Оценка профессиональных рисков в организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка профессиональных рисков в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Независимо от того, какой наступил случай (из описанных выше), обязательным для работодателя является необходимость извещения сотрудников об изменении условий труда, согласно результатам СОУТ. В любой ситуации подготавливается дополнительное соглашение, с которым должен ознакомиться сотрудник и подписать его.

При необходимости внесения в трудовой договор изменений документ подготавливает кадровая служба. Перед этим новые условия согласовываются с сотрудником. В некоторых случаях, например, при переходе работника на другую должность, на первом этапе подготавливается приказ на основе дополнительного соглашения, после чего новая информация размещается в трудовой книжке и личной карточке сотрудника.

Любые кадровые изменения должны быть подкреплены приказами. Например, при изменении оплаты труда либо режима работы, данные приказы станут основанием для бухгалтерии для расчета оплаты труда, а для кадрового отдела — ведения табеля.

Стоит знать, что инициатором внесения изменений в трудовой договор может быть не только работодатель, но и сам сотрудник. В подобной ситуации основанием для оформления дополнительного соглашения являются заявление работника и согласие работодателя.

Оформление дополнительного соглашения является обязательной для всех работодателей процедурой. В противном случае наступает определенная ответственность и принимаются соответствующие меры:

  • Административная ответственность согласно ч. 1,2 ст. 5.27 КоАП в случае нарушения порядка важных условий трудового договора;
  • Административная ответственность в соответствии с ч. 4,5 ст. 5.27 КоАП в случае несоблюдения правил оформления документов;
  • Если сотрудник уволился либо был уволен из-за отказа подписывать дополнительное соглашение, потому что вовремя (в срок, установленный законодательством) не был ознакомлен с изменениями условий труда, то его увольнение может быть признано незаконным. Работодатель обязан восстановить работника на его должности и выплатить ему все компенсации, установленные законом.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Почему обращаются в Центр экспертизы условий труда «СОТАРМ»?

  • Выполняем работы под ключ.
  • Минимально вовлекаем заказчика в процесс.
  • Даем гарантию на результат своей работы.
  • Предоставляем необходимые документы по организации работ по оценке профрисков:
    • Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.
    • Приказ о создании комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков.
    • График идентификации опасностей и оценки рисков в организации.
    • Анкеты для выявления опасностей.
    • Перечень опасностей.
    • Перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями.
    • Карты идентификации опасностей и оценки рисков.
    • Карты оценки рисков.

Опыт работ в городе Москве и Новой Москве

В этом разделе указаны города и районы, где мы проводили работы по данному направлению деятельности. Нажмите «География работ» или выберите этот пункт в главном меню наверху страницы, чтобы ознакомиться с опытом работ нашей организации по всем направлениям.

Читайте также:  В пензенском ПФР назвали размер социальной пенсии по старости в 2023 году
Год Область Район Город Вид работ
2015 Москва г. г.Москва Специальная оценка условий труда
2013 Москва г. г.Москва Аттестация рабочих мест по условиям труда (закрыто)
2014 Москва г. г.Москва Специальная оценка условий труда

Преимущества проведения оценки проф. рисков в ООО «Диагностика»

Законодательство разрешает работодателю проводить оценку профессиональных рисков самостоятельно.

При этом государственные надзорные органы обладают полномочием штрафовать работодателя за малейшее неадекватное или недостаточное (с их точки зрения) проведение этой процедуры, за неполное оформление документации по оценке рисков и т.п.

Поэтому и руководители крупных промышленных предприятий, и владельцы небольших частных коммерческих структур (ИП) предпочитают проводить оценку профессиональных рисков силами специализированных организаций.

Наш Центр сертификации ООО «Диагностика» аккредитован как на проведение Специальной оценки условий труда (СОУТ), так и на экспертную оценку профессиональных рисков.

Компания ООО «Диагностика» — это:

  • Собственный аккредитованный лабораторный испытательный Центр
  • Широкий штат аттестованных специалистов во всех областях охраны труда, владеющих современными технологиями оценки и менеджмента профессиональных рисков в соответствии с принятыми в РФ стандартами ГОСТ Р, ИСО/МЭК

Специальная оценка условий труда (СОУТ)– это обязательная процедура и распространяется на всех работодателей. За нарушение порядка проведения или её не проведение предусмотрена ответственность.

Вид нарушения Статья 5.27.1. КоАП. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Штраф должностным лицам, тыс. руб. От 5 до 10 Штраф для ИП, тыс. руб. От 5 до 10 Штраф юридическим лицам, тыс. руб. От 60 до 80

Как выполнить все требования закона?

В начале надо для себя понять, проводить оценку лично или привлекать для этого ряд экспертов. Если выбрать компанию, которая проводит ОПР, то сразу будут оговорены сроки выполнения работ, цена, все виды исследований. В дальнейшем разрабатывается отчет и учитываются возможные риски на предприятии. Эксперты, которые разработали отчет относят его на согласование и подпись руководителю предприятия. В отчете прописаны все виды опасности, присвоена им классификация, разрабатывается карта рисков на каждом рабочем месте, а также даются рекомендации, как понизить найденные риски. Передавать данный отчет никуда не нужно, он остается на предприятии и предъявляется при первой проверке инспектора.

При выполнении ряда действии, необходимо будет придерживаться таких правил:

1 Этап. Создание системы управления рисками на предприятии.

  • Подготовка для предприятия классификации возможных видов угроз и опасностей.
  • Подтверждение комиссии по ОПР.
  • Подготовка методики исследования ОПР на предприятии.

2. Этап. Нахождение опасностей на предприятии, сбор информации.

  • Составление списка опасностей, которые могут быть на рабочих местах, при использовании различных оборудований, инструментов. Также исследуется конструкция здания.
  • Изучаются опасности у всех перечисленных источников.

3. Этап. Оценка профессиональных рисков.

  • ОПР и расчет возможных ущербов и рисков на предприятии.
  • Исследование списка рисков.

4 этап. Создание мероприятий по понижению рисков.

  • Создание мероприятий по уменьшению рисков на предприятии.
  • Доведение информации до сотрудников предприятия, о возможных рисках на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Аргументы работодателей

Нет закона, в котором четко бы прописали, в каком порядке нужно ознакомить работников с результатами оценки профрисков. Например, в законе о спецоценке указали, что работников нужно информировать об условиях труда на их рабочих местах в течение 30 дней, поэтому за нарушение требования инспектор ГИТ сможет оштрафовать по истечении этого периода. В случае с оценкой профрисков закон не устанавливает конкретный срок на ознакомление, значит, сообщать работникам о результатах процедуры необязательно.

Мнение ГИТ и судов

Работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его рабочем месте (ст. 212, 219 ТК). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).

Как избежать проблем?

После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Читайте также:  можно ли вернуть в магазин плиточный клей обратно

В первую очередь специалист кадрового подразделения должен ознакомить сотрудников организации с результатами спецоценки рабочих мест. В том числе кадровик информирует работников:

  • об условиях труда, в которых придется работать;
  • полагающихся льготах и компенсациях;
  • возможных рисках и средствах индивидуальной защиты.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

Плановая СОУТ проводится в двух случаях:

  1. Вы открыли предприятие и наняли сотрудников по трудовому договору. Учтите, что спецоценка касается только работников, принятых в штат именно по трудовому договору (гражданско-правовой договор не подойдет) и, конечно же, СОУТ не проводится для сотрудников, которые не трудоустроены в вашей организации. Для того, чтобы вновь организованному юридическому лицу провести СОУТ на рабочих местах, дается год.
  2. Выходит 5-летний срок с даты проведения спецоценки. Обратитесь к схеме ниже

По рабочим местам, на которых планируется проведение спецоценки, сделайте выписку из штатного расписания, включающую название структурного подразделения, название должности и количество ставок по каждой, внесите в этот перечень ФИО и СНИЛС сотрудников, а далее дополните его информацией:

  • о количестве сотрудников, количестве женщин, лиц с инвалидностью и несовершеннолетних на каждом рабочем месте
  • о продолжительности рабочей смены по каждой должности
  • об используемом оборудовании, материалах и сырье
  • о том, проводилась ли ранее СОУТ на каждом рабочем месте из списка (если да, какой был присвоен номер рабочего места, класс (подкласс) условий труда)
  • какие гарантии и компенсации за вредные условия труда сейчас фактически получает сотрудник – повышенную оплату труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко, лечебно-профилактическое питание, прохождение медицинских осмотров. Добавьте пункт, имеет ли работник данной профессии право выйти на пенсию досрочно по вредности.

Обратите внимание! Есть профессии с изначально сокращенным рабочим днем. С всегда положенным доп. отпуском или льготным выходом на пенсию. Например, это работники образования и медики. Ваш отдел кадров должен четко видеть разницу между гарантиями и компенсациями за вредные условия труда и гарантиями и компенсациями из-за особенностей профессии.

Эксперта по СОУТ будет интересовать только первое – гарантии и компенсации, которые сейчас даются сотруднику или по результатам предыдущей СОУТ (АРМ) (то есть сейчас у рабочего места класс условий труда 3.1-3.4, 4), или по Постановлению № 298/П-22 от 25.10.1974 г., или по коллективному договору с обязательным в нем указанием, что гарантии даются именно за вредные условия труда.

Если гарантии и компенсации, которые вы даете работникам, относятся к Постановлениям Правительства № 781 от 29.10.2002 г., № 482 от 06.06.2013 г., № 101 от 14.02.2003 г., указывать их в перечне рабочих мест не нужно.

Дополнительное соглашение к трудовому договору после проведения соут

Например. Если в организации появились «вредники» по результатам СОУТ с классом условий труда 3.3, то следует указать в Правилах трудового распорядка в разделе «Оплата труда» (или в Положении об оплате труда) о повышенном размере оплаты труда для данной категории работников. Также целесообразно отразить конкретный размер повышения оплаты (в процентах) по должностям/профессиям. Напомню, что согласно ст. 147 ТК РФ «…минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда…». Работодатель имеет право сам устанавливать размер процента повышения, самое главное, чтобы он был не ниже 4.

Читайте также:  Облагаются ли алименты подоходным налогом

Если работники согласны с результатами СОУТ, кадровик готовит дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров. Но могут быть и такие работники, кто пожелает оспорить результаты СОУТ. В таком случае нужно обязательно составить акт об отказе работника ознакомиться(или согласиться) с результатами СОУТ и подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору. Работник может обратиться в инспекцию по труду за проведением экспертизы результатов СОУТ, при этом до получения заключения результаты СОУТ будут считаться действующими, в том числе в отношении несогласного сотрудника. Если и после проведения экспертизы работник не будет согласен подписать дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора, необходимо предложить работнику в письменной форме другую имеющуюся в организации работу (статья 74 ТК РФ). Если работник не согласен на перевод или вакансии отсутствуют, то следует оформить увольнение работника в соответствии с п.7 ч.1. ст.77 ТК РФ как несогласного с изменением определенных сторонами условий трудового договора с выплатой двухнедельного выходного пособия.

Отражение результатов СОУТ в трудовых договорах

Важно обратить внимание на то, что ст. 57 ТК РФ была дополнена еще одним обязательным для включения в трудовой договор условием. Теперь работодатель должен указывать в тексте трудового договора условия труда на рабочем месте.

Если до дня вступления в силу Закона №426-ФЗ у работодателя была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья работодатель может использовать результаты данной аттестации (ст. 27 Закона №426-ФЗ). Следовательно, в трудовой договор можно включить информацию об условиях труда на рабочем месте конкретного работника, полученную по результатам проведенной аттестации рабочих мест.

Рекомендуем прочесть: Как узнать территории городские или федеральные

Вносим изменения в трудовой договор по результатам спецоценки

Результаты спецоценки относятся к причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. В таком случае допускается изменять определенные сторонами условия трудового договора (кроме изменения трудовой функции работника) по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Ационерное общество «Эверест», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице генерального директора Вершинина Олега Романовича,действующего на основании устава, с одной стороны, и Белогоров Юрий Петрович, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда от 28.01.2021 и коллективного договора от 31.12.2021 заключили дополнительное соглашение к трудовому договору от 17.09.2021 № 47/13-тд о нижеследующем.

Как применить отчет по специальной оценке условий труда?

Нельзя просто убрать результаты СОУТ в шкаф на 5 лет. Специальная оценка служит основанием для назначения дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели или дополнительных выплат. Все эти изменения необходимо включить в трудовые договоры, а для этого необходимо составить дополнительные соглашения для всех работников.

Для некоторых должностей могут быть назначены медосмотры или психологические освидетельствования, которые финансируются работодателем. Данными из отчета можно воспользоваться при закупке нового оборудования со сниженным вредным воздействием на людей и окружающую среду. Зная вредные факторы производства, отдел кадров сможет подбирать более подходящих кандидатов на определенные должности. Также специальная оценка условий труда может выявить неэффективность средств индивидуальной или коллективной защиты, а их замена может даже снизить класс условий труда для рабочего места.

Оценка профрисков: как работодателю провести ее по закону?

Совместно с экспертным центром решите, какие именно факторы вам нужно исследовать на рабочих местах (на разных типах мест они будут отличаться).

Для измерений и оценки вредных факторов на рабочем месте нужно создать определённые условия. Заранее обсудите это с экспертами и позаботьтесь о реализации необходимого.

  • Оценка риска возникновения профессиональных заболеваний, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса.
  • Оценка риска травмирования (несчастного случая).
  • Комплексная оценка уровней профессиональных рисков и их приемлемости.

Результаты оценки профессиональных рисков оформляется в соответствии с установленными правилами. Члены комиссии и её глава должны подписать отчёт.

Отчет о проведении оценки уровней профессиональных рисков, включает в себя:

  • Перечень рабочих мест, на которых проводится оценка уровней профессиональных рисков;
  • Реестр опасностей, формирующих риск травмирования (несчастного случая) на предприятии, составленный на основе Типового реестра опасностей;
  • Контрольные листы идентификации опасностей и оценки риска травмирования (несчастного случая) на рабочих местах;
  • Карты оценки уровней профессиональных рисков на рабочих местах, включающие данные оценки риска возникновения профессиональных заболеваний, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, данные оценки риска травмирования (несчастного случая) и результаты комплексной оценки уровней профессиональных рисков и их приемлемости, рекомендации по снижению уровней рисков;
  • Сводная ведомость оценки уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
  • Приложения к отчету: Методика оценки профессиональных рисков.

СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.

Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.

Для чего проводят СОУТ

Специальная оценка условий труда – это совокупность действий, направленных на выявление присутствия или отсутствия факторов, влияющих на здоровье сотрудника. Процедура внедрена правительством в 2014 году, как альтернатива аттестации, и управляется законом РФ №426ФЗ от28.12.13.

СОУТ выявляет нарушения в области охраны труда в случаях, если работодатель утаивает достоверную информацию о состоянии рабочего места, экономит на соответствующих классам вредности, выплатах и льготах сотруднику. Таким образом, государство выражает заботу о работающих людях.

Процедура проводится раз в пять лет. Для проведения создается спец комиссия, которая состоит из руководителя компании или сотрудника уполномоченного по ОТ, члена профсоюзной организации в лице работника и эксперта спец организации, уполномоченной проводить СОУТ. Для проведения проверки оформляется приказ или распоряжение, по итогам проверки заполняется декларация и данные передаются в Минтруд.

По истечении 5 лет, сроки проверки автоматически продляются на этот же срок, если:

  • на предприятии не происходило изменений в плане построения техпроцесса;
  • не предполагалась модернизации оборудования и закупки нового усовершенствованного;
  • не было зафиксировано несчастных случаев.

Подведя итоги проверки, работодатель знакомит с ними сотрудников под роспись в течение 30 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *