Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст.83 НК РФ в целях налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 срока постановки на учет в налоговом органе, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе влекут применение к налогоплательщику мер ответственности согласно ст.ст.116, 117 НК РФ.
Порядок применения вступивших в законную силу решений арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов налоговых органов
В соответствии со ст.138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.
В соответствии со ст.127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд принимает решение именем Российской Федерации. Если арбитражный суд устанавливает порядок исполнения решения, то об этом указывается в самом решении. Если арбитражный суд не устанавливает в решении порядка исполнения решения, то согласно ст.135 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента их принятия.
В соответствии со ст.ст.145, 161 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, и кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией. Согласно ст.177 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы принимается постановление, которое подписывается всеми судьями. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
В соответствии со ст.13 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ)
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ; в редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 29.11.2010 № 324-ФЗ)
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
пп.1 наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса; (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 27.11.2017 № 343-ФЗ)
пп.2 имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
пп.3 готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
пп.4 сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
пп.5 имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
пп.6 другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 47. Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
1. В случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств, налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия постановления о взыскании задолженности (далее в настоящей статье — индивидуальный предприниматель), в пределах сумм, не превышающих отрицательное сальдо единого налогового счета, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится на основании постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества (далее — постановление о взыскании задолженности), размещенного в реестре решений о взыскании задолженности.
2. Направление постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Одновременно с направлением постановления о взыскании задолженности налоговый орган размещает указанное постановление в реестре решений о взыскании задолженности с указанием сведений о его отправке судебному приставу-исполнителю. При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, приостанавливается до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены.
3. Направление судебному приставу и размещение постановления о взыскании задолженности в реестре решений о взыскании задолженности осуществляются в течение десяти месяцев:
либо с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному постановлению при наличии отрицательного сальдо на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты возникновения после размещения в реестре решений о взыскании задолженности предшествующего постановления новой суммы задолженности на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо по истечении трех лет с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, не превышающем 30 тысяч рублей.
4. Постановление о взыскании задолженности, размещенное после истечения срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Постановление о взыскании задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт, размещается в реестре решений о взыскании задолженности одновременно с информацией о таком судебном акте, вступившем в законную силу.
5. Постановление о взыскании задолженности должно соответствовать требованиям к исполнительным документам, установленным Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также содержать:
1) наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
2) дату принятия и номер решения налогового органа о взыскании задолженности;
3) идентификационный номер налогоплательщика, наименование и адрес налогоплательщика (налогового агента) — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства налогоплательщика (налогового агента) — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;
4) дату выдачи указанного постановления.
6. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения соответствующего исполнительного производства.
7. Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов, за исключением счетов в банках, в отношении которых направлены поручения в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Взыскание задолженности в части налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) производится за счет общего имущества товарищей.
При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
9. В случае взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента погашения задолженности в пределах сумм денежных средств, вырученных от реализации такого имущества.
10. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
11. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании задолженности в части уплаты сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Закрепив обязанность каждого платить законно установленные налоги, Конституция Российской Федерации (ст. 57) непосредственно не предусмотрела механизма ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) в виде установления правил исполнения и обеспечения обязанности по уплате налогов, форм и методов налогового контроля и др.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П), налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов направлены на то, чтобы, с одной стороны, гарантировать исполнение конституционной обязанности налогоплательщиками, а с другой — не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов.
С момента введения в действие НК РФ (с 01.01.1999) прошел достаточный период времени. За это время выработаны теоретический и практический подходы к порядку и срокам возможных действий со стороны налоговых органов по принудительному взысканию сумм налоговой задолженности, сформирована судебная практика. Однако в НК РФ периодически вносятся существенные изменения, которые кардинально изменяют сроки применения мер государственного принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов.
Процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов и сроков их реализации, несоблюдение которых нарушает установленный законом порядок взыскания обязательных платежей. Что, в свою очередь, препятствует, а в ряде случаев исключает возможность осуществить взыскание налогов налоговым органом несмотря на то, что сами налоги начислены законно и обоснованно. К примеру, в Постановлении от 31.05.2010 по делу N А48-5053/2009 ФАС Центрального округа указал, что для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание задолженности.
В связи с этим вопрос о действующих сроках взыскания налога с индивидуальных предпринимателей и организаций является актуальным.
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Решение о взыскании налога
Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.
ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.
Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам
Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.
Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.
Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.
День получения требования зависит от способа его отправки:
- седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
- день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.
Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?
Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).
Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.
И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.
Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).
Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.
Есть и другие основания для списания недоимки:
- компания ликвидируется;
- инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
- компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.
Ст. 48 НК РФ с комментариями
Закрепляя в нормах исключительно судебный порядок взыскания недоимок, законодатель стремится реализовать принцип неприкосновенности частной собственности, предусмотренный ст. 35 Конституции. В п. 3 этой нормы установлено, что никого нельзя лишить его имущества, кроме как по решению суда.
Взыскание неуплаченных в бюджет и фонды сумм может осуществляться в соответствии с решением контролирующего (таможенного или налогового) органа. Перед его вынесением плательщику направляется требование о погашении задолженности в порядке, предусмотренном ст. 69 НК, ст. 152 311-ФЗ. Оно представляет собой уведомление физлица о неотчисленной сумме взносов, сборов или налога и об обязанности погасить задолженность в установленные сроки.
Если указанное требование исполнено не будет, контролирующий орган может обратиться в суд. В заявлении указываются все требования, по которым срок исполнения уже истек, если их общая сумма превысила 3 тыс. руб. Данная сумма периодически пересматривается с учетом уровня инфляции и изменением потребительских цен.
Отчисление установленных Налоговым кодексом платежей в бюджетную систему – обязанность каждого физлица, имеющего объект обложения. По некоторым налогам ИФНС формирует уведомление и направляет его плательщику. Так происходит, к примеру, с платежами с имущества, земельным налогом. Во всех других случаях физлицу необходимо самостоятельно следить за своевременностью исполнения обязательств. Подтвердить уплату установленных налогов можно квитанциями. В установленных законодательством случаях налогоплательщик должен сдать декларацию. В ней должны присутствовать достоверные и полные сведения о поступивших доходах. На основании этих сведений производится уплата налогов.
Стоит подчеркнуть, что порядок привлечения к ответственности нарушителей налоговых и таможенных норм, установленный в ст. 48 НК, распространяется исключительно на граждан, не являющихся предпринимателями. Меры для ИП и организаций регламентируются другими нормами Кодекса.
Пристав уполномочен… не действовать
Отказать в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может по нескольким причинам. Назовем некоторые из них, например (ст. 31 Закона № 229-ФЗ):
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо оно не подписано. Правда, нужно учесть, что в некоторых случаях исполнительное производство подлежит возбуждению и без такого заявления;
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа;
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;
- исполнительный документ был ранее предъявлен, и производство по нему было прекращено или окончено.
Новость, которая «взорвала» интернет
А еще в конце декабря 2021 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета… Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2021 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.
Этот замечательный человек, который называет себя налоговым консультантом, процитировал ст. 45.1 НК РФ. Она вступила в силу 29 октября 2021 года. По сути дела, с 2021 года только заработала. И он нам процитировал следующее:
«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».
Процитировав это, он говорит: «Ну, гляньте, теперь транспортный налог, налог на имущество и налог на землю физлица могут платить, а могут не платить. Они должны сделать это добровольно». И никому в голову не пришло прояснить, что такое единый налоговый платеж.
Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство — перед государством.
Задолженность — понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность — это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.
Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета — и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.
Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором — обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.
Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.
Налоговая недоимка
Недоимка по налогам – это просроченный платеж по налогам, как граждан, так и предпринимателей в бюджет страны.
Недоимка может появиться из-за несвоевременно уплаченного налога, что повлечет за собой штрафные санкции.
К недоимке по налогам также относят и излишне возмещенных налоговым органом сумм платежей, например, налог на добавленную стоимость.
Вернуть из бюджета можно излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и акцизы. Сумму уплаченного НДС можно вернуть, если сумма данного налога меньше суммы вычетов. Сумму уплаченного акциза можно вернуть, если вычеты окажутся выше суммы самого налога.
Распространенные ошибки при расчете пеней
Ошибка. Пени и уплаченный в бюджет штраф, бухгалтер отразил на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Как правильно. Пени и штрафы, уплаченные в бюджет из-за несвоевременной уплаты налога, должны отражаться по дебету 99 счета «Прибыли и убытки». На 91 счете «Прочие доходы и расходы» отражаются пени или штрафные санкции, применяемые к контрагентам (покупателям, поставщикам и т.д.).
Правильная проводка будет следующей:
Дебет 99 «Прибыли и убытки»/ Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислены пени и штраф.
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» / Кредит 51 «Расчетный счет» – уплачены начисленные пени и штраф в бюджет.
В состав расходов при расчете налога на прибыль такие суммы не учитываются, также суммы пеней и штрафов не уменьшают расходы организаций и ИП, находящихся на упрощенной системе налогообложения.