Как оформляются результаты по итогам проверки трудовой инспекции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформляются результаты по итогам проверки трудовой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.

Если инспекторы нашли нарушения, они составят предписание об их устранении в определённый срок. Устраняйте нарушения вовремя, тогда у вас будет шанс обойтись без штрафа и получить только предупреждение.

Сообщите письмом в ГИТ, что исполнили предписание и приложите копии подтверждающих документов по каждому пункту. Если этого не сделать, вам назначат повторную внеплановую проверку.

Если не можете устранить нарушение в срок, направьте в ГИТ ходатайство о продлении. Это нужно сделать не позднее, чем за 5 рабочих дней до истечения срока, который указан в предписании. В ходатайстве пропишите причины задержки и перечислите, что уже выполнили. В этом случае ГИТ может продлить срок.

Незаконные удержания из зарплаты

Удержание из заработной платы возможно в установленных законом случаях. Так, если работнику была излишне выплачена зарплата, то удержания из сумм, причитающихся ему, для погашения задолженности могут производиться только вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Роструда от 01.10.2012 № 1286-6-1.

Как отметил суд, из буквального толкования норм действующего трудового законодательства следует, что счетной нужно считать ошибку, допущенную в арифметических действиях, в то время как технические ошибки, совершенные по вине работодателя, или ошибки используемой им программы, неправильное применение норм права, неправомерное начисление излишних сумм счетными ошибками не являются. Таким образом, удержать излишне выплаченную работнику зарплату вследствие сбоя компьютерной программы без согласия работника нельзя, поскольку данные действия будут неправомерными (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 22.07.2015 № 33-2153-2015).

Зачастую незаконные удержания из зарплаты производятся при увольнении. Напомним, что в силу положений ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Если работодатель при увольнении сотрудника не произвел удержание сумм оплаты за неотработанные дни отпуска, то он не вправе взыскать эти суммы с бывшего сотрудника в судебном порядке, за исключением случаев недобросовестности в действиях названного лица или счетной ошибки (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.07.2015 по делу № 33-4733/2015).

Штрафы по итогам проведенной проверки

Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.

Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2017 года:

  • Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
  • Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
  • Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.

Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Читайте также:  Необходимость носки шлема при передвижении на скутере

Как Роструд проверяет работодателей

Роструд может прийти с плановой или внеплановой проверкой:

  • в компанию;
  • к индивидуальному предпринимателю;
  • к обычному человеку, который нанял сиделку, кухарку, уборщицу или кого-нибудь ещё помогать по домашнему хозяйству.

Плановая проверка. Роструд делает плановые проверки по графику. Чтобы составить график, всех работодателей делят на пять категорий риска — в зависимости от опасности работы и наличия нарушений Трудового кодекса. Чем выше риск, тем чаще проходит плановая проверка.

Риск Как часто проходит плановая проверка
Высокий раз в два года
Значительный раз в три года
Средний раз в пять лет
Умеренный раз в шесть лет
Низкий не проводится

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Комментарии к ст. 360 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 356 ТК федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

С учетом положений ст. 356 ТК комментируемая статья дополнительно закрепляет, что основной формой надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда является осуществление инспекционных проверок соблюдения трудового законодательства любыми организациями, действующими на территории РФ, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателями — физическими лицами и устанавливает общие принципы и порядок инспектирования работодателей.

2. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда, помимо ТК являются Конвенция N 81 МОТ, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», КоАП.

Отдельные вопросы организации надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда регулируются нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. См., например, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, Положения о государственных инспекциях труда в субъектах РФ, утв. Приказами Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227.

3. Единые порядок и процедура проведения проверок должностными лицами органов государственного надзора и контроля регулируются положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Федеральный закон N 134-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на его проведение в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, его положения применяются и к отношениям, связанным с осуществлением федеральной инспекцией труда государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, поскольку указанные отношения не поименованы в перечне исключений из сферы применения данного Закона, содержащемся в его п. 3 ст. 1.

Вместе с тем следует учитывать положение п. 5 ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающего, что, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора. Конвенция N 81 МОТ согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» является именно международным договором.

Как предусмотрено ст. 2 Конвенции, система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.

Инспектор труда, снабженный документами, удостоверяющими его полномочия, имеет право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток в любую организацию, охватываемую контролем инспекции.

Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит последнему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет снижена эффективность контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 названной Конвенции).

Таким образом, применительно к отношениям, связанным с осуществлением уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, следует руководствоваться как положениями Федерального закона N 134-ФЗ, так и положениями Конвенции N 81 МОТ, которые в ряде случаев отличаются от его требований.

Читайте также:  Корректировка по РСВ: актуальные вопросы и примеры заполнения

4. В соответствии со ст. 16 Конвенции N 81 МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения законодательных положений. В соответствии с требованиями п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено должностными лицами государственного органа надзора и контроля (в том числе федеральной инспекции труда) не более чем 1 раз в 2 года.

Число внеплановых проверок, проводимых по информации работников или их представителей о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, максимальным пределом не ограничено.

Внеплановые (оперативные) проверки проводятся в случаях, когда предметом инспекционной проверки является контроль за исполнением обязательных требований (предписаний) об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в результате предыдущей плановой инспекционной проверки.

Внеплановая инспекционная проверка может проводиться также:

при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан;

при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

5. Статьей 7 Федерального закона N 134-ФЗ установлен порядок проведения мероприятий по контролю, руководствуясь которым государственные инспекторы труда осуществляют конкретную проверку соблюдения законодательства о труде на основании приказа (распоряжения) руководителя соответствующей инспекции труда.

В распоряжении (приказе) указываются: 1) номер и дата; 2) наименование соответствующего органа федеральной инспекции труда; 3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; 4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации; 5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; 6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении инспекционной проверки предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, работодателю (его полномочному представителю) либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением установленного образца.

Что проверяет трудовая инспекция

Проверка предполагает, что подпадает под нее любая норма трудового законодательства. У инспектора есть правомочие требовать ему предоставить такие акты:

  • трудовые соглашения, личная карточка на каждого сотрудника;
  • трудовые книжки, журнал учета данных актов;
  • график отработанных часов, табели учета;
  • больничные листы, акты, согласно которым проводились осмотры работников;
  • расчетные листы;
  • графики, согласно которым назначается отпуск, документация, связанная с ним;
  • ведомости бухгалтерского типа, счета индивидуального значения;
  • уставная документация компании;
  • оформление трудовых отношений с лицами, являющимися гражданами других стран.

Кроме того, проверить требуется положение относительно начисления заработка, личные данные каждого работника. Нужно документально доказать, что все работники прочитали указанные документы. Точный перечень актов, которые должны быть проверены, зависят от того, какое основание используется для производства проверки.

Нужно понимать, как руководство организации может подготовиться к проверочным мероприятиям. Чаще всего, происходят нарушения, связанные с применением к работодателю санкций в виде штрафов. Причиной становится отсутствие необходимой документации.

В каждой компании должны быть разработаны акты локального назначения. Это касается даже самой маленькой фирмы. К примеру, это правила внутреннего трудового распорядка или положение, где прописаны личные данные каждого сотрудника.

Проверяемому лицу может быть вручен и оригинал акта, и его копия

Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.

В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал.

ФНС со ссылкой на названный пункт в Письме от 27.08.2007 № 06-1-02/558 также пояснила, что проверяемому лицуподлежит вручению копия указанного акта.

Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Внесение изменений в акт проверки

Внесение изменений в акт проверки должно быть согласовано с проверяемым лицом

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.

Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.

Читайте также:  Понятие страхового стажа и отличие от трудового в 2020 году: подробное сравнение

Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.

Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки. Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).

Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

  • при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
  • при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
  • задержка выплаты или невыплата заработной платы;
  • неверный расчет компенсаций при увольнении;
  • невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
  • отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
  • некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
  • при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
  • по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

По каким основаниям может быть инициирована внеплановая проверка?

В нашей стране трудовая инспекция представляет собой особую организацию, работа которой направлена на защиту прав граждан в профессиональной сфере. В полномочия этой инстанции входит проведение проверок, которые, в свою очередь, могут быть разделены на плановые и внеплановые мероприятия. Если говорить именно о последних, можно отметить, что для их инициирования у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является жалоба, которая была получена от гражданина. Следует отметить, что право на подачу жалобы имеется у многих лиц, включая:

  • текущих работников конкретной организации. Если служащий постоянно сталкивается с нарушением собственных прав со стороны работодателя, он всегда сможет подать официальную претензию в трудовую организацию;
  • бывших работников тех или иных компаний. Следует отметить, что даже после увольнения у гражданина сохраняется законное право на подачу письменной жалобы. Это вполне справедливо, ведь работодатель может нарушить интересы сотрудника, например, во время непосредственной процедуры увольнения;
  • другие лица, которые являются официальными представителями сотрудников либо работниками различных надзорных инстанций.

Если говорить о непосредственных причинах подачи жалоб в трудовую инспекцию, сразу следует отметить, что они могут быть связаны с самыми различными нарушениями со стороны работодателя. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:

  1. Задержку работодателем причитающейся сотрудникам заработной платы либо неправомерный отказ в начислении положенных денежных средств. Данную причину можно назвать наиболее распространенной. К сожалению, очень многие работодатели пытаются сэкономить на своих сотрудниках и всячески избегают исполнения своих финансовых обязательств.
  2. Игнорирование работодателем ранее выданного трудовой инспекцией предписания. После каждой проверки, в случае обнаружения тех или иных нарушений в организации, работодателю может быть выдан данный документ. В большинстве случаев в него включаются сведения относительно точных сроков, в которые обнаруженные нарушения должны быть устранены. Выданное директору предписание является обязательным для исполнения.
  3. Нарушение работодателем законных прав сотрудников на получение различных социальных гарантий. Сюда можно отнести, например, возможность регулярного оформления оплачиваемого отпуска, предоставление работодателем компенсации за период нахождения служащего на больничном и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *