Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельные споры 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной причиной земельных споров в городах часто является нечеткое разграничение границ участков или их нарушение. Нередко такие конфликты возникают из-за постройки незаконных объектов на земельных участках. Во многих случаях, споры связаны с использованием земель для коммерческих целей или сменой предназначения участков без соответствующих разрешений.
Земельные споры в городах
Чтобы предотвратить и решить земельные споры в городах, необходимо постоянно проводить мониторинг и контроль за использованием земли, а также строго соблюдать установленные законы и правила. Важно установить четкие границы между земельными участками, чтобы избежать разногласий и неоправданных претензий. Необходимо также содействовать развитию гражданского общества и образовывать население по вопросам земельного законодательства и правовой культуры.
В случае возникновения земельных споров в городах необходимо обращаться к соответствующим органам власти для защиты своих прав и интересов. Конфликты могут быть разрешены путем договоренностей, медиации или судебного разбирательства. Важно помнить о значимости документального подтверждения прав на землю, таких как свидетельства о праве собственности или аренды участка.
Решения правительства в отношении земельных споров
В 2024 году правительство приняло ряд важных решений в отношении земельных споров, которые оказали значительное влияние на дальнейшую судьбу земельных участков и их собственников.
Во-первых, было установлено, что все земельные споры должны разрешаться в судебном порядке. Это решение позволило улучшить прозрачность и законность процесса, а также обеспечить справедливое рассмотрение каждого случая. Справедливость и законность стали главными критериями при вынесении решения о владении землей.
Во-вторых, правительство ввело обязательный реестр земельных участков, в котором каждому участку присваивается уникальный идентификатор. Это позволяет точно установить владельца земли и минимизировать возможность споров, связанных с двойственным владением. Реестр также содержит информацию о предыдущих владельцах и землепользователях, что помогает при разрешении споров.
- Кроме того, правительство разработало и внедрило новые механизмы по рассмотрению земельных споров. Был создан специализированный орган – Комиссия по рассмотрению земельных споров, в состав которой вошли опытные юристы и эксперты в области земельного права. Эта Комиссия регулярно проводит заседания и выносит решения о владении и использовании спорных земельных участков.
- Также в целях упорядочения процедуры разрешения земельных споров, был разработан и принят новый закон «О землеустройстве», который предусматривает четкие правила и процедуры, упрощает процесс судебного разбирательства и сокращает время рассмотрения споров.
В итоге, благодаря принятым решениям правительства, земельные споры в 2024 году стали разрешаться более эффективно и справедливо. Участники споров получили возможность защитить свои интересы и получить объективное решение вопроса о владении и использовании земли.
Перспективы разрешения земельных споров в 2024 году
Земельные споры в 2024 году остаются актуальной проблемой, которая требует незамедлительного решения. Однако, вопреки сложностям, есть надежда на улучшение ситуации и достижение справедливого разрешения таких споров.
Во-первых, в будущем году ожидается дальнейшее развитие законодательства, которое будет способствовать упрощению процесса разрешения земельных споров. Внедрение новых норм, регламентирующих порядок урегулирования конфликтов, поможет снизить временные и финансовые затраты на этот процесс.
Во-вторых, в 2024 году возможно усиление государственной поддержки владельцев земли и покупателей прав на земельные участки. Предоставление финансовых и юридических ресурсов, образовательных программ и консультационных услуг поможет сторонам в споре обрести более четкое понимание своих прав и обязанностей и таким образом способствовать более гармоничному разрешению конфликта.
Кроме того, важным аспектом разрешения земельных споров в 2024 году может стать привлечение квалифицированных медиаторов и арбитров. Эксперты с большим опытом в данной области смогут помочь сторонам в споре находить компромиссы и принимать обоснованные решения на основе законодательства и этических норм.
Оспаривание кадастровой стоимости через исправление ошибок
Вторым действенным способом снижения налога на имущество является механизм исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Эта процедура зачастую позволяет получить более просчитываемый результат в существенно меньшие сроки, а часто даже и более эффективную оптимизацию имущественных платежей в сравнении с оспариванием кадастровой стоимости через ее установление в размере рыночной стоимости.
Наиболее типичной ситуацией является неправильная классификация объекта недвижимости, отнесение его к неверной оценочной группе. Для проверки такого заявления обычно осуществляются контрольные процедуры по установлению видов фактического использования объекта, в Москве с привлечением инспекторов Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ГИН). В ряде регионов функции контроля выполняются структурным подразделением ГБУ по кадастровой оценке.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
Право постоянного (бессрочного) пользования vs право аренды
В 1993 г. институту было передано здание на праве полного хозяйственного ведения, а также земельный участок, на котором оно расположено, на праве постоянного (бессрочного) пользования (Определение ВС РФ от 29.11.2022 по делу № А41-75832/2019).
В 2007 г. институт, ставший к тому времени ФГУП, был приватизирован путем преобразования в общество, к которому перешло в том числе производственное здание. В отношении земельного участка под зданием был заключен договор аренды, который был надлежащим образом зарегистрирован.
В 1998 г. учреждению были переданы несколько участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом один из переданных участков был поставлен на кадастровый учет без установления границ и фактически охватывал территорию участка, принадлежащего обществу. При проведении последующих кадастровых работ данный факт был установлен.
Учреждение обратилось в суд с иском о признании договора аренды общества недействительным, полагая, что формирование самостоятельного участка в границах предоставленного ему в пользование участка и оформление на него права аренды общества нарушает его права.
Суд первой инстанции признал договор аренды общества недействительным, отметив, что наличие обременения прав на земельный участок в виде аренды препятствует оформлению права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом, указав, что в решении о передаче земельных участков учреждению содержалась информация о праве правопредшественника общества на спорный земельный участок. Поэтому, принимая соответствующий земельный участок в 1998 г., учреждение выразило свое согласие с тем, что внутри границ предоставленного ему участка сформирован иной участок, ранее предоставленный правопредшественнику общества на праве постоянного (бессрочного) пользования. Более того, учреждение извещалось о проведении работ по межеванию участка общества в 2006 г. и не представило возражений.
В каких случаях можно строить, не соблюдая отступ
Законодательно установленные нормы по строительству объектов вблизи границ смежных участков должны соблюдаться обеими сторонами. Однако при достижении согласия между собственниками земельных участков минимальные нормы могут не соблюдаться.
Такое согласие надлежит оформить в письменном виде. Такой документ позволит в дальнейшем избежать судебной тяжбы, если сосед изменит свое решение, или новый собственник начнет выдвигать претензии по поводу несоблюдения норм.
Если ограничиться только устной договоренностью, то при судебном разбирательстве решение будет вынесено в пользу истца. А ответчику придется сносить здание или его часть, которые возведены на участке без соблюдения законодательно установленных норм.
Соседи построили дом на меже не по нормам.
Можно ли запретить соседу заходить на участок, читайте тут.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции
АО произвело перепланировку здания, в результате которого площадь здания увеличилась более чем на 2000 кв. м.
Впоследствии общество было привлечено к административной ответственности за эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 и 2 ст. 55 ГрК РФ) (Определение ВС РФ от 01.02.2023 по делу № А40-146624/2021).
Общество обратилось в суд с заявлением об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на то, что его право собственности на реконструированное помещение было надлежащим образом зарегистрировано.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, но суд округа высказал иную позицию. По его мнению, привлекая общество к ответственности, административный орган подвергает сомнению возникновение у него права собственности на реконструированное помещение.
ВС РФ оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, отметив, что само по себе наличие права собственности на объект недвижимости не дает права эксплуатировать его без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В этой связи не играет роли тот факт, что ранее суды отказали в иске о признании чердака самовольной постройкой, поскольку данные судебные акты не заменяют собой разрешение на ввод в эксплуатацию. Таким образом, до получения данного разрешения общество должно было воздержаться от эксплуатации реконструированного объекта.
Из решения ВС РФ следует важный вывод, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является самостоятельной административной процедурой, которая не может быть подменена судебным актом, подтверждающим отсутствие оснований для признания постройки самовольной, поскольку это вопрос не наличия или отсутствия титула на объект недвижимости, а его безопасной эксплуатации.
Законы и нормативные акты
При обращении с заявлением о установлении границ земельного участка в 2024 году нужно учитывать особенности согласования и составления акта.
Для начала, заявление о установлении границ земельного участка подписывает и подает в органы межевания заявитель. Заявление должно содержать все необходимые данные и сопровождаться соответствующими документами, подтверждающими право заявителя на земельный участок.
После получения заявления, органы межевания проводят ряд процедур для установления границ. Это включает в себя согласование с соседними землевладельцами, осмотр местности и составление акта, определяющего границы участка.
Составление акта об установлении границ земельного участка является нормативно-правовым актом, руководствуясь которым осуществляется межевание земельных участков. Данный акт подписывается всеми заинтересованными сторонами и оформляется в соответствии с установленными правилами и требованиями.
В случае подачи иска об установлении границ земельного участка, необходимо учитывать применимые нормативные акты. Исковое заявление должно быть составлено с соблюдением требований действующего законодательства и должно содержать достаточные основания для рассмотрения и удовлетворения иска.
Органы межевания следуют установленной инструкции при рассмотрении заявлений об установлении границ земельного участка и при составлении акта. Данные инструкции содержат подробные указания и рекомендации для всех сторон, участвующих в процессе установления границ.
Итак, при установлении границ земельного участка в 2024 году нужно соблюдать нормативные акты и инструкции, а также правила, указанные в законодательстве, для достижения правового обоснования установленных границ.
Возможно ли восстановить срок исковой давности?
Хорошая «новость» для тех, кого интересует данный вопрос: истекший срок давности на земельные споры подлежит восстановлению. Но только в том случае, если истец сможет доказать, что пропуск срока исковой давности по главному требованию (или по дополнительным требованиям) состоялся по уважительной причине. После этого суд будет обязан рассмотреть дело. В статье 205 Гражданского кодекса РФ указано, что восстановление срока исковой давности доступно только физическим лицам, у которых была уважительная причина пропуска (например, беспомощное состояние, тяжелая болезнь), длившаяся:
- в последние 6 месяцев срока исковой давности;
- 6 месяцев (или меньше) в течение срока давности.
Разумеется, без полноценной (а главное — своевременной) правовой поддержки юриста восстановление срока исковой давности отнимет довольно много времени и принесет немало трудностей. Учитывая всё это, лучше сразу обратиться к грамотному специалисту и посвятить его во все тонкости проблемы.
По своей структуре этот документ очень похож на заявление о пропуске исковой давности, поэтому рассмотрим лишь некоторые важные отличия. Итак, после «шапки» документа (и его названия) необходимо лаконично описать суть проблемы, а также указать уважительную причину пропуска (т.е. когда и каким образом заявителю стало известно о нарушении его прав). Далее следует просьба о восстановлении пропуска исковой давности и перечень документов, которые подтвердят, что у заявителя действительно была уважительная причина пропуска срока исковой давности.
Оспаривание отказа в предоставлении земельного участка в аренду
Предприниматель обратился в ДГИ г. Москвы за предоставлением в аренду земельного участка, будучи собственником расположенного на нем здания. ДГИ ему отказал, ссылаясь на то, что здание является самовольной постройкой, как это было указано в акте Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости (Определение ВС РФ от 07.02.2023 по делу № А40-142010/2021).
Предприниматель, считая свои права нарушенными, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ДГИ, однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований. Помимо установления факта самовольного строительства, суды также отметили, что участок расположен в пределах территории общего пользования, предоставление которой в аренду или в собственность не допускается. Кроме того, как указали суды, в отношении земельного участка установлена охранная зона инженерных коммуникаций, в связи с чем требуется согласование сетевой организации.
ВС РФ не согласился с нижестоящими судами.
Во-первых, предприниматель уже обращался ранее в суд по поводу наложения границ своего земельного участка на территорию общего пользования и получил положительное судебное решение об уточнении границ участка. При этом невнесение публичными органами изменений в документацию по планировке территории на основании данного судебного решения не должно препятствовать реализации предпринимателем своего исключительного права на предоставление в аренду земельного участка.
Во-вторых, в отношении охранной зоны суды не учли произведенную реконструкцию соответствующей кабельной линии, в результате которой ее охранная зона была изменена таким образом, что объект предпринимателя перестал попадать в нее. Сетевая организация передала необходимые документы в Росреестр для внесения изменений в кадастр, однако это не было принято во внимание нижестоящими судами при рассмотрении дела.
Наконец, ВС РФ отметил, что ссылка на наличие у объекта недвижимости признаков самовольной постройки не состоятельна в силу преюдиции: ранее суд отказал в удовлетворении иска о признании объекта недвижимости самовольной постройкой и возложении обязанности по его сносу.
Определение ВС РФ по данному делу наглядно иллюстрирует тот факт, что органы публичной власти и суды при принятии решения зачастую руководствуются только данными ЕГРН, не учитывая, что заявитель не всегда имеет возможность обеспечить своевременное обновление информации в реестре. Очень часто это зависит от третьих лиц (например, от сетевой организации, как в нашем случае). Тем не менее это не должно быть формальным препятствием для предоставления земельного участка в аренду собственнику расположенного на нем здания или сооружения.
Отсутствие разрешения Правительственной комиссии как основание для отказа в регистрации ипотеки
В 2021 г. иностранная компания заключила с банком кредитный договор и договор ипотеки в обеспечение своих обязательств перед банком. Однако с заявлением о государственной регистрации ипотеки стороны обратились в Росреестр только в мае 2022 г. (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 № 09АП-92702/2022 по делу № А40-139716/22).
Росреестр отказал в государственной регистрации, в связи с чем компания обратилась в суд, посчитав отказ незаконным.
В суде регистрирующий орган обосновал свой отказ тем, что поскольку компания относится к так называемым недружественным лицам, в отношении совершения сделок с которыми в марте 2022 г. были введены ограничения, то для регистрации ипотеки необходимо предоставить разрешение Правительственной комиссии независимо от даты заключения договора ипотеки.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что такое разрешение требуется, однако, учитывая, что регистрирующий орган не ставил данный вопрос перед заявителем при вынесении решения об отказе, а заявил об этом только в суде, решение об отказе было признано необоснованным.
Представляется, что данный вывод судов о необходимости получения разрешения Правительственной комиссии на регистрационные действия по сделке, совершенной сторонами еще до введения соответствующих ограничений, основан на широком толковании действующего регулирования. Вместе с тем, однако, необходимо признать, что многие вопросы, связанные с получением разрешения Правительственной комиссии, все еще нуждаются в разъяснениях. Соответственно, судебная практика по ним также находится в процессе формирования.
Новый закон о межевании земельных участков
Без наличия таких сведений о земле имущество нельзя будет зарегистрировать, а значит, и закрепить права за пользователем не получится. Межевание – это обязательная процедура, а межевой план – основной документ, требующийся в Росреестре для регистрации надела. Составление межевого плана возможно только после проведения фактических замеров и выполнения геодезической съемки. Исключением являются только участки, которые подлежат разделу или перераспределению.
Прежде всего, в документах на землю должен быть указан его кадастровый номер, данные правила были прописаны и в законе по межеванию земельного участка еще до 2024 года. Если документы выдавались очень давно, и в них нет кадастрового номера, то собственник с этими документами обращается в МФЦ или Росреестр. В этом случае, необходимо поставить участок на первичный кадастровый учет. Это бесплатно – владельцу потребуется паспорт, свидетельство о собственности. Если собственник не может сделать это сам — оформляется доверенность, заверенная нотариусом на проведение комплекса кадастровых работ по постановке участка на кадастровый учет.
По новому закону межевание участка в 2024 году является обязательной процедурой, без проведения которой владелец земли не может реализовать какой-либо вид гражданско-правовых договоров. Это означает, что без внесения данных об участке в государственный реестр с четким указанием его границ, собственник не может его продавать, дарить, передавать по наследству, сдавать в аренду и пр.
Новый закон о межевании земельных участков 2024 года позволяет проводить межевание бесплатно (закон 477 ФЗ «О межевании земельных участков»). Такое решение было внесено в форме поправок к Земельному кодексу РФ и приобрело обязательный характер. Граждане определенных регионов (см. ниже), владеющие или пользующиеся земельными наделами, должны будут выполнить межевание и оформить надлежащие документ, если планируется продажа участка или иные действия.
Новые поправки, касающиеся межевания, кардинально изменили условия проведения такого мероприятия. В будущем году процедура будет полностью платной и для многих граждан просто недоступной. Чтобы воспользоваться еще действующим правом, необходимо уже сегодня приступить к подготовке обязательной документации и заказать услугу в уполномоченной организации у ответственного специалиста.