Что значит вызывают в налоговую в качестве свидетеля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит вызывают в налоговую в качестве свидетеля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Допросы проводятся с целью прояснения деталей сомнительных финансово-хозяйственных операций и осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства. Вызывать имеют право для дачи показаний только по финансово-хозяйственным операциям, совершённым не более трёх лет назад.

Неявка на допрос – налоговое правонарушение

Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) лица, за которое НК РФ установлена ответственность, признается налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ).

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут ответственность свидетеля, установленную ст. 128 НК РФ.

В Письме Минфина России от 08.05.2019 № 03-02-08/33719 разъяснено, что нормативное регулирование по вопросу о том, что является делом о налоговом правонарушении согласно ст. 128 НК РФ и с какого момента оно считается возбужденным, в настоящее время отсутствует.

Что касается допросов индивидуальных предпринимателей.

Здесь ситуация иная.

Так, Оренбургский областной суд не поддержал налоговиков. Он отметил, что понятия «налогоплательщик» и «свидетель» разграничены и данные лица имеют разный статус и наделены различными правами и обязанностями. Поскольку ИП был вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производилось в отношении него же, полученные показания могли быть использованы против него. Отказ от дачи показаний является правомерным (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 22.01.2015 по делу N 33-522/2015(33-8536/2014)).

Арбитражный суд Центрального округа решил, что независимо от характера показаний, которые дал ИП налоговому органу в ходу проводящейся в отношении него выездной налоговой проверки, он не подлежит ответственности по ст. 128 НК РФ, поскольку не может являться свидетелем в отношении самого себя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2018 N Ф10-4650/2018 по делу N А08-3699/2017).

По части 1 ст. 48 Конституции РФ каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. Для присутствия на налоговом допросе юриста необходима только доверенность без нотариального заверения от имени свидетеля, если это представитель юр. лица, а если физического – требуется нотариальная доверенность.

Но сопровождать свидетеля может не только юрист. Письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ разъясняют, что круг сопровождающих лиц не ограничен. В письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ сказано, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лиц, сопровождающих свидетеля, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке статьи 90 НК РФ.

Примеры сопровождающих лиц:

  • Уполномоченный представитель

    Пункт 1 ст. 26 НК РФ гласит, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым Кодексом РФ.

    Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком, в нашем случае свидетелем, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, в нашем случае присутствовать на допросе. Уполномоченным лицом не может стать должностные лица налоговых органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

    Но есть ограничение. Согласно Письму Минфина России от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796 статьей 90 НК РФ при проведении допроса свидетеля участие проверяемого лица не предусмотрено.

  • Адвокат/юрист

    Ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регламентирует адвокатскую деятельность. Согласно части 1 этой статьи адвокатской деятельностью признаётся квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Ч. 3 и 4 ст. 1 Ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляют список лиц, чья юридическая помощь не является адвокатской деятельностью.

    Присутствие юриста на допросе даёт некоторые преимущества. Так по ч. 3 ст. 99 НК РФ юрист имеет право делать замечания, подлежащие внесению в протокол и приобщению к делу. Свидетель тоже имеет право это делать, но в силу стресса или незнания юридических тонкостей может упустить важные детали. Свидетель может консультироваться с юристом перед дачей окончательного ответа на любой вопрос, но ответить за него юрист не может.

    Как уже говорилось ранее, присутствующий при мероприятиях налогового контроля адвокат или юрист не могут быть вызваны в качестве свидетеля на допрос, так как он получил информацию об интересующих инспекцию обстоятельствах в ходе выполнения профессиональной деятельности. Такая информация относится к адвокатской тайне согласно ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации.

  • Иные сопровождающие лица

    Как было сказано ранее, согласно письмам ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ круг сопровождающих лиц не ограничен. В качестве сопровождающего лица может выступать даже переводчик, если существует такая необходимость. Напомним лишь про ограничение: в письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ уточняется, что статьей 90 НК РФ при проведении допроса свидетеля участие проверяемого лица или его представителя не предусмотрено.

Читайте также:  Какую стипендию платят в колледже в 2023 году

Если Вас или Вашего сотрудника вызвали в налоговую на допрос, рекомендуем придерживаться следующего плана действий:

  • Успокойтесь: это стандартная процедура, которая произойти может с кем угодно и когда угодно.
  • Подумайте, с чем может быть связан вызов: какие сделки Вы проводили в последнее время, проверяют Вашу компанию или компанию контрагента.
  • Подготовьте себя и сотрудников: поднимите документы, вспомните обстоятельства сомнительных операций, продумайте единую версию событий.
  • Сообщите контрагентам. Они также могут быть вызваны в качестве свидетелей в связи с налоговым контролем, поэтому важно поставить их в известность о проводимом мероприятии и помочь с подготовкой к поездке в налоговый орган.

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

В письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (пункт 5.1) даны рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения:

  1. О мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
  2. О времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
  3. О месте проведения допроса.

Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.

Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:

  • Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
  • Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
  • В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
  • До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
  • После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.

Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.

Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:

  • Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
  • После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.

Убедитесь, что вас вызывают именно на допрос

Не всегда звонок с налоговой и предложение поговорить – вызов на допрос. Также не стоит расценивать как вызов письменные приглашения с формулировкой «просим явиться». Запомните, вызовом на допрос можно считать только повестку, оформленную как официальный документ. Она подписана руководителем налоговой и подкреплена печатью. В этом документе должно быть указано, что вас вызвали на допрос в налоговую в качестве свидетеля. От других «приглашений» можно спокойно отказываться, ответственность не наступит.

Некоторые непорядочные сотрудники налоговой инспекции пугают людей, которые не соглашаются прийти поговорить без повестки принудительным приводом. На самом деле это блеф – привод возможен только в случае совершения административного правонарушения. А о факте административного правонарушения гражданина обязательно уведомляют.

Читайте также:  Онлайн подготовка к квалификационному экзамену и периодическим проверкам

Как подготовиться к прохождению допроса?

Вызов на допрос в налоговую требует тщательной и вдумчивой подготовки. Проанализируйте причины вызова, подумайте над тактикой своего поведения. Не лишним будет собрать документы, которые помогут вам отстоять свою позицию в ходе допроса и дать корректный ответ. Если прийти в налоговую на допрос хорошо подготовленным, с высокой долей вероятности вас больше не вызовут туда. Также у инспектора будет меньше поводов додумать за вас и использовать приемы для дискредитации информации.

Советуем проработать перечень вопросов, которые ИФНС рекомендовала для проведения допросов налоговой. Всего этих вопросов 80. Учитывайте, что сотрудники налоговой тоже не теряют времени зря и готовятся к встрече с вами. На часть вопросов, которые вам наверняка задаст инспектор, он уже давно знает ответы. Поэтому подготовьте информацию о средней зарплате сотрудников, проблемных контрагентах и т.д. Скрывать эти факты нет смысла.

Также наверняка инспектор задаст неприятные вопросы о вашем бизнесе, ради которых, собственно, и был вызов на допрос. Многие люди в этой ситуации теряются, но надо помнить: вы не отвечаете на вопросы из экзаменационного билета, и если не даете четкие ответы – это нормально. Самое важное, убедить инспектора налоговой в своей компетентности и развеять его подозрения о том, что вы получили необоснованную налоговую выгоду.

Не давайте налоговикам лишней информации, которую они смогут использовать против вас и против вашего предприятия. Если об определенных обстоятельствах, связанных со сделками, вспоминать нежелательно – давайте неопределенные ответы, ссылаясь на то, что чтобы ответить полно, надо поднять документы. Некоторые люди подозревают, что их вызвали на допрос из-за сделки или сделок с контрагентами. Лучше всего связаться с контрагентом до допроса и согласовать ваши позиции. Совместно отработайте ответы на такие вопросы:

  • Почему именно этот контрагент?
  • Какие услуги и товары поставлялись?
  • Как именно осуществлялась передача товаров и где они хранились?
  • Кто подписывал договора и другую документацию с контрагентом?

Ни административной, ни уголовной ответственности за ложь и отказ от дачи показаний на допросе в налоговой нет

Такая ответственность есть за заведомо ложные показания и отказ от показаний в рамках административных и уголовных дел. Но у нас, повторимся, налоговый контроль — это другое.

В Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 ФНС пишет:

административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены

За неявку на допрос могут оштрафовать на 1000 рублей, за отказ от показаний и ложные показания — на 3000 рублей (ст.128 НК РФ), но никаких больше санкций не будет. Однако у налоговой может создаться впечатление, что вам есть, что скрывать, и риск выездной проверки в отношении вашей компании возрастёт.

Переходим к даче пояснений.

Комментарий к ст. 90 НК РФ

Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

В связи с этим данный вопрос является спорным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Читайте также:  Что положено беременным в Московской области в 2024 году

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Если вызвали на комиссию

Прежде чем пригласить на комиссию, ИФНС направит налогоплательщику информационное письмо. В нем будет изложена суть претензий инспекции, в отношении которых планируется получить поясния налогоплательщика.

Также в письме будет содержаться информация о том, как урегулировать вопросы задолженности, не дожидаясь проверки. Под урегулированием понимается уплата всех долгов и подача уточненных деклараций — все это нужно сделать в течение 10 дней после получения письма. Опаздывать нельзя, иначе придется давать пояснения.

Собираясь на комиссию, необходимо заранее изучить все претензии налогового органа, подготовить ответы на возможные вопросы и запастись подтверждающими документами.

Например, если суть претензии налоговиков заключается в пониженном уровне заработной платы в организации, то обосновать это обстоятельство можно следующими аргументами:

  • привлечены низкоквалифицированные кадры;
  • работник трудится неполный день;
  • в компании сложности, над решением которых руководство работает (указать, что заработная плата будет поднята при первой возможности).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *