Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый классификатор кодов ОКВЭД-2 от 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коды ОКВЭД-2 (оквэд 2023 года) – это коды Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности, предназначенные для классификации видов экономической деятельности. Кодами ОКВЭД 2 указывают виды деятельности компаний в заявлениях на регистрацию ООО, ИП и других правовых формах, при изменениях вида деятельности компании (добавление или удаление кодов ОКВЭД), при изменениях основного выбранного кода ОКВЭД, также данные коды прописываются в уставах ООО, ПАО, АО при регистрации фирм или внесения изменений.
Код классификатора состоит из двух — шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
- XX — класс
- ХХ.Х — подкласс
- ХХ.ХХ — группа
- ХХ.ХХ.Х — подгруппа
- ХХ.ХХ.ХХ – вид
Сколько кодов ОКВЭД можно указывать в заявлении
Сколько угодно, не возбраняется вписать в заявление хоть весь Классификатор (вопрос только в том – насколько это вам нужно). В лист, где указывают коды ОКВЭД, можно вписать 57 кодов, но таких листов может быть и несколько, в этом случае основной вид деятельности вписывают только один раз, на первом листе.
Обратите внимание, что если выбранный вами код ОКВЭД относится к сфере образования, воспитания и развития детей, медицинского обеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних, то к для регистрации ИП нужна справка об отсутствии судимости (п. 1(к) ст. 22.1 закона № 129-ФЗ). Документ представляется по межведомственному запросу, но чтобы не затягивать процесс регистрации, можно, предварительно уточнив в регистрирующей инспекции такую возможность, справку запросить заранее.
Основной вид деятельности по ОКВЭД
А вот тут надо быть внимательным. Дело в том, что начисление взносов за работников по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний происходит согласно тарифам по основному виду деятельности. Чем к более рисковой (травматичной или провоцирующей профзаболевания) относится деятельность, тем выше тариф страховых взносов.
До 15 апреля года, следующего за отчетным, работодатели должны подать в ФСС документы, подтверждающие основной вид деятельности, в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития № 55 от 31.01.06 года. Организации подают такое подтверждение ежегодно, а ИП – работодатели только в случае, если они изменили основной вид деятельности. Основным считают тот вид деятельности, полученные доходы от которого выше в сравнении с доходами от другой деятельности за прошлый год.
Если подтверждение не подано, то ФСС устанавливает самые высокие тарифы из всех видов деятельности, указанных у страхователя, вот тут-то излишне указанные коды ОКВЭД и могут оказаться очень неуместными.
Краткий минимум, который надо знать про ОКВЭД
- Коды ОКВЭД — это цифровое обозначение видов деятельности, которые заявитель указывает в заявлении о регистрации ИП или ООО.
- Указать в заявлении надо хотя бы один код деятельности, максимальное количество кодов ОКВЭД теоретически ничем не ограничено.
- Нет смысла указывать в заявлении как можно больше кодов (на всякий случай), т.к. при регистрации ИП среди них могут оказаться те, для ведения которых дополнительно к обычному пакету документов надо предъявить справку об отсутствии судимости.
- Если вы выбрали специальный налоговый режим, то при выборе кодов ОКВЭД необходимо учитывать ограничения по видам деятельности на этом режиме.
- При наличии работников основной вид деятельности надо подтверждать в ФСС до 15 апреля: для организаций ежегодно, для ИП только в случае изменения основного кода, т.к. от этого зависят тарифы страховых взносов на работников.
- Ответственности за деятельность по неуказанным кодам ОКВЭД не предусмотрено, но за несвоевременное (в течение трех дней) сообщение об изменении кодов может быть наложен административный штраф до 5 тыс. рублей.
- При отсутствии у вас или вашего контрагента соответствующих кодов ОКВЭД возможны налоговые споры, с отказом уменьшать налоговую базу или применять другую налоговую льготу по сделке.
Код ОКУН | КЧ | Наименование услуги |
---|---|---|
Обновления классификатора ОКУН
Список последних обновлений классификатора представлен в таблице ниже.
Подробный отчёт по изменениям каждой позиции классификатора представлен на странице История изменений позиций классификатора.
Номер изменения | Дата утверждения | Дата введения в действие |
---|---|---|
Изменение 1/95 ОКУН | ||
Изменение 2/95 ОКУН | ||
Изменение 3/97 ОКУН | ||
Изменение 4/98 ОКУН | ||
Изменение 5/99 ОКУН | ||
Изменение 6/99 ОКУН | ||
Изменение 7/2003 ОКУН | ||
Изменение 8/2005 ОКУН | ||
Изменение 9/2006 ОКУН | ||
Изменение 10/2006 ОКУН | ||
Изменение 11/2008 ОКУН | ||
Изменение 12/2010 ОКУН | ||
Изменение 13/2012 ОКУН | ||
Изменение 14/2013 ОКУН | 17.10.2013 | 01.01.2014 |
Как код ОКВЭД влияет на частоту налоговых проверок.
Актуальный ОКВЭД в ЕРГЮЛ или ЕГРИП поможет снизить частоту налоговых проверок. Налоговики проводят анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности компании и сравнивают их с региональными и среднеотраслевыми значениями. Риск проверки повышается, если у компании слишком низкие показатели налоговой нагрузки. А низкая средняя зарплата может повлечь вызов на зарплатную комиссию.В помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС реализован специальный сервис, который позволяет:
- Рассчитать налоговую нагрузку и среднюю зарплату,
- Сравнить полученные результаты с контрольными значениями,
- Оценить риск проведения налоговой проверки или вызова на зарплатную комиссию.
Список ОКВЭД для ИП : самые популярные виды деятельности.
Если воспользоваться опубликованным на сайте ФНС отчетом по форме 1-НОМ, в котором отражены данные по состоянию на 1 мая 2022 года, то можно обнаружить, что в топ-5 по объему налогов, перечисленных в консолидированный бюджет РФ, входят следующие разрешенные (полностью или частично) для ИП виды деятельности:
- торговля (предприятиями данной сферы выплачено налогов в размере 446 410 232 руб.);
- деятельность финансовая и страховая (391 599 409 руб.);
- деятельность в области информации и связи (233 676 583 руб.);
- строительство (154 813 742 руб.);
- обрабатывающие производства (109 649 407 руб.).
В официальном документе классификатор ОКОФ представлен одним большим списком без вложенных уровней. Список сложно воспринимается, непросто выделять уровни с группами и подгруппами. На нашем сайте классификатор ОКОФ представлен иерархически. В иерархии выделяются «родительские» и «дочерние» записи, которые «опознаются» на основе кодов и их разрядов. Но нам не всегда понятна логика формирования кодов. Дочерними могут оказаться коды с разным числом разрядов. Например, для группировки 220.00.00.00.000 дочерними являются 220.25.1 и 220.41.20.20.600. Или, например, в официальной версии классификатора нет ожидаемого для 220.41.20.20.600 родительского кода вида «220.41.20», «220.41.20.20» или подобного, что мешает четко выстроить иерархию.
Bложенность записей на нашем сайте используйте исключительно для навигации по классификатору, а не как официальную точную структуру.
84111 Деятельность республиканских органов управления
84112 Деятельность региональных органов управления
84113 Деятельность местных органов управления
84114 Деятельность сельских и поселковых органов управления
84115 Деятельность, связанная с налогообложением
84116 Деятельность таможни
84117 Деятельность в области статистики и социологии
84120 Регулирование деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры и других социальных услуг, кроме социального обеспечения
84130 Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности
84210 Международная деятельность
84220 Оборонная деятельность
84230 Деятельность в области юстиции и правосудия
84240 Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности
84250 Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях
84300 Деятельность в области обязательного социального страхования
85100 Дошкольное образование
85200 Начальное образование (1-й уровень)
85310 Основное и общее среднее образование
85321 Профессионально-техническое образование
85322 Среднее специальное образование
85410 Послесреднее образование
85421 Высшее образование
85422 Послевузовское образование
85510 Образование в области спорта и отдыха
85520 Образование в области культуры
85530 Деятельность школ подготовки водителей транспортных средств
85591 Деятельность вечерних общеобразовательных школ
85592 Виды образования, предоставляемые национальными компаниями и их дочерними организациями
85599 Прочая деятельность в области образования, не включенная в другие группировки
85601 Вспомогательная деятельность в области образования, предоставляемая национальными компаниями и их дочерними организациями
85609 Прочая вспомогательная деятельность в области образования
Подборки кодов ОКВЭД под популярные виды бизнеса
- Выбирая коды ОКВЭД, будущим бизнесменам, в частности учредителям ООО, стоит помнить о том, что должно быть стопроцентное совпадение прописанных в заявлении и обозначенных в уставе видов деятельности, иначе работники налоговой могут запросто отказать в постановке на учет. Но даже если первоначальный этап регистрации в налоговой службе будет пройден успешно, проблемы вполне могут возникнуть при открытии счета в банке, поскольку банковские служащие проверяют документы не менее тщательно;
- Закон никак не ограничивает количество кодов ОКВЭД, вносимых в заявление на регистрацию предприятия. Поэтому часто коммерсанты вписывают не только те конкретные виды деятельности, которыми фактически планируют заниматься, но и те, которые предполагаются ими только в теории. Нагромождение кодов из классификатора, внесенных в правоустанавливающие документы влечет за собой ряд опасностей. Приведем лишь один довольно распространенный пример: некоторые виды деятельности могут подпадать под действие специального налогового режима ЕНВД и в таких случаях Налоговики могут потребовать от предпринимателя или организации сдачу по ним отдельной отчетности. Таким образом, специалисты советуют сдерживаться и не вносить в учредительные документы больше двух десятков кодов ОКВЭД и при их выборе тщательно изучать особенности каждого вида деятельности, в том числе с точки зрения налогового законодательства;
- Крайне важно правильно понимать и истолковывать наименование видов деятельности, перечисленных в ОКВЭД. В противном случае может возникнуть инцидент, при котором наиболее нужный и актуальный род деятельноcти, не будет внесен в государственный реестр по данной организации или ИП. Последствия такого казуса неприятны. Во-первых, в случае необходимости невозможно станет получение лицензии, во-вторых, возникнет невозможность перехода на ЕНВД, который действует по строго определенным на местном и муниципальном уровне, видам деятельности.
Новый классификатор кодов ОКВЭД-2 от 2021 года
- УДК
Универсальный десятичный классификатор - МКБ-10
Международная классификация болезней - АТХ
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC) - МКТУ-11
Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция - МПК
Международная патентная классификация - МКПО-10
Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
- ЕТКС
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих - ЕКСД
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих - Профстандарты
Справочник профессиональных стандартов - Должностные инструкции
Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов - ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты - Вакансии
Общероссийская база вакансий Работа в России - Кадастр оружия
Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему - Правила по охране труда
Действующие правила по охране труда Минтруда РФ
Классификатор представляет собой перечень наименований и кодов форм документации, сгруппированных по блокам-системам: организационно-распорядительной, первичной учетной, устанавливаемой Банком РФ и прочей документации.
Каждый такой блок сам объединяет схожие группы документов, например, организационно-распорядительный состоит из сгруппированных форм по созданию, ликвидации, реорганизации. В каждой такой группе собраны документы одного вида.
Исходя из сказанного, можно определить структуру кода:
- первые две цифры – класс;
- вторые две цифры – подкласс;
- третья группа цифр, три позиции – номер формы;
- цифра для контроля.
Пример: код по ОКУД 02 11 111 7, «Положение об организации». Класс 02 — «организационно-распорядительные», подкласс 11 – «по созданию организации», 111 — «регистрационный порядковый номер положения об организации». Расшифровав код, можно получить полную информацию о бланке и его назначении. Цифра, контролирующая правильность введения кода, — 7.
Для некоторых групп документов код может несколько видоизменяться в связи со сложившейся практикой кодировки. Например, класс 03 содержит еще одно звено кода. Особо выделяются группы документов по учету сельхозпродукции, сырьевых сельскохозяйственных запасов, по отраслям.
Классы 60-79 в документе не приводятся. Они закреплены за российскими Вооруженными Силами.
На базе действующего ОКУД федеральные исполнительные властные структуры могут создавать собственные формы для подконтрольных организаций, согласовывая их создание с Комитетом по статистике (пост. Пр-ва №835 от 8/07/97 г.). Они используют класс 03. Если создаются отраслевые либо ведомственные классификаторы и возникнет необходимость создания новых классов, используются зарезервированные создателем коды от 80 до 99.
- ОКУД – классификатор управленческих форм документов унифицированного характера, принятых в России. Код включает класс, подкласс, рег.номер документа и контрольное число.
- Некоторые классы учитывают особенности включенных в них документов добавлением дополнительных звеньев в код. В классификаторе зарезервированы классы для «оборонки» и для новых классов документации, если возникнет необходимость в их использовании.
- ОКУД не является обязательным реквизитом документа, хотя в форме обычно проставляется. Информацию об ОКУД могут предоставить по запросу органы статистики.