Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарный разрыв от железной дороги нормативы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрывы обустраивают возле каждой железной дороги, автомобильной магистрали, автостоянки и гаража-стоянки, между сельскохозяйственными зданиями, газпроводами и пр. линейными объектами, которые может служить источником опасности для здоровья и жизни людей. Чтобы улучшить санитарные показатели, уменьшить вредное влияние на среду обитания человека, между такими объектами и ближайшими домами должна быть предусмотрена территория санитарного разрыва. Разрыв является обязательной частью каждого объекта, который выступает источником потенциального химического, физического или биологического воздействия на здоровье человека и его среду обитания.
Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, пионерских лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха — не менее 300 м. (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
Правовая база: нормативные акты, регулирующие санитарный разрыв от железной дороги
Одним из основных нормативных актов в данной сфере является Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О санитарном разрыве от железной дороги». Данный закон определяет правовую основу и устанавливает требования к проведению санитарного разрыва, который должен обеспечивать защиту населения от вредного воздействия железнодорожной транспортировки.
В рамках данного закона устанавливаются нормативы по допустимому расстоянию между железнодорожными путями и жилыми или общественными зданиями. Например, санитарный разрыв от железной дороги для жилых зданий составляет 50 метров, для учебных и лечебных учреждений — 100 метров. Также закон дает правила по размещению предприятий и сооружений вблизи железных дорог.
Кроме того, регламентируется процедура проведения экологической экспертизы при планировании и строительстве объектов, находящихся в зоне санитарного разрыва от железной дороги. Экспертиза оценивает потенциальное воздействие объекта на окружающую среду и предлагает меры по снижению негативных последствий.
Как определить необходимый размер санитарного разрыва от железной дороги
Первым шагом в определении необходимого размера санитарного разрыва является анализ особенностей железнодорожного транспорта, который будет применяться в данной местности. Необходимо учесть скорость движения поездов, типы грузов, количество пассажиров и другие характеристики, которые могут повлиять на возможные выбросы и загрязнение окружающей среды.
Далее необходимо оценить местные климатические условия, такие как направление и сила ветра, влажность и осадки, чтобы определить вероятность переноса загрязнений. На основе этих данных можно установить необходимую ширину санитарного разрыва для предотвращения негативного воздействия атмосферно-аэрозольного загрязнения на окружающую среду и людей.
Важным аспектом в определении размера санитарного разрыва является также учет особенностей местности. Например, наличие преград, таких как деревья или здания, может служить естественным барьером для снижения уровня шума и вибраций от проходящих поездов, что в свою очередь может потребовать увеличения размера санитарного разрыва. Также необходимо учитывать наличие населенных пунктов или объектов социально-экономического значения, чтобы минимизировать возможные негативные последствия в случае аварии или инцидента на железнодорожных путях.
В результате комплексного анализа всех вышеупомянутых факторов и соблюдения соответствующих нормативов и рекомендаций, можно определить необходимый размер санитарного разрыва от железной дороги. Такое подход поможет обеспечить безопасность и уровень комфорта для жителей и окружающей среды вблизи железнодорожных путей.
Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Что такое санитарно-защитная зона
Необходимое к соблюдению расстояние от дома до железной дороги – не что иное, как норма, предусмотренная в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, которым приходится жить в непосредственной близости от жд.
СанПиН разработан медиками, которые занимаются защитой населения от различных типов загрязнений. В частности, от предприятий, с их физическим и химическим воздействием, а также от биологического загрязнения.
Назначение разработанных ограничений – не только предотвращение появления загрязнений около железнодорожных путей и домов.
Также это установка защитных барьеров, которые предназначены для минимализации степени возможной опасности для здоровья человека.
Научные исследования, проведенные гигиенистами, дали впечатляющие результаты. Было выявлено, что во время прохождения состава по железной дороге люди, живущие неподалеку, подвергаются сразу нескольким типам опасности.
Охранная зона жд путей
N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г.
«О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст. 4385) приказываю: Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2008 г. Регистрационный N 12203 отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126) ГАРАНТ: О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см.
Проведение натурных исследований и измерений
Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.
Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:
Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.
Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:
Для высотных источников шума (ТЭЦ, РТС, КТС и др.) расчетные и натурные измерения уровней шума проводятся с учетом высоты жилых и общественных зданий на прилегающих к источнику шума территориях.
На жилой территории точки для проведения натурных измерений выбирают в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (нормируемые показатели).
Измерение шума на жилой территории не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты измерительного микрофона от ветра.Изменение относительной влажности воздуха в процессе измерений не должно изменяться более чем на 10%.
Установление величин санитарно защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов (ПРТО) осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчета интенсивности электромагнитного излучения.
При определении границ в санитарно защитной зоне необходимо учитывать распространение вибрационных низкочастотных горизонтальных колебаний и виброускорения, создаваемых компрессорным оборудованием и различными испытательными стендами.
Параметры вибрации в жилой застройке регламентируются и корректируются в соответствии с характером вибрации (постоянная, непостоянная) и временем воздействия (ночное, дневное).
Вниманию предприятий и организаций! Изменились требования к организации санитарно-защитных зон.
Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее – Управление) информирует, что Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2022 № 7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74» утверждена актуализированная санитарная классификация, приведенная в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Изменениями сокращен перечень объектов, для которых требуется разработка санитарно-защитных зон, изменен (снижен) класс опасности и соответствующие размеры ориентировочных санитарно-защитных зон почти для 40 видов объектов, а также уточнены наименования порядка 45 видов объектов.
Кроме того, в отношении объектов II – V класса опасности, установленных актуализированной классификацией санитарных правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с п. 4 Правил установления санитарно-защитной зоны и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее – Правила), формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2018 № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».
Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пп. 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
В соответствии с пп. 14, 15 Правил к заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
К заявлению также должны быть приложены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (в случаях, предусмотренных положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий II класса опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий II класса опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Таким образом, с целью установления санитарно-защитной зоны объектов железнодорожного транспорта и обеспечивающих деятельность железных дорог Российской Федерации II – V класса опасности, правообладателям необходимо обращаться по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 17.
По вопросу установления, изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны объекта I класса опасности, правообладателям необходимо обратиться с заявлением и пакетом документов в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адресу: г. Москва, Вадковский переулок, д. 18, стр. 5.
На каком расстоянии от железной дороги можно возводить постройки?
4.1. Внешние грузовые и пассажирские транспортные связи производственной зоны следует предусматривать в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом населенного пункта.
Сеть дорог должна обеспечивать транспортные связи со всеми сельскохозяйственными предприятиями и селитебной зоной.
4.2. Выбор видов транспорта следует производить на основе технико-экономических обоснований, предпочитая, как правило, безрельсовый транспорт.
4.3. Железнодорожные подъездные пути предприятий размещать в пределах селитебной зоны сельских населенных пунктов не допускается.
Расстояния от зданий и сооружений сельскохозяйственных предприятий до оси железнодорожного пути общей сети должны приниматься по соответствующим нормам технологического проектирования, но не менее:
40 м — от зданий и соружений II степени огнестойкости
4.4. Пересечение на площадках сельскохозяйственных предприятий транспортных потоков готовой продукции, кормов и навоза не допускается.
4.5. Площадки сельскохозяйственных предприятий размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, расстояние между которыми по периметру ограждения должно быть не более 1500 м.
4.6. Расстояния от рабочих мест на открытом воздухе или в отапливаемых помещениях до санитарно-бытовых помещений (за исключением уборных) не должны превышать 500 м, а в Северной строительно-климатической зоне — 300 м.
При доставке рабочих от санитарно-бытовых помещений к месту работы и обратно транспортом расстояния от рабочих мест до указанных помещений не нормируются.
4.7. Ширину проездов на площадках сельскохозяйственных предприятий надлежит принимать из условий наиболее компактного размещения транспортных и пешеходных путей, инженерных сетей, полос озеленения с учетом возможной снегозаносимости дорог, но не менее противопожарных, санитарных и зооветеринарных расстояний между противостоящими зданиями и сооружениями.
4.8. Автомобильные дороги и тротуары сельскохозяйственных предприятий следует проектировать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию автомобильных дорог.
Какое расстояние должно быть между дорогой и забором
Нередко встречаются случаи по самозахвату территории, которая может принадлежать только администрации города.
Однако, если у собственника на руках есть документ, в котором указано, что граница его участка граничит с дорогой, становится совершенно неважно, в каком месте будет установлено ограждение. Это может, повлечь за собой ряд неудобств и негативных последствий. Захваченное расстояние от дороги до забора не вписано в официальный план земельного участка и вследствие проведенной экспертизы на человека, который незаконно присвоил себе часть участка не принадлежащему ему, должно быть наложено денежное взыскание в виде административного штрафа. Существует много случаев, когда под незаконно установленным забором проходят различные коммуникации, которые в случае поломки требуют немедленного ремонта.
Для проведения таких работ часть оградительного сооружения могут снести для того чтобы создать доступ к неисправному объекту. В таком случае собственнику не стоит ждать компенсации за разрушенный забор, так как он сам виноват в своих действиях.
3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.Т.о., Вам нужно смотреть кадастровый паспорт на земельный участок, где обозначены Ваши границы. То, что вне этих границ, территория не Ваша.
27 Марта 2014, 07:10 Ответ юриста был полезен?
Что такое санитарно-защитная зона?
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория, расположенная вокруг объектов и производств, оказывающих негативное химическое, биологическое или физическое воздействие на атмосферный воздух. В результате такого влияния страдает человек, ухудшается его здоровье. Размер этой зоны рассчитан таким образом, чтобы к ее границам уровень загрязнения был снижен до значений, которые не превышают допустимые.
Другими словами, СЗЗ выполняет роль защитного барьера, благодаря которому эксплуатация «вредного» объекта становится безопасной для людей.
Использование территорий санитарно-защитных зон имеет некоторые ограничения. Так, на их землях запрещено размещение:
- жилой застройки, в том числе дачных и садово-огородных участков;
- сооружений спортивного типа;
- всевозможных образовательных учреждений;
- любых организаций системы здравоохранения.
Есть две группы документов, которые регулируют требования к безопасности названных производств. Первая группа – это строительные нормы (СНиПы). В них прописано, как необходимо планировать и строить названные объекты.
Ко второй группе относятся документы, в которых содержатся санитарные правила и нормы (СанПины). Именно по ним проводится контроль. Нормы, которыми руководствуются контролирующие органы в настоящее время, изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».