Производственный экологический контроль (ПЭК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственный экологический контроль (ПЭК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

Основная информация об отчете по ПЭК

Наименование

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля) или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля)

НПА

Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261

Срок сдачи

до 25 марта

Кто предоставляет

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС

    Как предоставляется
    • в бумажном виде (в т.ч. направлением отчета с приложениями почтой);
    • в электронном виде через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ

    Наверное, первый раздел программы составить проще всего. В этот раздел включают самые общие сведения о предприятии: его наименование, организационно-правовая форма, адреса (юридический и фактический), коды ИНН и ОГРН и прочие, краткое описание деятельности и организационную структуру (при желании).

    Обязательно указать наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта, как прописано в свидетельстве о постановке на учет.

    В самом начале программы, в общем разделе, необходимо указывать наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору – в территориальный отдел Росприроднадзора, для «регионалов» — в соответствующий исполнительный орган Субъекта РФ.

    Также необходимо указать сведения о должностном лице, ответственном за осуществление производственного экологического контроля и подачу ежегодной отчетности, и проставить дату утверждения программы.

    5.3.1. Главный инженер обязан:

    • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
    • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
    • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
    • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
    • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
    • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
    • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
    • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
    • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

    Утверждение программы

    ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

    Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

    Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

    1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
    2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
    • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
    • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
    • Инструкции для сотрудников.
    1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
    2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
    3. Ответственности за нарушение инструкций.

    Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

    Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

    1. Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
    2. Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
    3. Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.
    Читайте также:  450 тысяч на ипотеку за третьего ребенка: как получить государственную поддержку

    Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

    Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

    На что обратить внимание в новом документе

    Структура разделов нового документа отличается от соответствующей ГОСТу. Например, в документ включён раздел, содержащий:

    • сведения о юридическом лице или ИП – организационно-правовая форма, адрес, ИНН, ОГРН, категория, адрес и код;
    • наименование органа, куда предоставляется отчетность по производственному контролю, а также сведения о должностных лицах или компаниях, составляющих такую отчетность.

    На должностных лиц, предоставляющих неверную отчётность или тем более намеренно искажающих ее, будут накладываться штрафы в размере до 6 тыс. руб. А саму компанию оштрафуют на сумму до 80 тыс. руб.

    В приказе расширено количество подаваемых сведений об источниках загрязнения, сбросах и выбросах, а также заборе и сбросе сточных вод. Имеется целый раздел, посвященный отходам – их образованию, утилизации и размещению, внесено много новых уточняющих позиций, не применявшихся ранее в ГОСТе Р 56061-2014.

    Например, приказом установлен срок 60 дней, в течение которого нужно доработать программу и принять меры, улучшающие экологическую обстановку. В действующем ГОСТе Р 56061-2014 такие сроки не существовали.

    Составленный отчет нужно будет предоставлять до 25 марта года, следующего за отчётным.

    Оформляется документ в 2 экземплярах, один из которых будет храниться на предприятии или у индивидуального предпринимателя, а второй – предоставляться в контролирующий орган, согласно степени опасности предприятия:

    • объекты I категории, а также II и III, контролируемые на федеральном уровне, сдают отчет в территориальные органы Росприроднадзора;
    • объекты II-III категории с региональным надзором буду сдавать отчетность в органы субъекта, занимающиеся вопросами экологического контроля.

    Отправка будет проводиться с описью и уведомлением. Подписывает отчет руководитель или должностное лицо на основании доверенности. Индивидуальный предприниматель подписывает отчет лично.

    Отчётность можно будет сдавать в электронном виде с усиленной квалификационной подписью, а также путем сдачи в надзорный орган на магнитном носителе. Пока точная форма отчета еще не утверждена, но это будет сделано в ближайшее время.

    Технический отчет по обращению с отходами 2022-2023

    Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

    Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.

    В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.

    В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета – ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

    Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

    Экологическая отчетность по программе ПЭК в 2023 году

    Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I – III категорий.

    Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.

    Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.

    В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.

    Читайте также:  Увольнение сотрудника за прогул

    С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности – ежегодно до 25 марта текущего года.

    В отчет необходимо включить следующую информацию:

    • Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
    • Об организации экологических служб на объектах;
    • О технологиях, используемых на предприятии;
    • О результатах проведенного ПЭК за год.

    Отчет по ПЭК: образец заполнения 2020

    За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности.

    Эксперты справочной Системы «Охрана труда» подготовили для вас рекомендации, что нужно сделать, чтобы не платить штрафы.

    Не запрещается направлять второй экземпляр почтой, в этом случае нужно сохранить у себя опись вложений и уведомление о получении, которые выдают в почтовом отделении.

    Рекомендуем прочесть: Расчет пени по дду калькулятор 2020

    Документ должен составить эколог, а подписать – руководитель организации. Допускается сдача этого документа в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи.

    Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В таблице указываются сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий: полное наименование, адрес и реквизиты аттестата аккредитации. Охрана атмосферного воздуха Таблица 2.1.

    Загрязняющие вещества, включенные в план-график контроля стационарных источников В таблицу с перечнем заносят только наименования веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов (см. соответствующий раздел программы ПЭК), в свою очередь, приведенных в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2020 г. N 1316-р

    «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»

    .

    В План-график контроля в программе ПЭК и, соответственно, в таблицу 2.1 должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

    Кто должен проводить ПЭК?

    Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

    Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

    Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

    Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области, подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве, подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

    Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

    Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

    Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

    Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

    4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:

    Читайте также:  Что я потеряю, если сброслю настройки Android до заводских?

    — обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);

    — обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    4.2 Основные задачи ПЭК:

    — контроль за соблюдением природоохранных требований;

    — контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;

    — контроль за обращением с опасными отходами;

    — контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

    — контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;

    — контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

    — контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;

    — контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

    — контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

    — контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

    — контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

    — контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

    — контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

    — контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

    — контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

    — контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

    — контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

    — подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

    4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

    4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:

    — ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;

    — ПЭК за охраной атмосферного воздуха;

    — ПЭК за охраной водных объектов;

    — ПЭК в области обращения с отходами;

    — ПЭК за охраной земель и почв.

    Опираясь на Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.11 можно сделать вывод, что выполнять проект производственного экологического контроля (ПЭК) природопользователи имеют право самостоятельно. Однако данный документ сам по себе включает комплекс разнообразных анализов в области охраны окружающей среды, различных исследований, данных регулярного мониторинга. Кроме того, в штате необходимо иметь руководителей и специалистов, обученных по экологической безопасности в области обращения с опасными отходами (1-4 классов опасности). В любом случае придется привлекать стороннюю специализированную организацию, имеющую опыт выполнения данного отчета. В том случае можно значительно сократить временные и финансовые затраты. Разработаем программу производственного экологического контроля ПЭК. Заказать разработку программы ПЭК от 25000 рублей. Цена зависит от количества отходов, выбросов и сбросов на предприятии, сроки – от 15 дней.
    Разработка ПЭК проводится внутри конкретного промышленного предприятия. Данный проект составляется на предприятии или хозяйственном объекте ежегодно, и представляет собой комплекс данных, отображающих полную картину выполнения производственного экологического контроля на данном промышленном объекте.

    Инструкция по заполнению отчета по пэк

    15 ноября 2019 10:25

    Информируем об опубликовании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.10.2018 г. № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

    В соответствии с настоящим Приказом, утверждены Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, предназначенные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

    В Методических рекомендациях приводятся в том числе:

    • указания по заполнению каждой из граф отчета;
    • источники получения хозяйствующими субъектами информации, необходимой для заполнения отчета;
    • формула расчета показателей, необходимых для заполнения формы отчета.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *