даты, результаты инвентаризации включаются в показатели годовой отчетности исходя из положений учетной политики учреждения о порядке отражения событий после отчетной даты.

Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений

На основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство.

Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:

  • Недвижимое имущество любой формы – для проведения любых операций с ним нужно заручиться документальным согласием официального собственника;
  • Группа движимого имущества – сюда относится ценное имущество, закрепленное собственником за бюджетной организацией, в этом случае также нужно согласие собственника для проведения каких-либо операций;
  • Ценное движимое имущество, оформленное за средства, полученные от официального собственника бюджетной организацией, организации нужно заручиться согласием собственника для проведения операций с участием этого имущества;
  • Ценное имущество, купленное за средства действующей организации, заработанные ею самостоятельно во время различных операций, приносящих прибыль – право распоряжения таким имуществом сохраняется у организации;
  • Прочим движимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.
Читайте также:  Удержание из заработной платы по исполнительному листу

Как отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете

Излишки в бухгалтерском учете приходуются по рыночной стоимости. НДС и акцизы при этом не учитываются. Дата оприходования должна соответствовать дате инвентаризации. Основные проводки по ситуациям, возникшим в результате проведения инвентаризации, отражены в таблице.

Хозяйственная операция Проводка
Дебет Кредит
Выявлены излишки в ходе инвентаризации, а именно
основные средства 08 91 «Прочие доходы»
материалы 10
товары 41
готовая продукция 43
Имущество, выявленное в процессе инвентаризации, оказалось неликвидным
материалы 91 «Прочие расходы» 10
товары 41
готовая продукция 43
списано имущество в пределах норм естественной убыли 20, 23, 25, 44 94
недостача отнесена на материально ответственное лицо 73 94
Недостача удержана из зарплаты материально ответственного лица 70 73
Списан убыток в связи с отсутствием виновных лиц 91 «Прочие расходы» 94

Если в процессе инвентаризации выявилось ненужное, неликвидное, морально устаревшее имущество, его необходимо списать на 91 счет. Для налогового учета все излишки, выявленные в процессе инвентаризации, признаются внереализационным доходом. Это сказано в статье 250 Налогового Кодекса. Их необходимо оприходовать по рыночным ценам без НДС и акцизов. Это сказано в статье 274 Налогового Кодекса РФ. Если в результате инвентаризации обнаружилась пересортица, то в этом случае излишки и недостачи необходимо засчитать между собой. Засчитать между собой излишки и недостачи можно только за проверяемый период, по одним и тем же ценностям у одного и того же материально ответственного лица. По пересортице материально ответственные лица также обязаны предоставить письменные объяснения. Недостача также может быть результатом естественной убыли. Такую недостачу нужно отнести на счет затрат организации.

Инвентаризация недвижимого имущества: порядок проведения

Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей.

Помимо прочего, при инвентаризации недвижимости проверьте наличие документов (свидетельств о государственной регистрации права собственности и др.), подтверждающих право собственности на эти объекты (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). Убедитесь, что реквизиты документа, подтверждающего право собственности, указаны в инвентарной карточке объекта.

Дополнительно проверьте и укажите в описях основные характеристики объектов недвижимости, например (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации):

• по зданиям — их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки;

• по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов;

• по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры;

• по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна;

• по земельным угодьям в сельскохозяйственных организациях — балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации по капитальным вложениям на коренное улучшение земель, а также местонахождение земельных участков и за кем они закреплены (отделение, бригада, другое структурное подразделение) (п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях).

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2022 года

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730. Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2022 год.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2022 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» утвержден приказом Минфина от 15 ноября 2021 г. № 180н.
ФСБУ 5/2019 применяется в обязательном порядке с 2021 года (п. 2 Приказа № 180н).

Утрачивают силу:

  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды, утвержденные приказом Минфина от 26 декабря 2002 г. № 135н.

В свете нового стандарта для целей бухучета запасами считаются активы, которые компания потребляет (использует) или продает в рамках обычного операционного цикла или в периоде не более 12 месяцев.

Порядок проведения инвентаризации основных средств

Этапы проведения проверки и оформления ее итогов подробно описаны в МУ № 49.

На первом из них распоряжением руководителя назначается комиссия, в составе которой входят сотрудники техотделов и бухгалтерии, а председательствует обычно заместитель начальника или главный инженер. Там же устанавливаются причины, временные рамки осуществления проверки, даты ее начала и завершения, виды инвентаризируемых объектов. Обязательным условием при проведении инвентаризации является присутствие всех членов комиссии — отсутствие любого из них ставит под сомнение подлинность результатов, и в дальнейшем они могут быть оспорены. Необходимо и участие лица, ответственного за сохранность активов. Перед началом процедуры он заверяет своей подписью расписку о том, что все документы переданы им в бухгалтерию, а объекты ОС, за сохранность которых он отвечает, оприходованы.

Читайте также:  Правила заполнения трудовых книжек при приеме на работу

На втором этапе в оговоренные сроки проводится проверка имеющихся объектов ОС. Данные о наличии ОС фиксируются в инвентаризационных описях (форма ИНВ-1) в количественном и стоимостном выражении. Каждому объекту ОС в описи отведена отдельная строка, где указывают его наименование, краткую характеристику, инвентарный и заводской номер, а также данные бухгалтерского учета. Кроме того, в описи фиксируют физическое состояние ОС. Если на момент проверки какие-либо объекты (например, автотранспорт) отсутствуют в месте дислокации по причине нахождения в рабочем процессе, то инвентаризируют их до выезда.

Отдельной описью формы ИНВ–10 оформляются на объекты, находящиеся во время инвентаризации в незаконченном ремонте. В этот документ вносят сведения о стоимости этих активов и ремонта. Для арендованных объектов и находящихся на хранении, также формируют обособленную ведомость, в которой указываются документы, подтверждающие право аренды/хранения. Отдельный реестр составляют по объектам, не используемым в работе фирмы из-за невозможности их восстановления или по другим основания. В этом регистре необходимо указать даты ввода этих объектов ОС в эксплуатацию и причины, по которым пользоваться активом нельзя.

Описи по инвентаризации ОС перед формированием годовой отчетности составляются в двух экземплярах, а оформляемые в связи с чрезвычайными ситуациями либо при смене МОЛ – в трех, а при необходимости большем количестве экземпляров.

Полученные итоги сверяются с данными бухучета, и при отклонениях фактического наличия определенных объектов от бухгалтерских данных результаты фиксируются в сличительной ведомости (форма ИНВ-18), которая формируется в 2-х экземплярах, подписывается и передается в бухгалтерию и МОЛ. Ответственные лица обязаны представить комиссии объяснительную записку с изложением причин обнаруженных несоответствий.

Результаты инвентаризации основных средств могут отражаться и в ведомости формы ИНВ-26, где отражаются все установленные излишки и недостачи и указывается метод их отражения в учете (п. 5.6 МУ № 49). Документы, фиксирующие итоги инвентаризации, компания может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике, так как с 01.01.2013 типовые формы первичных документов перестали быть обязательными к применению.

После того, как итоги проверки сформированы, руководитель издает приказ об утверждении результатов инвентаризации ОС и привлечении виновных к ответственности. Это распоряжение становится основанием для фиксации итогов проверки в учете.

в организации — обязательная процедура, позволяющая оценить объем имущества и его фактическое состояние на определенную дату, а следовательно, проанализировать эффективность работы и выявить проблемы в учете.

О том, что такое инвентаризация, для чего она нужна и как ее проводить, читайте далее.

— трудоемкий по времени и трудозатратам процесс. Однако, если не подходить к вопросу формально, данные ревизии могут дать бесценную информацию для:

  1. повышения эффективности использования имущества и управления запасами;
  2. планирования закупок;
  3. проверки соблюдения стандартов хранения имущества;
  4. контроля полноты и корректности учетных операций.

Согласно указаниям Минфина (утв. приказом от 13.06.95 № 49) и Закону о бухучете (от 06.12.11 № 402-ФЗ), инвентаризация — это проверка полноты отражения в учете обязательств и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Рекомендуем прочесть:

Предметом проверки выступают овеществленные и невещественные активы:

  1. деньги в кассе;
  2. расчеты и резервы;
  3. товары на складе;
  4. животные;
  5. векселя и бланки строгой отчетности;
  6. изделия, материалы, сырье;
  7. незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  8. дебиторка, кредиторка и др.
  9. основные фонды, в т.ч. оборудование;

Если налоговики найдут на складе одно количество материальных запасов, а в учете другое, они оштрафуют компанию на 10 тыс. руб. (п. 1, 3 ст. 120 НК РФ). Теперь такой же штраф может получить лично главбух (ст.

15.11 КоАП, письмо ФНС от 06.09.18 № А директор вправе объявить ему еще и выговор за неправильный учет (апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.15 № 33–24615/2015). Задача инвентаризации Выявленные последствия и способы устранения Контроль сохранности активов Если выявленная нехватка в пределах норм естественной убыли (усушки, утряски, утечки), списать в расходы предприятия.

Если же вскрылись хищения — выявить виновных и взыскать недостачу Выявление ТМЦ (продуктов) с истекшим сроком годности Установить фактическое состояние имущества. Если дальнейшее использование невозможно в виду непригодности, следует создать комиссию для списания такого имущества.

Инвентарный номер и особенности его применения

Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.

Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:

  • ОС – основные средства, объекты имущества организации, которые находятся в работе более года, предназначены для производственных нужд, и стоимость которых составляет законодательно определенную величину;
  • нематериальные объекты, активы (НМА) — к ним относят продукты интеллектуального труда, например, технологические разработки, разработки ПО, товарные знаки, фирменные наименования и др.объекты, у которых нет материальной формы, но которые могут в перспективе принести материальную выгоду (см. ГК РФ ст. 1225-1, ПБУ 14/07);
  • непроизведенные объекты, активы – это природные объекты, недра, земли, водные объекты и др.

Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *