Прекращено взыскание по исполнительному производству

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращено взыскание по исполнительному производству». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Получение исполнительного документа не гарантирует, что приставы сразу же вынесут постановление и начнут процесс исполнения решения. По каким причинам заявитель может столкнуться с отказом? В действующем законодательстве содержится достаточно обширный перечень оснований, при наличии которых принимается отрицательное решение. Так, приставы вправе не выносить постановление, если истек срок предъявления ИД, не вступило в силу соответствующее судебное решение, документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий и т.д.

Исполнительное производство на разных этапах

Для начала производство должно быть возбуждено судебными приставами-исполнителями. Возбуждают его в отношении физлиц и юридических лиц. 229-ФЗ об исполнительном производстве предусматривает раздел процесса на несколько этапов.

  • Возбуждение дела и подготовительные работы. Судебный пристав рассматривает исполнительный документ. Сначала анализируется ситуация на добровольное исполнение решения. Если подобного добиться не получается, начинается розыск должника. Параллельно разыскивается имущество.
  • Исполнение решения об исполнительном производстве в принудительном порядке. Собрав информацию об имуществе должника, нужно проверить, действительно ли оно принадлежит ему. Выделенные из взысканного имущества деньги покрывают долги.
  • Завершение процедуры. Исполнительное производство прекращает действовать на основании окончания процедуры.

Прекращение исполнительного производства: правовые последствия

Когда исполнительное производствопрекращается, для сторон дела это имеет определенные правовые последствия. На них указывает закон № 229- ФЗ, а точнее в статье 44. Если исполнительное производство прекратили по инициативе суда или исполнителя, последствия могут быть следующими:

  • Восстановить дело будет невозможно (исключая случаи доказанной ошибки по ФЗ 229);
  • Меры, что были назначены в рамках отмененного исполнительного производства, перестают действовать;
  • Документ, что использовался для активации отмененного исполнительного производства, нельзя будет использовать повторно (он остается в материалах уже отмененного производства);
  • Пристав может возбудить новое производство, если должник не исполнил погашение расходов на выполнение исполнительных процедур (долг за неисполненные постановления, сборы, штрафы и т.п. что наложены приставом).

Правомочность постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и его обжалование

Если взыскатель считает, что постановление об отказе в возбуждении производства незаконно, необходимо обратиться в суд с административным иском об оспаривании решения судебного пристава. Порядок подачи административных исков данной категории урегулирован гл. 22 КАС РФ. При этом потребуется уплатить госпошлину в размере 300 руб., соблюсти требования к оформлению иска, установленные ст. 220 КАС РФ, и представить документы, указанные в ст. 126 КАС РФ.

ВАЖНО! Перед обращением в суд необходимо предварительно обратиться с жалобой на постановление к вышестоящему приставу. Без его ответа иск судом принят не будет, поскольку для данной категории дел предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Обратите внимание, что срок для обращения в суд с административным иском сокращен по сравнению с общим 3-месячным и составляет 10 дней с момента получения ответа от вышестоящего пристава. Правомочность отказа в возбуждении исполнительного производства проверяется тем судом, в районе нахождения которого работает выдавшее отказ должностное лицо.

Доказывать законность решения должен сам судебный пристав. Если он этого не сделает, решение признается незаконным и отменяется, а пристава обязывают рассмотреть вопрос о возбуждении исполнительного производства вновь.

***

Таким образом, ФЗ № 229 устанавливает исчерпывающий список оснований, по которым пристав может отказать в возбуждении производства. В случае вынесения такого постановления можно либо устранить причину, по которым оно было вынесено, либо обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства в суде в порядке административного судопроизводства.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Исполнительное производство».

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание

В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.

Читайте также:  Как восстановить права при утере в 2023 году?

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).

Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.

То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).

Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.

При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.

Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.

Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.

Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.

В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя, или указанное заявление не подписано взыскателем (его представителем), за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, или указанное заявление не соответствует требованиям, предусмотренным частью 2.2 статьи 30 настоящего Федерального закона;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

Читайте также:  Как рассчитать стоимость чистых активов по балансу организации

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 1.2 статьи 12, частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона;

12) исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства и указанная процедура внесудебного банкротства не прекращена (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 223.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

13) исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о завершении процедуры внесудебного банкротства (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в пункте 2 статьи 223.6 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

1.1. Постановление Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства принимается в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа на основании наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате должником задолженности в полном объеме, а также в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

2.1. В случае принятия судебным приставом-исполнителем решения об отказе в возбуждении исполнительного производства исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не направляется взыскателю. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 11 части 1 настоящей статьи, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, направляется только постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

2.2. В случае поступления исполнительного документа, содержащего требование о взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет, в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не по месту совершения исполнительных действий исполнительный документ направляется в соответствующее подразделение судебных приставов без принятия какого-либо процессуального решения с уведомлением органа, направившего исполнительный документ для исполнения.

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 4, 7 и 12 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. При необходимости повторного направления (предъявления) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, если взыскателю в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи направлялось только постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, взыскатель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, принявшим соответствующий акт, с заявлением о повторном направлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа в порядке, установленном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Оформление постановления

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.

Перечень сведений в постановлении пристава следующий:

  • название подразделений, адрес офиса;
  • дата принятия решения;
  • должность, фамилия, инициалы пристава;
  • номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
  • разрешаемый вопрос (об открытии производства);
  • ссылка на законодательство;
  • существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
  • порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
  • дата и подпись.

На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.

Как должнику-гражданину добиться окончания исполнительного производства по п.4 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (в связи с отсутствием имущества)

Внесудебное банкротство для граждан, общий размер задолженности которых не превышает 500 тысяч рублей, хорошее решение для многих должников, которые не в состоянии заплатить за полноценную судебную процедуру. Сложность же заключается в том, что оценка неплатежеспособности должника по сути переложена с финансового управляющего и суда на судебного пристава.

Ведь для того, чтобы пройти эту желанную для многих и, главное, бесплатную процедуру нужно чтобы на дату подачи такого заявления (в МФЦ) в отношении должника было окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании п.4 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (п.1 ст.223.

2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Исполнительные производства же могут длиться месяцами и годами.

Точнее – «висеть» без движения – пристав разослал запросы в банке/Росреестр/ГИБДД, направил (в лучшем случае) повестку должнику о явке, а может даже осуществил выезд по месту проживания должника (если взыскатель попался настойчивый).

Итог – имущества нет, денег на счетах/официального дохода нет, по исполнительному листу взыскатель не получил ни копейки, однако оканчивать исполнительное производство по п.4 ч.1 ст.46 Закона «Об исполнительном производстве» пристав явно не собирается.

Кто имеет право оспорить отказ в инициировании исполнительного производства?

Отказ в возбуждении процесса истребования долгов передаётся сразу всем участникам дела. Оспорить это решение может любая сторона, которая заинтересована в полном возврате задолженности.

Теперь давайте разберём, кто может подать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, а также оспорить отказ в процедуре по истребованию долгов:

  1. Заявитель, в пользу которого принято решение. По исполнительному листу именно он является заинтересованным лицом.
  2. Прокурор, который защищает общественные и государственные интересы. А также это может быть человек, который выступает от лица тех, кто не может себя самостоятельно защитить. К примеру, дети, не достигшие совершеннолетия, или же недееспособные люди.
Читайте также:  Как отменить судебный приказ о взыскании долга

Прокурор имеет полномочия принимать и передавать исполнительные листы приставам. А также он может оспаривать их решение или подавать жалобу на бездействие работников службы.

Как возбудить исполнительное производство?

Исполнительное производство открывается по правилам ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ на основании заявления взыскателя в течение от 1 до 3 дней.

Исполнение судебного решения ведется судебным приставом-исполнителем от имени государства. Он взыскания, принудительных мер и их порядка, порядка изъятия имущества. Судебный пристав также делают индивидуальную оценку собственности на сумму до 30 000 рублей и т.д.

Одной из основных причин неудовлетворительного состояния исполнительного производства в чрезвычайно высокой нагрузке судебных приставов: в 2017 году она в среднем составляла до 3000 процедур на пристава в год. Поэтому об эффективности взыскания долгов говорить не приходится, иначе судебный пристав должен в среднем успешно завершать в день десять-пятнадцать исполнительных производств.

Нет причин ожидать снижения нагрузки в ближайшее десятилетие, так как количество исков и, соответственно, судебных решений только увеличивается. В результате, растет количество жалоб на работу судебных приставов, которые не обеспечивают взыскание большинства долгов.

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Что такое исполнительное производство

Чтобы четко понимать вектор действий для защиты своих прав, граждане должны иметь представление о механизме судопроизводства и вступления решения суда в законную силу. С последним юридическим фактом тесно связано понятие исполнительного производства.

Это завершающая стадия рассмотрения гражданского дела, когда решение суда вступило в силу, и к своим обязанностям приступают судебные приставы-исполнители. Их главная задача – обеспечить реализацию и восстановление прав пострадавших.

Исходя из сути гражданского производства, можно сказать, что основной целью здесь будет выступать взыскание материальных средств с должника.

Запомните! После вынесения судом решения о взыскании средств с виновного лица пострадавший имеет право обратиться с заявлением к судебному приставу, который обязан в течение трех дней возбудить исполнительное производство. Об этом говорит статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Как устроено исполнительное производство в России?

От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.
Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.

Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).

Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).

Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО

Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *