Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недействительные, ничтожные, оспоримые сделки: разбираемся, в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае ничтожной сделки в суд по общему правилу предъявляется требование не о признании ее недействительной, а о применении последствий ее ничтожности. Правом предъявлять такое требование обладает сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях — также иное лицо.
Отметим, что требование о применении последствий ничтожности сделки следует заявлять в том случае, если сделка исполнялась, то есть такие требования заявляются с целью вернуть исполненное или получить возмещение его стоимости при невозможности возвратить в натуре (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года (п. 1 ст. 181 ГК РФ), однако момент начала его течения зависит от того, кем предъявлен иск — стороной сделки или иным лицом, не являющимся стороной (п. 101 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной трехлетний срок исковой давности исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, т.е. одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая — к принятию такого исполнения.
Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать 10 лет со дня начала ее исполнения.
По смыслу п. 1 ст. 181 ГК РФ, если ничтожная сделка не исполнялась, срок исковой давности по требованию о признании ее недействительной не течет.
Если сделка признана недействительной в части, то срок исковой давности исчисляется с момента начала исполнения этой части (п. 101 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Когда можно говорить о ничтожности
Специалисты, приступая к процедуре признания достигнутых договоренностей недействительными, обращаются к положениям ст.168 ГК. В первом пункте этого правового акта перечислены случаи, когда соглашение, достигнутое сторонами процесса, не оспаривается. Среди оснований для признания соглашение утратившим силу, можно выделить:
- непосредственное участие в подписании договора или соглашения недееспособного лица, включая несовершеннолетних;
- видимость достигнутых договоренностей, то есть, когда даже умысла создать правовые последствия не было, или мнимость;
- наличие явных нарушений существующего законодательства или принципов общественной морали
- в случае совершения сделок с недвижимостью или другим имуществом, она может быть признана утратившей законную силу в случае отсутствия права собственности или наличия обременений.
Срок, отведенный на подачу иска
Согласно юридической практике, опираясь на положения 167-й статьи ГК РФ, недействительной сомнительная сделка может быть признана не позднее, чем через три года после начала ее исполнения. Исключением являются случаи, когда в процесс вступает третья заинтересованная сторона – в этом случае исковая давность начинает исчисляться с момента, когда поступила информация о начале исполнения. К слову, статистика говорит о том, что от 5 до 15 процентов сделок с недвижимостью оспариваются в суде и признаются недействительными, поэтому при покупке квартиры или другого недвижимого объекта надо быть крайне осторожными, а лучше привлечь к процессу профессиональных юристов.
Это важно! Сроки оспаривания сделки третьим лицом рассматриваются в 181-й статье ГК РФ, но в любом случае суд не будет рассматривать материалы по истечении 10 лет после начала исполнения.
В чем разница применения последствий недействительности сделки с расторжением договора
Не следует путать расторжение с признанием договора недействительным и применение последствий недействительности сделки. Договор может быть изменен или расторгнут не только в силу его недействительности, но и по соглашению сторон или по решению суда.
В случае расторжения или изменения условий договора стороны не вправе требовать друг от друга вернуть то, что получили в период действия договора. А решение суда или соглашение о расторжении или изменении условий договора начинает действовать с момента его вступления в силу или подписания соответственно.
Вернемся к примеру с брачным договором, выше рассмотрен случай признания его недействительным и возвратом имущества.
Если же, например, супруги по собственному желанию решат расторгнуть договор, то его действие прекратится только после его расторжения. Имущество, полученное в период его действия, возвращать друг другу будет не нужно. А вот на имущество, которое они приобретут в будущем, условия расторгнутого договора действовать уже не будут.
Поэтому, чтобы определить с каким иском обращаться в суд: о признании сделки недействительной или о расторжении или изменении договора, следует исходить из понимания правовых последствий.
Виды сделок. Сделки могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространено в гражданском праве деление сделок на возмездные и безвозмездные, консенсуальные и реальные, каузальные и абстрактные, односторонние, двусторонние и многосторонние, сделки, заключенные под условием.
Возмездной сделку делает наличие встречного предоставления — обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению соответствующего стоимостного эквивалента в одной из форм, воспринимаемых правом. Большинство сделок носит возмездный характер. Из типичных сделок, предусмотренных ГК, безвозмездными по определению являются обещание дарения (ст. 572) и договор безвозмездного пользования имуществом (ст. 689).
Как признать сделку с недвижимостью ничтожной?
Хотя законодательство прямо говорит о том, что признание сделки с недвижимостью ничтожной через суд не требуется, достаточно подтверждения наличия одного из условий, перечисленных выше, на практике все же обычно судебное решение требуется. Потому оспаривание сделок с недвижимостью производится в таком порядке:
- Подготовка судебного иска о признании сделки ничтожной. Подготовить заявление может как одна из сторон договора, так и третье лицо, которое является заинтересованным в ситуации (это, например, может быть налоговая служба). В самом иске истец просит суд признать сделку ничтожной на основании того или иного обстоятельства;
- Сбор необходимых документов для судебного иска – вместе с заявлением в суд нужно подать документы, подтверждающие позицию истца и конкретные факты, позволяющие признать договор ничтожным. Это может быть справка о психическом заболевании одной из сторон сделки, подтверждение притворности/мнимости договора и т.д.
- Подача заявления в суд – данные иски рассматриваются судом общей юрисдикции и подаются по месту нахождения спорного объекта недвижимости. Иск в суд можно передать лично или отправить заказным письмом. Следует также отправить копии документов ответчику и всем заинтересованным сторонам.
- Рассмотрение дела в суде –во время слушаний нужно, предоставив доводы, убедить суд в том, что условия сделки позволяют признать ее ничтожной. Если это удастся, судья вынесет соответствующее решение.
Основные итоги квалификации сделки как ничтожной описаны в ст. 167 ГК РФ. Так, к ним относится прежде всего реституция, т. е. возвращение положения сторон, существовавшего до заключения ими не соответствующей закону сделки.
Взаимные предоставления по такой сделке, которые были осуществлены обеими сторонами, по умолчанию считаются равнозначными, если не установлено другое (п. 80 ППВС № 25).
Также суд может обязать соответствующую сторону возместить убытки (например, абз. 3 п. 6 ст. 178 ГК РФ) или реальный ущерб (например, п. 1 ст. 171 ГК РФ), причиненные другой стороне.
Надо отметить, что судебный орган может применять последствия ничтожности сделки по собственной инициативе в 2 случаях:
- когда без этого не обойтись для произведения защиты публичных интересов;
- когда на необходимость этого прямо указывается законодательством.
С чьим участием признаётся недействительная сделка?
Оба понятия – оспоримые и ничтожные – применяются к недействительным сделкам. Таковыми они признаются в связи с несоответствием законным требованиям, прописанным в ГК РФ. Факт признания недействительности освобождает стороны от исполнения обязательств, но предусматривает возврат аванса и имущества, переданного в залог или для исполнения принятых обязательств.
Ничтожной признается сделка, противоречащая закону хотя бы по одному пункту и нарушающая права третьих лиц. При несоблюдении последнего условия она считается оспоримой в соответствии со ст. 168 п.2 ГК РФ.
Понятие недействительности гораздо шире, чем ничтожность. Признание последнего факта по умолчанию влечет за собой и первый. Но, недействительная сделка не всегда ничтожна. Факт ее несостоятельности может заключаться вовсе не в противоправности.
Оспоримые и ничтожные сделки: описание понятия и важные нюансы
Как мы уже сказали, ничтожные и оспоримые изменения представляют одну и ту же категорию недействительных сделок. Тем не менее, несмотря на принадлежность к единому виду, нужно уточнить, что они имеют между собой важные различия. Главное, пожалуй, заключается в порядке признания каждого из видов сделок не имеющим силы.
Таблица 1. Когда ничтожные и оспоримые сделки становятся недействительными
Вид следки | Когда сделка становится недействительной |
---|---|
Оспоримая сделка | Чтобы оспоримая сделка приобрела статус недействительной, необходимо, чтобы суд признал ее таковой. В ином порядке обрести рассматриваемый статус она не может. |
Ничтожная сделка | Недействительность ничтожной сделки обусловлена соответствующими предписаниями закона. Проще говоря, совершенно никакого влияния на вопрос не окажет то, признавалась ли она недействительной в судебном порядке. |
Гражданин Иванов обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными сразу двух договоров. Иванов оформлял кредит на покупку машины в ПАО «Сбербанк». Процентная ставка по кредиту составила чуть более 20%. Однако при подписании этого договора, заёмщику было навязано дополнительное соглашение о страховании жизни. Сумма комиссии за допсоглашение была незначительной, а сам документ соглашения обозначается как добровольный. Так как это соглашение выступает «гарантом» одобрения кредита, Иванов согласился на сделку. После подписания общая сумма кредита значительно увеличилась.
Оказалось, что комиссия тоже кредитуется, но единовременно её оплатить нельзя. Заёмщик написал заявление об отказе от соглашения, но специалисты банка указали, что такое заявление подаётся через 2 недели, хотя по закону возражения подаются в течение двух недель. Изучив все материалы дела, суд пришёл к выводу, что данный договор и соглашение можно отменить по причине их ничтожности. Во-первых, специалист банка обманул Иванова о сроках подачи возражений. Во-вторых, допсоглашение, называемое добровольным, является обязательным относительно основного договора. И в-третьих, сокрытие информации о том, что комиссия будет разделена на кредитный срок и обложена процентами, является также основанием для признания сделки недействительной.
Ничтожность сделок, совершенных с целью,противной основам правопорядка и нравственности
Данные сделки ничтожны потому, что представляют собой серьезные и опасные нарушения действующего законодательства, носящие антисоциальный характер и посягающие на существенные государственные и общественные интересы. Именно публичный характер интересов, нарушаемых подобными сделками, позволяет говорить о них как об антисоциальных сделках. Очевидна яркая антисоциальная направленность сделок, создающих угрозу экономической безопасности государства, например сделок, нарушающих монопольное право государства на продажу отдельных видов вооружения. Аналогичную антисоциальную направленность имеют сделки, совершение которых создает угрозу общественной безопасности, например сделки купли-продажи боевого вооружения, взрывчатых материалов, боеприпасов, совершаемые неуполномоченными лицами; сделки, направленные на производство и сбыт товаров и продукции, обладающих свойствами, опасными для жизни и здоровья потребителей, и т.п. Антисоциальны и сделки, создающие угрозу моральному здоровью нации и нарушающие требования нравственности, например сделки с целью распространения на рынке литературы, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду и т.п.
Объективную сторону антисоциальных сделок составляют серьезные и особо опасные нарушения закона, чаще всего являющиеся преступными действиями, посягающими на основы правопорядка и нравственности. При этом под основами правопорядка следует понимать принципы права, его основные начала, выражающие его сущность, социальную направленность и определяющие пределы осуществления прав и свобод в обществе. Главные основы правопорядка закреплены в Конституции РФ. Они определяют общественную, политическую и экономическую организацию общества. На их базе формируется публичный порядок. Основы нравственности — господствующие в условиях конкретного общества представления о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом. Здесь речь идет о нравственных идеалах, сформировавшихся в общественном сознании.
Субъективная сторона антисоциальных сделок характеризуется прямым или косвенным умыслом одной или обеих сторон, вступающих в такую сделку. Круг сделок, относимых к сделкам, противным основам правопорядка и нравственности, формируется судебной практикой, взгляды которой в этих случаях как никогда сильно зависят от политических, социально-экономических факторов, господствующих в обществе, от политического режима в государстве.
Что понимается под основанием недействительной сделки?
Под основаниями недействительности сделки следует понимать любые обстоятельства, препятствующие возникновению и реализации сделки, и существующие в момент ее совершения.
Основание недействительности сделки может состоять только из одного обстоятельства (недееспособность участника сделки).
Но, как правило, требуется наличие совокупности нескольких обстоятельств, то есть необходимо установление определенного фактического состава — состава недействительной сделки.
Например, если сделка имеет более одного основания оспоримости, то это сложный состав недействительной сделки. Так, сложный состав имеет сделка, совершенная компанией с выходом за пределы правоспособности и под влиянием заблуждения.
Оправдано ли деление недействительных сделок на ничтожные и оспоримые?
На практике между ничтожными и оспоримыми сделками нет жёсткого разграничения. Да, в начале статьи приведены отличия между ними. Есть законодательное разграничение — необходимость судебного решения для признания сделки недействительной.
Но в целом ничтожную сделку отличает от оспоримой то, что последняя может быть признана недействительной только если нарушает права и законные интересы лица, оспаривающего сделку или третьего лица, в интересах которого она оспаривается. Ничтожная же признается недействительной вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо негативных последствий.
Но и этот основной критерий тоже довольно шаткий, а остальные различия второстепенны и имеют мало практической ценности.
Если поискать сходства, то мы поймем близость правового режима ничтожных и оспоримых сделок:
- возможна подача иска о признании недействительной как оспоримой, так и ничтожной сделки;
- на оба требования распространяются сроки исковой давности (это просто как факт);
- круг лиц, которые могут требовать применения последствий недействительности, одинаков при ничтожности и оспоримости;
- на любые недействительные сделки распространяется принцип «эстоппель» (запрет противоречивого поведения);
- суд вправе не применять последствия недействительности, если это будет противоречить основам правопорядка или нравственности.
Наконец, есть особая разновидность недействительных сделок, которые нельзя чётко отнести ни к ничтожным, ни к оспоримым. Их называют относительно недействительными сделками.
Прямо ни ГК РФ, ни судебная практика про них не говорит. Но намек на их существование содержит ГК РФ, в частности, п. 2 ст. 174.1. Эта норма говорит о последствиях совершения сделки в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено.