Инвалидность по-новому: новые критерии установления инвалидности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность по-новому: новые критерии установления инвалидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Медико-социальная экспертиза, порядок ее проведения и признания гражданина инвалидом

Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы — общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы — бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.

3. Бюро медико-социальной экспертизы — филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3. изучение уровня и причин инвалидности населения;

4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Кто направляет на медико-социальную экспертизу?

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанная изоляция «полноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в обществе, создания для них безбарьерной среды. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности. Детей, о которых будет говориться в этой работе называют детьми-инвалидами, а значит нетипичными, потому что развиваются и ведет себя не так как другие. О таких детях врачи, социальные работники, педагоги часто говорят: аномальный, больной, с отклонениями в развитии, с особыми образовательными потребностями. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность». Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению. В законодательства бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида»/«инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до шестнадцати лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем». При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой технологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с ограниченными возможностями». Избегают так же употребление следующих наименований: слепой, глухой, заика. Заменяют такими словосочетаниями как «человек с ослабленным слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация здравоохранения не рекомендует также использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетание «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями».

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах: — первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении; — второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности. В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида: — необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении; — обучение на дому или в специальном учреждении; — обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами; — необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания; — комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости. Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы. Дети-инвалиды имеют льготы: — 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая; — дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси); — детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов; — дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно; — дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди; — семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде).

Читайте также:  Жалобы на врачей и медицинские учреждения

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Лица с ОВЗ: определение понятия

Вследствие перехода к социальной модели инвалидности и изменения подходов к определению инвалидности понятие «инвалид» в России стали заменять понятием «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Необходимо специально отметить тот факт, что названные понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А ребенок с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в том числе, и возможность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе по адаптированной образовательной программе.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад

Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах и школе. Заниматься с детсадовцами можно в обычном общеобразовательном, инклюзивном или специализированном ДОУ. Еще вариант – обучаться на дому. Я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.

В общеобразовательном ДОУ ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные уроки. Например, с логопедом или дефектологом. Это подходит не всем. В остальных дошкольных заведениях есть специальные адаптированные программы.

Основная функция ДОУ при работе с детками, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются интегрированные группы. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток.

Хочу дать еще несколько ссылок. Это онлайн-курсы для педагогов, которые занимаются с детками с ОВЗ. Каждый длится 72 часа. Все можно проходить онлайн, без отрыва от основной работы. Все-таки нам есть за что любить современные технологии! Итак:

  • Курс по навыкам сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в детсаду и школе. Новая онлайн-программа, обучение начинается в июне 2019-го.
  • Курс, помогающий разрабатывать и воплощать адаптированные основные, неосновные и индивидуальные школьные программы для деток с ОВЗ. Будет полезен моим коллегам в школе.
  • Такая же тема – разработка основных, адаптированных и индивидуальных программ для школьников с ОВЗ– от других авторов.
  • Спецкурс для тех, кто занимается адаптацией детей с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. Для меня такие педагоги – настоящие герои.
  • Курс по составлению адаптированных программ для деток с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. В продолжение предыдущего пункта.

В зависимости от степени утраты работоспособности и способности к самообслуживанию, различают три группы инвалидности:

  • I группа. Способность к самообслуживанию полностью утрачена. Инвалид зависит от окружающих, постоянно нуждается в их помощи и уходе. Способность к передвижению утрачена, человек не может передвигаться без чужой помощи. Отмечается дезориентация во времени и пространстве. Человек не может общаться с окружающими, не в состоянии контролировать свое поведение.
  • II группа. Способность к самообслуживанию утрачена частично: инвалид в состоянии себя обслуживать и передвигаться, но только с использованием специальных приспособлений или с помощью окружающих. Трудоспособность утрачена, либо человек может выполнять определенные виды работы, но нуждается в специальных условиях, особом оснащении рабочего места, посторонней помощи. Способность к обучению утрачена, либо человек может обучаться в специальных учебных заведениях, по особой адаптированной программе, либо только в домашних условиях. Ориентация во времени и пространстве, контроль над своим поведением возможны с помощью посторонних. Для того чтобы общаться с окружающими людьми, нужна посторонняя помощь или специальные устройства.
  • III группа. Человек может себя обслуживать, применяя специальные вспомогательные средства. Он может передвигаться, но медленнее, чем здоровые люди, на меньшие расстояния. Способность к обучению сохраняется, но нужен специальный режим, помощь других людей помимо педагогов. Люди с третьей группой инвалидности не могут работать по профессии, вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, в меньших объемах. Для адекватной ориентации во времени и пространстве нужны вспомогательные устройства. Скорость общения снижается, человек способен усваивать и передавать меньшие объемы информации.

Льготное санаторно-курортное лечение

Инвалиды имеют право на получение льготных путевок в лечебно-оздоровительные санатории в рамках НСУ. Для этого должны быть необходимые медицинские показания и отсутствовать противопоказания.
Для детей-инвалидов длительность пребывания в санатории составляет 21 день, для инвалидов, страдающих болезнями и последствиями от травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.

Кроме оздоровления ребенка-инвалида законодательством предусматривается предоставление путевки и сопровождающему его лицу. Обе путевки выдаются на одинаковых условиях.
Направление на оздоровление можно получить в ФСС или органах соцзащиты, подав заявление. Необходимым условием для обращения за направлением является наличие справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение, которую выдают в лечебно-профилактическом учреждении по месту прикрепления.

Читайте также:  Какие льготы положены ветеранам труда в 2023 году в России

В каждом отдельном регионе предусмотрена своя периодичность предоставления путевок. Так, для Москвы и Московской области действует бесплатное обеспечение путевками детей-инвалидов не чаще одного раза в год.
Если путевка не была предоставлена из-за очередности, отсутствия финансирования либо по другим причинам, отказ можно обжаловать в:

  • ФСС или органе соцзащиты региона;
  • прокуратуре;
  • суде.

Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.

Причины

Факторы

биомедицинские

социальные

поведенческие

образовательные

Внутриутробное развитие плода (пренатальные)

-возраст родителей;
-заболевания у матери;
-хромосомные нарушения;
-врожденные синдромы

нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам

родители употребляли алкоголь, табак, наркотики

родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны

Рождение ребенка (перинатальные)

-недоношенность;

-родовые травмы

плохой уход за малышом

отказ от ребенка

отсутствие медицинского наблюдения

Дальнейшая жизнь (постнатальные)

-плохое воспитание;
-травмы мозга;
-дегенеративные заболевания;
-эпилепсия;
-менингоэнцефалит

-бедность;
-плохие взаимоотношения в семье

-домашнее насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция;
-несоблюдение мер безопасности;
-плохое поведение

-некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний;
-недостаток воспитания;
-отсутствие поддержки со
стороны других членов семьи

Инвалидность устанавливается после оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека на основании критериев, утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Группа инвалидности устанавливается только после установления инвалидности в соответствии с приведенными критериями (п.10 Классификаций и критериев).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

В стؚране пؚроисходят сؚущественные изменения в подходах к деؚфиниции и решению особенностей инвалидности согласно междунаؚродным ноؚрмам. В настоящее вؚремя инвалидами пؚризнаются не только гؚраждане со сниженной или утؚраченной тؚрудоспособностью, но и лица, котоؚрые имеют пؚрочие огؚраничения жизнедеятельности (самообслؚуживания, пеؚредвижения, общения, обучения).

Это повлекло модиؚфикацию госудаؚрственной политики касательно инвалидов: углубление реабилитационной напؚравленности, стؚруктурное пؚреобразование слؚужб экспеؚртизы и реабилитации инвалидов, фоؚрмирование системы реабилитационной пؚромышленности и развитие российского рынка сؚредств реабилитации и реабилитационных услуг.

Статистика инвалидов в России в 2020 году насчитывала более 13 млн.[1] человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста. То есть на каждые 10 тыс. человек приходится приблизительно 59 граждан недееспособной категории. Среди них большинство относится к третьей группе. Меньше всего представителей первой группы.

Анализ статистики инвалидов по стране[2] показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах. Отечественные показатели одни из самых низких в мире.

Цель исследования курсовой ؚработы – изучение понятия «инвалидность» и исследование законодательства Российской Федерации в области установления инвалидности.

Для достижения поставленной цели были выделены следؚующие задачи:

— опؚределить сؚущность понятий — инвалид, инвалидность;

-ؚрассмотреть виды и причины инвалидности;

-изؚучить условия признания гражданина инвалидом;

-опؚределить условия прохождения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования инвалидов;

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере установления инвалидности и прохождения медико-социальной экспертизы.

Пؚредметом исследования выстؚупают пؚравовые ноؚрмы, регулирующие поؚрядок установления инвалидности в Российской Федерации.

Источниками инфоؚрмации для написания работы послужили ноؚрмативно-правовые акты, регулирующие изؚучаемую сферу, базовая учебная литеؚратура, итоги исследований видных отечественных и заؚрубежных автоؚров, таких как Агашев Д.В, Бовыкин, В.С., Буянова, М.О., статьи и обзоؚры в специализиؚрованных и пеؚриодических изданиях, спؚравочная литеؚратура, инфоؚрмация сети Интеؚрнет и дؚругие актؚуальные источники информации.

В пؚроцессе написания работы использовались следؚующие приемы и методы исследования: описательный метод; метод анализа и синтеза, системный подход, и другие.

Теоретическую основу исследования составили научные труды по социальному праву, трудовому праву принадлежащие авторам, указанным в библиографическом списке.

При аномалиях здоровья, которые сложно поддаются лечению или считаются не устранимыми, по закону гражданину РФ положена определённая группа инвалидности. Особый статус человека с ограничениями независимо от возраста гарантирует ему получение пенсии и различных преференций. Более подробно раскроем тему в данном материале. Группы инвалидности в РФ — характеристика каждой Инвалидов принято классифицировать согласно их способности к работе и самообслуживанию. С учётом этих возможностей и степенью их утраты дают 1, 2 или 3 группу. Льготникам 1 группы в силу значительных ограничений по здоровью требуется помощь в передвижении, осуществлении ухода и пр. Нередко у таких граждан диагностируют проблемы с ориентацией во времени и пространстве, сложности с общением и контролем поведения. Проще говоря, категория относится к тяжёлой. При 2 группе способности частично сохранны. То есть специальные приспособления, устройства помогают инвалиду справляться с повседневными делами, ходить и даже работать в специальных условиях. Хотя рассматриваемая группа (как и 1) считаются не рабочими. Наконец, граждане с 3 группой могут обслуживать себя, перемещаться, трудиться достаточно свободно, но в более медленном темпе по сравнению с обычными людьми. График таких работников должен быть облегчённым, нужно учитывать некоторые ограничения и рекомендации врачей. Критерии получения группы инвалидности Право на льготный статус возникает в случае, когда недуг, травма, увечье ограничивают возможности их обладателя (умственные и физические). Таким образом, фиксируется нуждаемость человека в соцзащите и тд. Важно! По словам экспертов, нет полного списка заболеваний, по которым обязательно дадут группу инвалидности. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Ребёнка или взрослого признают льготником только по итогам проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Специалисты опираются на предоставленные документы, оценивают признаки нездоровья, опрашивают больного и тд. В частности, принимают во внимание следующие дисфункции: — утрата зрения, слуха, голоса, чувствительности тактильных и других анализаторов; — расстройства психики — частичная или тотальная потеря памяти, способности нормально мыслить, управлять сознанием и выполнять элементарные действия; — деформация тела — к примеру, из-за отсутствия части тела простые движения, перемещение становятся невозможными, либо затруднены. В целом группу дают согласно тому, на сколько сильно проблема ухудшила жизнедеятельность человека. После присвоения в большинстве случаев особый статус требуется подтверждать на МСЭ раз в год или в несколько лет. В исключительных ситуациях (необратимые недуги, ухудшение самочувствия и пр) группа устанавливается до конца жизни (бессрочно). Перечень заболеваний для каждой группы. При 1 группе нарушения по здоровью наиболее стойкие и явные. Наблюдаются значительные ограничения. О присвоении данной категории речь идёт, если диагностируются: — ампутация (частичная или полная); — злокачественные опухоли с множеством метастаз; — тяжёлая степень недостаточности кровообращения; — поражение ЦНС, вызвавшее частые эпиприпадки, паралич тела; — необратимые проблемы в работе органов или последствия травмы; — сумеречное сознание, слабоумие, прогрессирующая шизофрения и другие аномалии; — заболевание, приведшее к потере голоса, зрения, слуха, а также прогрессирующий туберкулёз (последняя стадия). Поводом для присвоения 2 группы являются также явные проблемы, связанные с: — циррозом лёгких и печени; — удалением раковых опухолей; — язвой желудка в тяжёлой форме; — усугубляющимся туберкулёзом; — недугами спинного мозга (параличом); — поражениями миокарда или мышцы сердца, сбоем в кровотоке; — влияющими на интеллект инфекциями, травмами и атеросклерозом мозга; — хирургическим вмешательством в работу внутренних органов, их целостность и тд. Что касается 3 группы, здесь имеют место болезни, при которых несмотря на ограничения можно вести самостоятельную жизнь, работать. Специалисты дают инвалидам эту группу, если сталкиваются с: — поражениями ЦНС; — анатомическими дефектами; — аномалиями сосудов и сердца; — дисфункцией опорно-двигательного аппарата. Степени инвалидности для каждой группы, чтобы описать ущерб от недуга для организма, применяют такие степени повреждения, как: — небольшие дисфункции; — аномалии умеренной силы; — сильно проявленные состояния; — тяжёлые, сильно ограничивающие патологии. При первых двух степенях можно получить 3 «рабочую» группу, а при оставшихся двух подразумевается нетрудоспособность, недоступность профессиональной деятельности. Особенности оформления инвалидности назначают конкретную группу после подготовки документации и освидетельствования на МСЭ. В результате гражданину с ограничениями по здоровью доступны пенсионные выплаты и льготы, которые могут иметь небольшие отличия с учётом категории инвалидности. Очередное освидетельствование происходит через несколько лет для обладателей 1 группы и раз в год для лиц с 3, 2 группами. Если особенности выявлены у несовершеннолетнего, до 18 лет он будет считаться ребёнком-инвалидом (статус могут дать на год или на более долгий период). В ходе новой медкомиссии группу могут изменить или снять с учётом актуального состояния обследуемого. Далее перечислим основные нюансы по группам, касающиеся их назначения.

Читайте также:  Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?

1 группа инвалидности. На фоне ограничений 4 степени и тяжёлых нарушений достаточно часто инвалидность является бессрочной. О пожизненной группе говорят при стабильности или ухудшении состояния в отношении следующих льготников: — с общими заболеваниями в тяжёлой форме; — военнослужащих, экс-блокадников, участников военных действий и ветеранов; — имеющих сложные группы (не только 1, но и 2) при неизменности здоровья в течение 15 лет (и более), или при отсутствии позитивной динамики на протяжении 5 лет реабилитации; — достигших пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 — для мужчин) инвалидов нерабочих групп.

2 группа инвалидности Установление особого статуса аналогично 1 группе, но степень тяжести другая — болезни, как правило, в явной 3 стадии. Если случай исключительный и вписывается в представленный выше перечень, группа бессрочная и освидетельствоваться ежегодно не нужно.

3 группа инвалидности. Здесь проблема со здоровьем обычно во 2 или 1 стадии. Присутствуют бытовые и иные ограничения, медлительность, но работать разрешено. Тем более что размер пособия для льготников с 3 группой меньше, чем у других инвалидов. Зато им даются преференции в виде бесплатного переобучения, дополнительного отпуска и перерывов, особого оснащения рабочего места и тд.

Е же годно в учре жде ниях ме дико-социа льной экспе ртизы освиде те льствуе тся боле е 4 миллионов че лове к, из них впе рвые призна ются инва лида ми около 1 миллиона че лове к, повторно -2,5 миллиона гра жда н. По мне нию Министе рства здра воохра не ния и не посре дстве нно социа льного ра звития, пробле ма роста инва лидности пе ре шла в ка те горию «на циона льной бе зопа сности»[11]. В этой связи возра ста е т не обходимость ра зра ботки а де ква тных ме р социа льной за щиты инва лидов, основной це лью которой являе тся восста новле ние их профе ссиона льного и социа льного ста туса , достиже ния ими ма те риа льной не за висимости и социа льной инте гра ции в обще ство. Не смотря на то, что в после дне е вре мя был принят ряд за конов, на пра вле нных на усиле ние социа льной подде ржки инва лидов, их положе ние оста ётся тяжёлым. Эффе ктивность систе мы социа льной за щиты на се ле ния можно оце нить, сопоста вив фина нсирова ние ме роприятий систе мы социа льной за щиты с сокра ще ние м бе дности.

Человек направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (поликлиника, больница и др.), независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Лечебно-профилактическое учреждение направляет человека на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.[14]

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу человека, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (эти документы выдает лечебно-профилактическое учреждение).

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу. Отсюда следует, что эти организации буду собирать сведения о течении болезни очень тщательно и скрупулезно.

В случае если эти организации отказали человеку в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Это очень важный пункт в Постановлении, потому что именно он является ответом на многие заданные нам вопросы относительно инвалидности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению человека (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется человеку, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Человеку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Человеку, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДЕФЕКТОВ, НЕОБРАТИМЫХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА, ПРИ КОТОРЫХ ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ (КАТЕГОРИЯ «РЕБЕНОК ИНВАЛИД» ДО ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ПОЗДНЕЕ 2 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ПРИЗНАНИЯ ИНВАЛИДОМ (УСТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД»):

1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).

2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.

3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.

4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).

6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).

7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.

8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).

9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

10. Полная слепоглухота.

11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).

12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ — III степени и коронарной недостаточностью III — IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ — III стадии).

13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III — IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ — III степени.

14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II — III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ — III степени.

15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.

16. Неустранимые каловые свищи, стомы.

17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).

18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.

19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.

Критерии первой группы инвалидности

1 группа инвалидности присваивается при нарушении здоровья с 4 степенью выраженности утраты функций (от 90 до 100%). Данный факт устанавливается экспертами путем изучения документов и освидетельствования. При этом осмотр служит подтверждением диагнозов, содержащихся в медицинской документации.

К сожалению, даже при явных признаках инвалидности возможен отказ. Так, если признак инвалидности есть, зафиксирован при освидетельствовании, но подтверждающие документы к направлению не приложены, учреждение МСЭ вправе предложить пройти необходимую диагностику и повторно оформить направление на МСЭ. Суды не расценивают это как нарушение прав, хотя гражданин вынужден заново проходить большое количество обследований, собирать документы и ждать (см. апелляционное определение Падунского районного суда г. Братска от 29.01.2018 по делу № 11-1/2018).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *