Расчет утилизационного сбора по самоходным машинам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет утилизационного сбора по самоходным машинам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 7 марта 2023 года для компаний вступил в силу новый порядок возврата переплаченных сумм утилизационного сбора (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 350). С указанного момента возврат излишне уплаченных утилизационных сборов будет производиться с начислением на сумму переплаты процентов.

Новые правила возврата переплаты

Напомним, ранее законодательство устанавливало однозначное правило, согласно которому проценты с излишне уплаченных и взысканных утилизационных сборов не выплачивались и суммы переплаты не индексировались. Однако Конституционный суд РФ признал данную норму необоснованной и потребовал внести в законодательство соответствующие изменения (постановление от 08.11.2022 № 47-П).

В связи с этим теперь на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора будут начислять проценты. Проценты станут начислять за период со дня, следующего за днем уплаты сбора по день фактического возврата переплаченной суммы, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в указанный период.

Проценты компании-плательщики получат на свой счет в течение 30 календарных дней со дня представления соответствующего заявления. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, ограничена предельными рамками и не может превышать размер переплаченного утилизационного сбора.

Вместе с тем проценты компаниям-плательщикам будут выплачивать далеко не во всех случаях. Проценты можно будет получить, только если переплату признают излишне взысканным утилизационным сбором, а признать ее таковой можно будет либо по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. На сумму денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора, проценты в любом случае начисляться не будут.

Таким образом, рассчитывать на получение процентов компании смогут только тогда, когда переплата происходит на основании поступившего в их адрес уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора. Например, в случаях, когда уведомление на уплату поступает в отношении транспортных средств, за которые не нужно платить утилизационный сбор.

Кто не должен уплачивать утильсбор на спецтехнику?

Утилизационный сбор на спецтехнику не уплачивается в следующих случаях:

  • спецтехника не попала в список колёсных, самоходных ТС и прицепов, облагаемых утилизационным сбором;
  • техника импортирована более тридцати лет назад и не будет применяться в коммерческих целях, при этом оснащена оригинальным кузовом, рамой и двигателем;
  • технику на территорию страны ввезли лица, признанные вынужденными переселенцами, или беженцами, а также участники Госпрограммы по содействию переселению в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • техника принадлежит дипломатическим, или консульским работникам;
  • международным организациям, которые наделены иммунитетом в соответствии с международным правом;
  • транспортное средство привезено по таможенной процедуре временного воза.

Утилизационный сбор на легковые автомобили

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры 2023

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Процессы, которые касаются утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы к ним, регламентируются рядом законодательных актов и нормативов:

  • Федеральным законом № 89-ФЗ, датированным 24.06.98 (актуальная версия от 25.12.18). Начало действия документа в данной редакции от 05.01.2019;
  • Постановлением № 81, принятым Правительством РФ 06.02.16 (актуальная редакция от 11.07.19);
  • Постановлением № 639, датированным 31.05.18 и вступившим в законную силу 13.06.18, которым были внесены определённые изменения в 81-ое постановление;
  • Совместным приказом Минпромторга России (№ 147), Минсельхоза России (№44) и ФТС России (№140), изданным 31.01.17;
  • Совместным приказом Минфина России и ФНС России, изданным 24.10.16. Номер документа MMB-7-3/578@.

Перечень необходимых документов

Утилизационный сбор, вносимый за новую спецтехнику, изготовленную в России, платит производитель. Отметка об этом обязательно проставляется в ПТС на каждое изделие.

Не позднее, чем через три рабочих дня после внесения оплаты, плательщик обязан представить в ФНС произведенный расчет величины сбора с приложением:

  • бланка техпаспорта на каждое изделие;
  • дубликата сертификационного документа, подтверждающего отсутствие необходимости проведения обязательной оценки ее соответствия;
  • дубликатов паспортов на технику, за которую сбор уже внесен, после чего ее переделали таким образом, что настала необходимость оформления нового техпаспорта;
  • копии (дубликата) квитанции, подтверждающей оплату сбора.

В случае оплаты утилизационного сбора в ФТС платеж должен быть проведен в сроки, установленные для процедуры растаможивания. При этом потребуется предоставить:

  • форму расчета величины вносимого сбора;
  • ПТС на технику, за которую осуществляется платеж;
  • копии документов, подтверждающих, что параметры спецтехники идентичны указанным в формуле;
  • договор на покупку;
  • документы, подтверждающие внесение оплаты.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • прицеп выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Я планирую осуществить ввоз прицепа на территорию Российской Федерации. Какие я должен предоставить для расчёта утилизационного сбора?

Для расчёта утилизационного сбора на прицеп, ввозимый на территорию Российской Федерации, Вам необходимо предоставить технические характеристики транспортного веса (в частности массу) и год выпуска, т.к. коэффициент расчёта утилизационного сбора будет очень сильно отличаться для прицепов до 3 лет и старше 3 лет. Да, собственно, и необходимость уплаты утилизационного сбора будет определена массой прицепа (для прицепов массой менее 10 т утилизационный сбор упразднён с 2016 г.).

Вопрос №2. Я имею вид на жительство в Республике Беларусь. Документ выдан 1,5 года назад. Пришло время оплатить утилизационный взнос. Каковы особенности уплаты взносы в моём случае?

В Вашем случае никаких особенностей нет. Вы производите расчёт, уплату утилизационного взноса в порядке, регламентированном законодательством.

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:

  1. Более чем 30-летний возраст транспортного средства. В этом случае должны быть соблюдены 2 условия:
  • некоммерческое предназначение автомобиля;
  • наличие «родных», то есть оригинальных, рамы, кузова и двигателя.
  1. Нахождение транспортного средства в собственности диппредставительств и консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей.
  2. Ввоз автомобиля в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
Читайте также:  Дети войны в Чувашии смогут обратиться за компенсацией по ЖКУ с 1 октября

Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.

Освобождение от сбора

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

  • автомобиль находится в эксплуатации более 30 лет. В этой ситуации должны быть соблюдены два основных условия – автомобиль должен быть некоммерческого назначения, а также важно наличие оригинальной рамы, кузова и двигателя;
  • нахождение автомобиля в собственности у диппредставительств, а также консульств, международных организаций и у сотрудников указанных учреждений и членов их семей;
  • привоз авто на территорию РФ в качестве личного имущества участников уникальной программы по добровольному переселению соотечественников из иных государств.

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Как утилизировали спецтехнику прежде

Следует отметить, что государство никогда не несло затрат на утилизацию на промышленных предприятиях: состарившееся оборудование разбирают на узлы, служащие для последующего ремонта другого оборудования, а оставшийся утиль спецтехники – это металл, который направляется на переработку, сдается на металлолом. В советские времена каждое предприятие, в т. ч. и на Крайнем Севере, имело четкие планы по сдаче черного и цветного лома, за выполнение которых жестко спрашивали с руководителей. Так, горнообогатительный комбинат в Заполярье с добычей 5–6 т золота должен был сдавать ежегодно до 2000 т черного лома.

Утилизация включает в себя также сбор и переработку отработанных масел, а их в каждой тяжелой единице техники сотни литров. Есть проблема с шинами, но сегодня уже существуют технологии производства из покрышек как сырья, так и готовых изделий. Кроме того, отработанные шины являются источниками тепла, хотя сжигание их и не отличается экологичностью, но на Крайнем Севере (выскажу крамольную мысль, которая приведет в ужас «зеленых человечков»): при температуре ниже –50 °С хочется больше думать о том, как согреться, а не об экологии.

Кроме того, в сфере дорожно-строительной техники с длительными, до 20–30 лет, сроками эксплуатации, проблема использования отживших свой срок машин не столь актуальна, как в сфере легковых автомобилей: никто не бросает технику где попало – владельцы сами решают вопрос утилизации, разбирая машины на черный и цветной лом, и получают на этом дополнительный заработок. Есть проблема брошенных на необъятных просторах Крайнего Севера тысяч единиц техники – в условиях резкого роста транспортных расходов металлолом вывозить экономически невыгодно. В российской тундре ржавеют миллионы тонн металла от отжившего свой срок оборудования. Утилизационный сбор мог бы быть справедливой платой за наносимый северной природе ущерб, но бывших владельцев этой техники уже не сыскать.

Новые поборы – новые беды

С начала 2018 г. нас ожидает продолжение ставшей уже эпичной истории утилизационного сбора. Обязательные отчисления на единицу импортируемых и производимых грузовых автомобилей, строительной, дорожной и иной спецтехники увеличатся еще на 15%. Такие показатели в сентябре внесены Минфином в проект бюджета, предложенный для рассмотрения Госдумой. УС на колесные и самоходные транспортные средства, а также прицепы к ним в 2018 г. будет проиндексирован на 15%. Соответствующие изменения предусматривает законопроект № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019–2020 гг.».

Чего стоит ожидать от очередного повышения ставки утилизационного сбора? В первую очередь, к сожалению, повышения цен на новые машины. Второе, продолжится рост спроса со стороны фирм, специализирующихся на сдаче техники в аренду. Но эти богатые организации делают выбор в пользу проверенных импортных брендов. Крупные игроки – государственные и окологосударственные – продолжат наращивать закупку иностранных машин. В-третьих, положение производителей российской техники продолжит ухудшаться. Отечественные предприятия выпускают в основном спецтехнику небольшой единичной мощности и веса, на которую ставки УС особенно высоки в процентном отношении от стоимости. Уже обанкротился ряд российских заводов, дышит на ладан крупнейший концерн «Тракторные заводы». Оставшиеся вынуждены будут бороться за выживание и снижать свои затраты для обеспечения минимальной рентабельности. Несмотря на невысокие по сравнению с импортными цены на продукцию, доля рынка отечественных бульдозеров составила всего 34%.

Читайте также:  Купля продажа квартиры через нотариуса в 2023 году

Новый бюджетный сбор вполне обоснованно был воспринят участниками рынка спецтехники как «контрольный выстрел» в голову отечественного машиностроения.

Сбор по утилизации – важные моменты при покупке

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

Когда можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Верховный Суд постановил, что предприятие не должно платить утилизационный сбор за ввезеные в страну машинокомплекты

ОАО «Ковровский электромеханический завод» ввез на территорию РФ три машинокомплекта сельскохозяйственных колесных тракторов. Таможенный орган потребовал от предприятия уплатить утилизационный сбор в размере 1 125 000 рублей.

Основание предъявления требования: ввезенные товары классифицированы по коду ТН ВЭД 8701 90 390 9, который предусмотрен для колесных сельскохозяйственных тракторов.

Код присутствует в разделе XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

— Реклама —

Завод в добровольном порядке платить сбор отказался. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили правоту таможни.

Суды также указали, что колесные сельскохозяйственные тракторы мощностью силовой установки более 130 лошадиных сил и не более 180 лошадиных сил, классифицируемые по коду 8701 90 ТН ВЭД, включены в Перечень, следовательно, при ввозе самоходных машин, классифицируемых по данному коду, должен уплачиваться утилизационный сбор.

При этом по мнению судов, указание в таможенной декларации на факт ввоза машинокомплектов не лишает эти товары свойств комплектных или завершенных и, соответственно, не исключает обязанность по уплате утилизационного сбора.

  • И тогда предприятие подало жалобу в Верховный Суд РФ.
  • Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. по делу № А11-14919/2017
  • Машинокоплект трактора состоит из следующих частей: кабина в сборе, колеса передние, колеса задние, основание в сборе, капот.
  • По мнению Верховного Суда, нижестоящие инстанции не учли следующее.
  • При решении вопроса об обязанности платить утилизационный сбор во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация которого после окончания эксплуатации будет необходима для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Утилизационный сбор не является таможенным платежом, поэтому отнесение ввозимого товара к коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.

Обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин является наличие соответствующих паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ (пункт 1 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 в ред. от 22.06.2009), в том числе выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию РФ (пункт 2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *