Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила по охране труда на автотранспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.
Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:
- При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
- Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
- Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.
Перечень инструкций по охране труда для водителей
- Инструкция по охране труда водителя бензовоза
- Инструкция по охране труда водителя автобуса
- Инструкция по охране труда водителя автоцистерны
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
- Инструкция по охране труда водителя микроавтобуса
- Инструкция по охране труда водителя мусоровоза
- Инструкция по охране труда водителя самосвала
- Инструкция по охране труда водителя топливозаправщика
- Инструкция по охране труда водителя цементовоза
- Инструкция по охране труда водителя эвакуатора
- Инструкция по охране труда водителя ассенизационной машины
- Инструкция по охране труда водителя автомобиля дорожной службы
- Инструкция по охране труда водителя инкасаторской машины
- Инструкция по охране труда водителя контейнерного мусоровоза
- Инструкция по охране труда водителя пескоразбрасывающей машины
- Инструкция по охране труда водителя поливомоечной машины
- Инструкция по охране труда водителя автомобиля скорой помощи
- Инструкция по охране труда водителя снегоуборочной машины
- Инструкция по охране труда водителя автопогрузчика
- Инструкция по охране труда водителя автобетоносмесителя
- Инструкция по охране труда водителя вездехода
- Инструкция по охране труда водителя трала
- Инструкция по охране труда водителя скотовоза
- Инструкция по охране труда водителя электропогрузчика
- Инструкция по охране труда водителя при погрузке и перевозке древесины
- Инструкция по охране труда водителя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда водителя при работе в условиях низких температур
- Инструкция по охране труда водителя экспедитора
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- Инструкция по охране труда водителя при вывозке леса
Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда
Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.
- Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
- Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
- Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
- Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
- Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
- Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
- Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
- Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
1.1.1. Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»* и Трудовым кодексом Российской Федерации**.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 3702.
1.1.2. Настоящие Правила распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).
Настоящие Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом в части требований, изложенных в подразделе 2.4 настоящих Правил.
1.1.3. Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.1.4. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.
1.1.5. На основании настоящих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.
1.1.6. В организациях помимо настоящих Правил должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Госгортехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздрава России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании АТС.
1.1.7. Права и обязанности работодателя и работников определены Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
3.1.1. Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны отвечать требованиям действующих строительных норм и правил и других нормативных актов.
3.1.2. Этажность здания, в котором размещаются АТС, работающие на КПГ, а также помещения для их технического обслуживания, ремонта, проверки технического состояния и хранения должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. При этом рассчитываются:
— допустимый объем помещения исходя из условий, что допустимая удельная масса газа (концентрация газа) в помещении при максимально возможном аварийном поступлении КПГ в помещение из одного баллона, имеющего наибольшую емкость, и при отсутствии аварийной вентиляции, составляет 2,886 г/м3;
— фактический свободный объем помещения, который определяется по разности между геометрическим (строительным объемом) и суммарным объемом занимаемого технологическим оборудованием и подвижным составом (на практике свободный объем помещения допускается принимать равным 80 % геометрического объема помещения).
Если свободный объем помещения больше допустимого даже при отсутствии аварийной вентиляции, то независимо от количества АТС, работающих на КПГ и находящихся в помещении, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности остаются такими же, как и для автомобилей, эксплуатируемых на нефтяном топливе.
Если свободный объем помещений меньше допустимого, то помещения относятся к категории А согласно действующим нормативным актам. При этом указанные выше помещения должны быть оборудованы:
— непрерывно действующей системой автоматического контроля воздушной среды в помещении с установкой датчиков довзрывоопасных концентраций;
— аварийной вентиляцией кратностью не менее 5 объемов помещения в час с резервными вентиляторами;
— электрооборудованием согласно требованиям действующих нормативных актов для зоны класса В1а;
— легкосбрасываемыми конструкциями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов для помещений категории А.
3.1.3. Помещения для технического обслуживания, ремонта, проверки технического состояния и хранения АТС, работающих на ГСН, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. При этом концентрация газа в помещении (в случае выпуска газа из баллона) не должна превышать 1,45 г/м3.
Если расчетное количество поступающего газа превышает указанную величину, то помещение должно быть дополнительно оборудовано:
— системой автоматического контроля воздушной среды;
— системами аварийной вентиляции и аварийного освещения, выполненных во взрывозащищенном исполнении.
3.1.4. Над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС должны быть вывешены надписи (установлены знаки), указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте.
3.1.5. В производственных помещениях должны быть выделены специальные места для курения.
3.1.6. Приемка в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных организаций, отдельных производственных помещений, цехов, участков должна производиться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами при участии представителей Федеральной инспекции труда, Госсанэпиднадзора России и ГПС МЧС России, соответствующих профсоюзных органов.
3.1.7. Не допускается:
— загромождать подходы к местам расположения пожарного инвентаря, оборудования и извещателей электрической пожарной сигнализации;
— устанавливать в помещениях АТС в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок их расстановки;
— загромождать ворота запасных выездов как изнутри, так и снаружи.
3.1.8. У наружного входа в производственные и вспомогательные помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.
3.1.9. Вновь строящиеся помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС оборудуются средствами автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
3.1.10. В помещения, в которых производятся работы с применением вредных, взрывоопасных и пожароопасных веществ, не должны допускаться лица, не участвующие в непосредственном выполнении работ.
3.1.11. В помещениях должны быть аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
3.3.1. Створчатые ворота производственных помещений должны открываться наружу, а для въезда на территорию организации и выезда с нее — внутрь.
3.3.2. Выезд (въезд) АТС из цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж не допускается (разрешается только через отдельные наружные ворота).
3.3.3. Подъемные ворота должны быть оборудованы ловителями (фиксаторами), обеспечивающими удержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или порче механизма подъема и спуска.
3.3.4. Наружные ворота помещений для хранения, технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС в районах со средней месячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года минус 15 °С и ниже следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами при следующих условиях:
— при количестве пяти и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота в помещениях технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС;
— при расположении постов технического обслуживания на расстоянии 4 и менее метров от наружных ворот;
— при количестве двадцати и более въездов в час, приходящихся на одни ворота в помещении хранения АТС, кроме легковых АТС, принадлежащих гражданам;
— при хранении в помещении пятидесяти и более легковых АТС, принадлежащих гражданам.
Включение и выключение воздушно-тепловых завес должно осуществляться автоматически.
При температуре зимой ниже минус 25 °С должны дополнительно устраиваться тамбуры-шлюзы.
3.3.5. Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступов. Въездной уклон должен быть не более 5 %.
2.1.4.1. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
2.1.4.2. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
2.1.4.3. Проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
2.1.4.4. Снятые с АТС детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали — на стеллажи.
- Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производятся с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
- Размеры конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.
2.1.5.1. Проверять техническое состояние АТС и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверки работы системы питания и зажигания, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом.
2.1.5.2. Для осмотра АТС в темное время суток и осмотра АТС снизу на осмотровой канаве или подъемнике следует пользоваться переносным электрическим светильником напряжением не выше 50 В, защищенным от механических повреждений, или электрическим фонарем с автономным питанием.
2.1.5.3. При проверке технического состояния АТС необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.
2.1.5.4. Испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистемы и т.д., плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы.
2.1.5.5. При испытании и опробовании тормозов АТС на роликовом стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» АТС с роликов стенда.
- Выполнение регулировок тормозов АТС, установленного на роликовом стенде, допускается только при выключенных стенде и двигателе АТС автомобиля. Перед пуском двигателя АТС и включением стенда необходимо убедиться, что работники, выполняющие регулировку, находятся в безопасной зоне.
1.1.1. Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»* и Трудовым кодексом Российской Федерации**.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 3702.
1.1.2. Настоящие Правила распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).
Настоящие Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом в части требований, изложенных в подразделе 2.4 настоящих Правил.
1.1.3. Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.1.4. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.
1.1.5. На основании настоящих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.
1.1.6. В организациях помимо настоящих Правил должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Госгортехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздрава России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании АТС.
1.1.7. Права и обязанности работодателя и работников определены Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Новые правила о допуске водителей к работе
В сентябре вступают в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей.
В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям.
Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.
Что нужно успеть до 27 сентября?
27 сентября 2020 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила).
Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях. До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:
- разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
- внеплановый инструктаж по охране труда;
- разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
- внеочередную проверку знаний по охране труда.
Что изменилось?
Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п.
137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями. Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6.
Автотранспорт: изменения в правилах по охране труда
Снова обучаем и проверяем сотрудников
27 сентября 2020 года вступил в силу Приказ Минтруда № 59н, утвердивший новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте (АТС). Новый документ имеет более четкую структуру, избегает дублирования правовых норм с другими существующими нормативными актами, а также делает акцент непосредственно на видах работ, характерных для АТС.
Приказ отменяет действие Межотраслевых правил 2003 года. Документ прошел регистрацию в Минюсте РФ и является обязательным для исполнения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Правила устанавливают требования охраны труда (ОТ) при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием транспортных средств. Исключение составляет эксплуатация внутризаводского напольного безрельсового транспорта (авто и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки).
Новые Правила состоят из семи разделов, включающих:
- требования по допуску персонала к выполняемой работе,
- указания по организации проведения работ,
- требования ОТ к зданиям и сооружениям, к оснащению рабочих мест и производственных площадок,
- требования ОТ к управлению транспортными средствами и техническому обслуживанию (самая объемная часть документа, регламентирующая повседневную работу на автомобильном транспорте, а также ремонтный процесс),
- нормы безопасности в сложных дорожных условиях, а также управления ТС со специальным оборудованием,
- требования по охране труда при хранении применяемых материалов, а также указания по погрузочно-разгрузочным процессам и логистике контейнерных перевозок,
- порядок проверок соблюдения новых правил, а также меры ответственности работодателей за их неисполнение.
Основные отличия от Правил 2003 года
- В список вредных и опасных производственных факторов при эксплуатации и ремонте ТС вошли физические и нервно-психические перегрузки.
- Работодатель вправе утверждать свои формы нарядов-допусков на работы с повышенной опасностью: можно использовать форму, рекомендованную Правилами, или ту, которая приведена в других нормативных актах.
- Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте водителям необходимо проходить не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний требований ОТ – на ежегодной основе.
- Знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты работодатель обязан при заключении с ним трудового договора. Кроме того, работник должен быть обучен не только применению выданных СИЗ, но и средств коллективной защиты на первичном инструктаже. Эту информацию требуется включать и в инструкции по охране труда.
- Здания и сооружения, предназначенные для эксплуатации и ремонта ТС, должны соответствовать Федеральному закону № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Исключен пункт об устройстве мест для курения в зданиях и на территории.
- Исключен раздел «Электробезопасность», поскольку он отражен в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей.
- План расстановки техники теперь необходимо утверждать приказом. Требования к плану конкретизированы.
- Необходимо устанавливать воздушные тепловые завесы, которые включаются автоматически, взамен применяемой ранее топки углем.
- В аккумуляторных должен находиться нейтрализующий раствор питьевой соды (2,5%) для кислотных батарей и раствор борной или уксусной кислоты (10%) для щелочных батарей. Таким образом требования стали более жесткими.
- Изменились требования ОТ, связанные с использованием инструментов и приспособлений.
- Исключен раздел «Режим труда и отдыха», который регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, и внесены изменения в организацию отдыха водителей.
Работодатель должен разработать и утвердить обновленные инструкции ОТ, пересмотреть программы вводного, первичного инструктажа на рабочем месте, провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по охране труда по новым программам.
Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:
- приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
- приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
- приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
- совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
- федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
- приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.
Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда
В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.
В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда
Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.
По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:
- к производственным территориям и организации рабочих мест;
- площадкам для хранения транспортных средств;
- размещению технологического оборудования;
- технологии производственных процессов;
- эксплуатации транспортных средств;
- размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.
В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.
В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.