Кто такой младший воспитатель и каковы его обязанности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой младший воспитатель и каковы его обязанности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Так официально называют всеми любимую нянечку в детском саду, которая помогает обслуживать малышей — кормит, гуляет, готовит ко сну. Должностные обязанности младший воспитатель в детском саду выполняет под руководством старшего коллеги — помогает привить воспитанникам навыки самообслуживания и принимает участие в подготовке к развивающим занятиям. Важные и обязательные качества этого специалиста — доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность, чистоплотность.

Должностная инструкция определяет, что входит в обязанности младшего воспитателя:

  • помощь в проведении различного вида занятий;
  • контроль за состоянием чистоты помещений, санузлов, постельного белья, посуды, окон и проводит регулярное проветривание помещений;
  • присмотр за детьми во время игр, занятий, прогулок и тихого сна;
  • замена старших коллег во время болезни и по другим причинам отсутствия;
  • внимание к жизни и здоровью детей во время пребывания их в детском саду;
  • обучение воспитанников навыкам самообслуживания в соответствии с их возрастом;
  • помощь малышам в одевании и раздевании во время сбора на прогулку или для дневного сна;
  • выполнение правил по технике противопожарной безопасности;
  • своевременное прохождение медицинского осмотра по графику;
  • помощь в разрешении конфликтов, выдержка и тактичность с воспитанниками и их родителями.

Этот документ, который четко формулирует, какие обязанности у младшего воспитателя, и содержит перечень прав и ответственности работника, сотрудник обязан внимательно изучить и подписать.

Младший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Ответственность помощника воспитателя

Функциональные обязанности помощник воспитателя включают и персональную ответственность этого сотрудника в случаях, предусмотренных трудовым законодательством:

  • Няня отвечает за жизнь и здоровье воспитанников, за нарушение их прав и свобод в рамках законодательства Российской Федерации. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность согласно трудовому законодательству Российской Федерации.
  • За противоправные действия во время работы отвечает по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность.
  • Помощник воспитателя отвечает за не вовремя пройденный медосмотр, отсутствие медицинской книжки или фальсификацию этого документа.
  • За нарушения устава детского сада или должностной инструкции предъявляются дисциплинарные взыскания по статье 192 ТК РФ.
  • Применение помощником воспитателя к воспитанникам силы или методов психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки) влечет за собой освобождение от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Документы, регламентирующие деятельность педагога ДОУ

Обязанности воспитателей в детском саду и деятельность организации регулируются законом и прописаны в следующих документах:

  • Конституции РФ. Статья 43 подтверждает, что дошкольное образование, получаемое в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, является бесплатным и доступным для каждого ребенка.
  • ФЗ 273 «Об образовании». Посмотреть его можно в общем виде, но более конкретную информацию по теме можно найти в статьях 13, 23, 28 и 64.
  • ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года. В законе говорится о правах ребенка, связанных с образованием и охраной здоровья.
  • ФЗ 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. В Документ содержит перечень информационных материалов, которые запрещается распространять среди детей.
  • Трудовом кодексе РФ. В нем содержатся требования к работе педагогов, время больничного и отпусков.
  • СанПиН для дошкольных организаций. Документ регламентирует условия расположения организаций, режим дня, помещения, территорию и т.д.
Читайте также:  Малоимущая семья - как получить статус, документы, сумма субсидий

Расчет заработной платы воспитателя

Для того чтобы рассчитать зарплату воспитателя, необходимо знать размер базового оклада, педагогический общий и непрерывный стаж работы, дополнительное образование, квартальные премии, стимулирующие, региональные – северные и районные надбавки в пределах от 15 до 35%, квалификационную категорию (вторая, первая, высшая).

Указанные факторы определяют органы местного самоуправления.

В связи с этим в каждом отдельно взятом регионе они различны. Тариф за квалификацию рассчитывается в зависимости от квалификационной группы. Самая минимальная – девятая. В связи с этим молодые педагоги получают намного меньше опытных специалистов.

На увеличение объема оклада влияют следующие факторы:

  • рабочее время до 12 часов в течение пяти дней в неделю (в случае если воспитатель работает в две смены, замещая другого сотрудника);
  • ведение кружковой работы, дополнительных занятий;
  • ночные дежурства в интернатах;
  • организация и проведение занятий с детьми по изучению иностранных языков;
  • работа в специализированных группах (логопедических, офтальмологических) – надбавка 15-20%;
  • совместительство с другой должностью – прибавка к окладу 10%.

Наибольшие денежные суммы имеют сотрудники частных дошкольных учреждений, детских центров развития, набирающие малые группы.

Младший воспитатель вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Разделы должностной инструкции

В должностную инструкцию включают основные разделы и дополнительные. К первым относятся: «Основные положения», «Должностные функции», «Права», «Ответственность». Ко вторым — «Оценка деятельности», «Взаимодействие в учреждении», «Условия работы» и т.д. Дополнительные разделы обычно включают работодатели, которые хотят описать как можно больше трудовых реалий.

Рассмотрим базовые разделы документа.

Раздел Характеристика
Общие положения В данной части указывают, как видно из названия, только общие моменты. К ним относятся знания и навыки, которыми должен владеть работник; уровень образования, достаточный для найма на должность; место в иерархии работников учреждения. Здесь можно прописать также график работы, необходимость прохождения обязательного медосмотра. В некоторых случаях указывают даже личностные качества помощника воспитателя. Все перечисленные в этом разделе навыки не должны противоречить функциям, названным в следующем разделе.
Должностные обязанности Здесь перечисляют все обязанности помощника воспитателя. Стандартно к ним относятся: уборка группы и участка, прием питания для детей, контроль за чистотой детей, мягкого инвентаря. В частных детских садах за помощником воспитателя может быть закреплено большее количество функций. Все зависит от укомплектованности штата детского сада. Данный раздел инструкции — ключевой. Прописать его нужно достаточно конкретно.
Права работника Здесь обозначают права помощника воспитателя. К ним относятся следующие: на внесение предложений по работе учреждения, на гарантии от государства, на получение инвентаря, необходимого для работы, на требование лучших условий труда.
Ответственность В этом разделе отмечают, какую ответственность будет нести помощник воспитателя. Обычно формулируют общими словами «в порядке, установленном законодательством РФ», поскольку каждый конкретный проступок разбирают индивидуально, иногда с участием органов следствия и суда.

Младшего воспитателя ожидают не самые привлекательные условия. К сожалению, в сфере дошкольного образования наблюдаются довольно низкие зарплаты, результатом которых становится повышенная текучка кадров. Вот почему на эти вакансии принимают всех, кто старше восемнадцати лет и годен по состоянию здоровья.

Читайте также:  Пенсионное обеспечение муниципальным служащим в 2023 году

В среднем зарплата воспитателя и младшего воспитателя составляет всего лишь шесть-десять тысяч рублей. Это данные по всей России. В столичном регионе ситуация с оплатой труда воспитателей чуть лучше, но разница незначительна. В среднем в московских детских садах воспитателям платят около двенадцати тысяч рублей. Для столичного региона это совершенно не много. Однако на размер зарплаты может повлиять категория воспитателей ДОУ.

Единственное преимущество, которое дает должность младшего воспитателя – это наличие государственных льгот. Например, возможность получать пенсию после наработки стажа.

Зарплата воспитателя и младшего воспитателя зависит от успехов в работе. Если не устраивает размер вознаграждения на текущем месте работы, воспитатель может устроиться в частный детский сад с более комфортными условиями.

Наличие стажа позволяет получить категорию. Например, после года работы в детском саду младший воспитатель может получить вторую категорию. Каковы дальнейшие перспективы? Аттестация воспитателя на 1 категорию проводится при наличии опыта работы более трех лет. Для этого необходимо провести серию обучающих занятий в присутствии компетентной комиссии.

Планируется, что в 2021 году оплата труда младшего воспитателя должна выровняться по показателям со среднестатистическими зарплатами в регионе. И даже кризис не помешал заложить в бюджете повышение окладов. Таким образом, правительственные органы собираются действовать еще два года, так что к 2021 ситуация должна максимально улучшиться.

Забота о детях – это хороший показатель для любого государства. Чем больше адекватных квалифицированных и трудолюбивых сотрудников придет в детские сады, тем спокойнее почувствуют себя родители, оставляющие на их попечение малышей. Обещанное повышение зарплаты для младшего и основного воспитателя радует всех нынешних работников дошкольных заведений. Появляется надежда на жизнь хотя на среднестатистическом уровне, а не за его гранью, как сейчас.

Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2023 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:

  • зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
  • физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
  • ролевые игры в группах, требующие активного участия;
  • плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
  • обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
  • физкультминутки (включают несколько простых упражнения).

Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:

  • знакомство с цифрами и буквами;
  • художественные занятия;
  • музыка и хореография;
  • лепка из пластилина;
  • изготовление поделок из естественных материалов;
  • развитие логики и памяти.

От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.

Эссе помощника воспитателя

Татьяна Лещенкова
Эссе помощника воспитателя

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)

Меня зовут Лещенкова Татьяна Ришатовна. В детский сад работать я пришла в 2007 году, меня приняли в качестве помощника воспитателя. Работая няней, с большим интересом слежу за тем, что делают воспитатели, как играют дети. Выполнив свою работу, с большим удовольствием помогаю воспитателям: с оформлением, на занятиях, в играх, приготовлениях к различным праздникам, развлечениям. Для меня все это стало очень близким и «моим».

Сейчас я работаю на младшей группе с детьми 3-4 лет. Мне нравится быть помощником, нравится каждый день общаться с детьми. Помощник как и воспитатель должен любить детей. А разве можно иначе? Ведь мы сами испытываем огромное удовольствие от общения с детьми. А самое главное, просыпаясь утром, я понимаю, что мне хочется идти на работу к своим ребятишкам. Ребятишкам, которые ждут тебя, делятся своей радостью и обидой, для которых ты незаменимый человек, второй после мамы. Поэтому очень важно дать понять ребенку, что ты для них не только наставник, но и друг. Друг, с которым можно поделиться всем. Работая помощником воспитателя, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ним выполнять все задания. Так же считаю,что:

Читайте также:  Пожилые пассажиры получат скидку на билеты в поездах дальнего следования

• ребенка надо принимать таким, какой он есть, ведь каждый ребенок индивидуален;

воспитывать нужно не только словом, но личным примером;

• находить в ребенке хорошее, и говорить о его достоинствах.

Работаем с учетом Федеральных государственных требований на основе примерной основной общеобразовательной Программы. В группе создаю атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. В результате такой деятельности у детей развивается эмоционально – позитивное общение друг с другом.

Я горжусь своей профессией! А всем тем людям,которые скажут: «Да что за профессия – помощник воспитателя? Вечно вытирать носы и никакой благодарности!»,я хочу ответить очень хорошими стихами:

Помощником младшим в саду я тружусь.

И няней всего лишь в народе зовусь.

Но вам рассказать я б хотела,друзья,

насколько работа важна всем моя!

И пыль протереть и посуду помыть,

и много чего по пути не забыть.

Столы накрываю, кровать расстилаю,

и деткам во всем и всегда помогаю.

Где выучиться профессии помощник воспитателя?

На сегодняшний день для того, чтобы работать помощником воспитателя в дошкольном образовательном учреждении необязательно иметь профильное образование. Хотя диплом о наличии среднего специального или высшего образования может стать отличным подспорьем для развития карьеры в данной сфере.

Стоит отметить и тот факт, что все-таки предпочтение работодатель отдает кандидатам, которые имеют педагогические или психологическое образование. Достаточно часто на данную должность трудоустраивают студентов заочных отделений данных направлений. А уже после получения диплома они могут претендовать на другую должность.

Можно отметить и еще одну особенность данной профессии в рамках российских реалий. Раньше достаточно часто должность помощника воспитателя занимали матери детей. Это происходило из-за нехватки мест в детских садах.

В первую очередь в процессе поиска работы на должности помощника воспитателя внимательно читайте описания вакансии. Все требования относительно образовательного уровня в обязательном порядке будут указаны работодателем. При этом следует иметь в виду, что они значительно различаются в зависимости от конкретного места работы: чаще всего профильное образование иметь необязательно. Если на должность будут подавать несколько соискателей, то работодатель отдаст предпочтение тому кандидату, который имеет соответствующий диплом (это должно быть педагогическое или психологическое направления обучения). Такой документ говорит о высокой квалификации сотрудника.

Кроме того, нередки случаи, когда на должность помощника воспитателя принимают людей, которые на данный момент заочно учатся на психолога или педагога. Таким образом, они получают необходимый опыт работы с детьми и тем самым повышают шансы на свое дальнейшее трудоустройство на более высокие позиции. Но должность нянечки также могут претендовать люди, прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовки даже в том случае, если изначально они имеют высшее базовое образование по другим специальностям. Таким образом, требования в отношении образования помощника воспитателя не являются едиными. Детали необходимо уточнять на конкретном месте работы и у конкретного работодателя.

Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.

Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *