Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер (мопед) в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Использование ближнего света фар на скутере
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
…
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Как получить права на мопед?
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Использование ближнего света фар на скутере
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило очень важное. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства. Напомню, что начиная с 10 ноября 2010 года ближний свет фар должны включать водители всех транспортных средств (Поправки в ПДД 2010).
Как и где получить права на мопед и скутер
Для получения прав на вождение нужно сдать экзамены в любом подразделении ГИБДД. Но перед этим требуется пройти обучающий курс в автошколе. Выбранное заведение должно иметь лицензию, чтобы проводить обучение на выбранную вами категорию. Оно обычно длится полтора-два месяца. За это время ученики должны освоить теорию вождения и непосредственно научиться ездить на выбранном транспортном средстве.
Во время экзамена нужно успешно сдать две части: теорию и практику. Правила перевозки пассажиров? Теория сдается на компьютере, и ученик имеет право допустить всего две ошибки. Для хорошего результата по практике нужно показать отличный навык езды на отдельной площадке со специальной разметкой, где чаще всего от испытуемого требуется выполнить несколько стандартных маневров на мопеде или скутере.
На категорию B разрешено проходить обучение заранее, до наступления 18 лет. Нужно помнить, что подобная практика в случае открытия категории М не применяется. Обучаться подросток может исключительно после исполнения ему 16 лет.
Если ученик не сдал хоть одну из частей, экзамен придется сдавать заново, но это будет возможно не раньше, чем через неделю. Со смертельным исходом? Когда кандидата постигает неудача три раза подряд, то следующий шанс получить удостоверение он получит через месяц. При успешном завершении, водитель получает свои права сроком на 10 лет.
Для получения лицензии на вождение данными ТС необходимо собрать пакет документов, в который входят:
- паспорт;
- справка о прохождении общего медицинского осмотра;
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
- заполненная форма заявления;
- документ об успешном окончании курсов в автошколе.
Очень часто именно подростки решаются на вождение скутером или мопедом за неимением другой альтернативы — это единственный вариант собственного и недорогого транспорта, который они могут себе позволить до 18 лет. Однако этот факт не освобождает от обязанности получать водительское удостоверение.
Необходимый возраст для вождения
Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.
В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).
К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:
- масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
- эффективная мощность до 15 кВт
Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:
- до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
- 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)
К мопедам так же относятся:
- квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
- скутера с аналогичными рабочими параметрами
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:
- Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
- Мопеды и скутеры относятся к категории М.
Ситуация в других странах
Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.
- В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
- В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
- В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
- На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
- В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.
Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.
Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.
Чтобы определить, нужно ли сдавать на права для управления мопедом, предварительно следует разобраться, какие транспортные средства относятся к ним. Определение мопеда указано в ПДД. Это 2-х и 3-х колесные транспортные средства с определенными техническими параметрами:
- развиваемая скорость — не более 50 км/ч;
- объем двигателя — меньше 50 куб. см (для электродвигателя — мощность 0,25 кВт – 4 кВт).
К мопедам относятся и квадрициклы, если их технические характеристики подходят под вышеуказанные параметры.
Методы оформления водительского документа
Получение водительского удостоверения для эксплуатации мопеда или скутера возможно в любом отделении ГАИ, однако предварительно необходимо пройти обучение в автошколе. Автошкола, в которой планируется проходить обучение, должна быть лицензирована. Процесс обучения занимает, как правило, пару месяцев. В течение этого времени курсанты должны освоить как теоретическую часть, так и практическую.
Теоретическая часть содержит 20 вопросов, нижний порог прохождения экзамена – 18 правильных ответов, то есть можно дважды ошибиться, однако на каждую ошибку будут добавлено еще несколько вопросов. Для успешной сдачи практической части экзамена необходимо продемонстрировать умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.
Категория В также доступна для прохождения несовершеннолетним потенциальным водителям, если им уже есть 17 лет, однако права этой категории выдаются исключительно по достижению совершеннолетия. Если какая-либо из частей экзамена сдана неудачно, придется снова проходить тестирование, однако повторная попытка доступна будет только через 7 дней. Если кандидат трижды подряд не смог сдать экзамен успешно, следующая попытка доступна только через 30 дней. Срок действия водительского удостоверения – 10 лет.
Какие бумаги понадобится предоставить для того, чтобы получить водительское удостоверение:
- гражданский паспорт РФ;
- заключение медицинской комиссии;
- чек об оплате государственного сбора
- заявление;
- карта водителя, подтверждающая успешное прохождение обучения.
Вождение скутера с правами других категорий
Со скольки лет можно ездить на мопеде? Чем он отличается от скутера? В скутере весь стильный вид дают пластиковые облицовки. Это такое потребительское описание разницы между ними. На самом деле в скутере мотор подвешен к раме, а в мопеде он закреплен в раме. В мопеде на правой руке ручка газа и переднего тормоза, а на левой руке управление сцеплением.
Хорошо видно педаль — явное отличие мопедов прошлого от скутера
Сейчас таких механизмов уже и не встретишь, хотя идея хорошая. Мотор раскручивался педалями и на ходу заводился. Если бензин кончался, можно было доехать на педалях. Управлением мопедом может справиться двенадцатилетний подросток. Такой транспорт — незаменимая вещь на даче, в загородной жизни. А также эффективное средство социализации. Размер колеса больше, чем у скутера. Внедорожные качества лучше. Рыбалка и походы становятся возможны в большем радиусе.
Интересен так же опыт соседей по введению прав на малокубатурную технику. В Финляндии их вводили в 2000 году. Тем, кто старше 1986 года рождения категория в права вписывалась по желанию и запросу, без дополнительных сборов и мытарств. Так как в сельскохозяйственной Финляндии большинство подростков ездит на мопеде лет с десяти, а те, кто занимается мотокроссом даже и с четырех, то экзамен можно сдавать экстерном. Но если экзамен прошел неблестяще, придется пройти полное обучение в мотошколе.
Категории прав для мотоциклистов
Чтобы водить мотоцикл, нужно окончить автошколу и получить права с одной из четырех категорий:
Кат. | С какого возраста | Что можно водить |
A | 18 | мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской |
A1 | 16 | мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры |
B1 | 18 | трициклы и квадрициклы |
M | 16 | мопеды и легкие квадрициклы, скутеры |
Если в правах указана категория А, можно водить мотоциклы из категорий A1 и B1. Мопеды по закону водят владельцы прав с любыми категориями.
С какого возраста разрешено ездить на мотоцикле
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Рассчитать транспортный налог
- Рассчитать ОСАГО
- Рассчитать КАСКО
- Рассчитать автокредит
- Рассчитать расхода топлива
- Калькулятор растаможки авто
Давайте сразу разберемся: в российских законах не определено транспортное средство под названием «скутер». Если смотреть на объем мотора, то такой транспорт по Правилам дорожного движения в п. 1.2 можно назвать:
- Мопед, в случае мощности двигателя до 50 см кубических.
- Мотоцикл, при мощности мотора свыше 50 кубов.
Поэтому, двухколесный транспорт с силовым агрегатом 49 кубов считается мопедом. Но по Федеральному закону №196-ФЗ в пункте 1 указано, что езда на мопедах возможна только при наличии водительских прав, а именно, специального удостоверения. Поэтому права на скутер нужны в обязательном порядке.
Если мощность мотора 49 кубов, то в правах должна быть открыта категория «М». В этом случае можно ездить на мопеде. Но Правительство РФ при создании законов учло тот факт, что на мопедах ездить не слишком сложно. Поэтому разрешили управлять этим транспортом лицам с любыми другими категориями.
По указанному выше Федеральному закону любые водительские права подойдут для управления мопедом. Категория «М» — самая низшая для водителей, поэтому ездить на мопеде можно с любой категорией прав, даже если в них не открыта именно эта.
Если у водителя есть медицинские противопоказания для вождения мопеда, то в правах ставится отметка «ML».
Это не позволяет водителю ездить на скутере, независимо от мощности двигателя и наличия других категорий в правах. Если данная отметка поставлена ошибочно, нужно обратиться в МРЭО ГИБДД с заявлением о корректировке информации. Для этого потребуется оформить новую медицинскую справку, чтобы доказать, что врачи не нашли противопоказаний для управления мопедом.
Вопрос в том, что часто возникают спорные моменты между инспекторами ГИБДД и водителями. Это касается категории «М». Полицейские не согласны, что на скутере можно ездить с любой категорией прав.
В этом случае существуют две стороны вопроса:
- Если у человека нет медицинских противопоказаний, то в водительское удостоверение автоматически ставится отметка с категорией «М», если есть остальные.
- Если даже она не поставлена, а другие категории есть, то это дает право на управление мопедом.
Отличие между этими двумя позициями большое. Например, если в ваших правах есть категория «В», а отметка «М» не стоит, то на дороге вас может остановить инспектор, который имеет первое мнение. При этом он оштрафует вас, выписав постановление.
Такое решение нужно оспаривать, так как оно незаконно. Федеральный закон непосредственно говорит, что, если есть любая категория на управление транспортом, то ездить на мопеде можно. В этом законе не говорится, что отметка «М» должна обязательно быть. Поэтому штраф можно обжаловать и добиться справедливости.
Когда будете в очередной раз менять права, то в поликлинике при прохождении медкомиссии напомните главному врачу, чтобы он отметил в справке допуск к категории «М». В этом случае в ГИБДД вам укажут ее в водительском удостоверении.